Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

LegEnds: Kenso


Kenso
Часть третья (1992-...)

Kenso – “In the West” (1998, live)

То, о чем дружно начали кричать прог-мелломаны и журналисты в 1999 году, когда Kenso выпустили свой альбом-прорыв Esoptron, произошло, на самом деле, чуть пораньше - в 1998 году, когда Kenso выпустили свой концертный альбом In the West, на котором они не только выдали некоторые старые свои хиты, исполненные в основном в уже знакомой размытой фьюжн-стилистике, но и показали зубки и немного похулиганили, выдав несколько довольно плотных номеров, с сильным креном в сторону хард-рока и даже метала. Впрочем, как «похулиганили», как может нахулиганить, скажем, очкастый отличник-пятиклассник – дернуть за косу соседку по парте, не выучить урок. Все, конечно, относительно. Так и эта смелость и перемены достойны внимания и уважения для такой группы, как Kenso, за которой уже сложилась к тому моменту репутация мягкой, мелодичной фьюжн-группы, без швов и острых углов, а тут такое. Их более экстремальные и радикальные коллеги по цеху, конечно, подобными вещами разве что на утренниках балуются, ну да ладно. Итак, эту пластинку, конечно, стоит в первую очередь рассматривать в виде пролога к альбому Esoptron.

Kenso – “Esoptron” (1999)

Что интересно, что при всех этих явных стилистических изменениях, и формат группы, и ее состав остались полностью неизменными. Метаморфозы коснулись лишь только стилистики. Оставив за собой все те технические достижения и ртутную структуру формы композиций, Kenso сильно и резко прибавили в драйве, причем не в том драйве, как можно было бы ожидать, пойди они по пути тех же более близких для Kenso 80-х Weather Report, нет, они явно влили в свое «варево» жесткие конструкции хард-рока (первыми, конечно, приходят на ум Led Zeppelin – но тут виной вступительные риффы этой пластинки). В результате, общего с прежним Kenso практически ничего не осталось, что, впрочем, для меня не такая уж трагедия, а даже наоборот – в новом амплуа они явно звучат поживее, повеселее, поизобретательней, хотя и нельзя сказать, что они тут какие-то стилистические революции провернули под шумок, и, при желании все добродетели группы вот они, на лицо. Только все стало несколько... лучше? Аранжировки более разнообразными, размашистыми и смелыми. Ритм-секция то лупит и ухает от души, то крадется будто ленивый кот. Мелодии столь же приятны на слух, но, о чудо, они стали запоминаться! Клавишные есть и, если прислушаться, они вновь вмазывают по стенке звука дуплетом, но ощущения, будто окунулся в банку с симфоническим вареньем уже нет. Гитары стало больше, разительно больше, учитывая тот факт, что Симицу как бы и лидер группы и главный автор музыки, это логичный факт и удивительного в том, что подобное решение сработало, да еще как, не так уж много. Плюс, наверное, за все эти годы безмолвия музыканты проводили в медитациях и самопознании, в результате чего пришли к таким приятным и очевидным выводам, что решили вернуться и на сцену, и в студию. По крайней мере Esoptron звучит именно так.

Kenso – «Ken Son Gu Su» (2001, live)

Продолжение рок-фьюжн банкета. На этот раз инструментальный ансамбль невероятных кудесников и иллюзионистов из страны восходящего солнца выступают с праздничным концертов в честь собственного 25-летия, на котором исполняют с полной выкладкой и самоотдачей, а также присущей им на тот момент выдумкой и драйвом уже до оскомины известные композиции, которые не наездили ухо разве что уж самым горячим и преданным поклонникам. Впрочем, нужно признать, что даже Umi и, простите, Masui Часть Вторая в этом изложении не вызывают закатывания глаз «ну-сколько-уже-можно» и заставляют дослушать до конца. Вообще, если говорить про все концертные пластинки и, как следствие, выступления группы, то именно этот вот период вызывает жгучее желание посмотреть и послушать самостоятельно и в обязательном порядке живьем Kenso со сцены. Хорошо хоть есть для этого небольшая подмена – концертное видео, записанное на Progfest 2000-го года, где и состав у Kenso тот самый, правильный, и достать запись достаточно просто. Kenso там играют всего пять композиций общей продолжительностью чуть меньше четверти часа, но дают полное представление о том, как они могут играть со сцены. Чудесные ребята. Симицу прямо-таки будто выскочивший побаловаться на полчасика стоматолог.

Kenso – «Fabulis Mirabilibus de Bombycosi Scriptis» (2003)

В 2003 году Kenso выпускают по каким-то непонятным причинам считающийся редкостью ныне альбом Fabulis Mirabilibus de Bombycosi Scriptis, что на русский лад переводится примерно как «Фантастические истории бомбикозиса». Это уже такое концептуальное произведение, которое Симицу, если верить Дэвиду Циско, создал, находясь под впечатлением работ Юнициро Танидзаки, а «бомбикозис» - это вообще какое-то сумасшедше редкое нарушение психики или даже неврологическое заболевание, когда человек испытывает одновременно несколько эмоций. Примерно как музыка Kenso умудряется одновременно испускать лучики самых разных музыкальных ощущений. Иными словами, музыкантам это заболевание оказалось близким и интересным. Стилистически музыка осталась на тех же рельсах, только прибавила эпичности и размаху, ну тут без этого никак – все-таки полноценный концепт следует поддерживать и музыкальными методами, не только буклетики исписывать высокоструктурированными идеями относительно тех мыслей, что пытались изложить во время творческого процесса. В следствие чего немного пострадало разнообразие – такого сочного винегрета, как это получилось на Esoptron Kenso в этот раз избежали. Плюс несколько избитыми и неоригинальными выглядят некоторые композиционные моменты – музыканты явно не стали выпендриваться и в нескольких местах пропрыгали по знакомым кочкам, которые уже давно и тщательно исхожены многими прогрессивщиками, старавшихся сделать какую-нибудь концептуальную глыбу. Но в целом нужно признать, что попытка рассказать историю удалась, пусть не до конца четко понимаешь общий замысел работы, в этом плане Kenso далековато до больших мастеров концептуалистов, но то, что это одна большая и, похоже, интересная история, слышно даже невооруженным ухом.

Kenso - «Utsoroi Yuku Mono» (2006)

И последний на сегодня студийный альбом Kenso. В отличие от предыдущей работы, это не концептуальная пластинка, поэтому общее структурное построение и, так сказать, «событийный фон» работы явно не столь заполнен и перенасыщен, как это было на Fabulis Mirabilibus de Bombycosi Scriptis. Все гораздо проще и легче. Опять же, с позиции общей формы и целостности. Но в этот раз японские стилистические непоседы решили взять другим – и без того уже трещащий по швам стилистический образ своей музыки они насытили еще сильней, хотя, казалось бы, куда уж. Местами это вновь компилятивно, да, но калейдоскоп, вращающийся со скоростью маховика гоночного мотоцикла, настолько плотно гипнотизирует слушателя, что ни ругать, ни хвалить все это бесконечное звуковое и логическое безобразие не представляется никакого желания, да и коллектив, крепко стоящий на ногах уже 30 лет и выдающий один из самых насыщенных и интересных периодов своей творческой жизни, вряд ли нуждается в подобного рода оценках.
Tags: fusion, japan, kenso
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments