Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

Филипп Гласс: Блик 1

Филипп Гласс: Блики
Блик первый.

Родился Филипп Гласс в Балтиморе 31 января 1937 года. То есть он на четыре месяца моложе Райха. Филипп – еврей, родители отца жили в Литве, а матери – в Белоруссии, точней, на территории нынешней Белоруссии и Литвы, тогда это, конечно же, была Российская империя. Однако сами его родители родились уже в США, мать работала учителем и библиотекарем, а отец его управлял небольшим магазином музыкальных пластинок, поэтому с самого детства мальчик рос в окружении большого количества музыки - кроме хиллибилли и поп-групп 30-х и 40-х, а также чуточку джаза чуть позже, Гласс слушал и европейскую классическую музыку 18-19 веков, камерную музыку и даже современных академистов. С этим, кстати, было гораздо проще – папа приносил домой пластинки, которые плохо продавались в его магазине, а академический авангард продавался из рук вон как плохо.
В возрасте шести лет Филипп начал учиться играть на скрипке, а восьми – на флейте. С 1945 по 1952 год он посещал консерваторию, где брал уроки композиции. Платил за все сначала его отец, а потом и он сам, из собственного кармана, когда стал работать в отцовском магазине. Кроме того, молодой Гласс играл в школьных и театральных оркестрах и даже иногда приглашался для работы на любительских телевизионных передачах. Потом он поступил в достаточно престижный колледж в Балтиморе, став еще большей гордостью семьи, хотя родители не были сильно довольны намечающей карьерой музыканта, но дяди у него были достаточно известны – один играл на барабанах в группе The Marx Brothers, а другим был Эл Джолсон – знаменитый в свое время исполнитель популярных песен и актер.
В 15 лет Филипп Гласс поступил в Чикагский Университет, где изучал философию, математику, а также музыку. Примерно тогда попытался начать писать что-то свое. Первой его композицией было струнное трио «строго в додекафонической форме». В 19 лет Гласс закончил университет и получил диплом. К тому времени он уже начал дополнительно изучать искусство гармонии у Луи Чеслока, а после окончания университета, отправился в Нью-Йорк, где поступил в школу Джулиард, сначала на правах свободного слушателя, а с сентября 1958 года – как студент. Там он продолжил изучать композицию, его учителями были Уильям Бергсма и Винсент Персикетти, а сокурсниками – Петер Шикеле и, что более важно, Стив Райх. В 1960 году Гласс получил диплом, а два года спустя – степень магистра.
К тому времени он уже поучаствовал в летнем фестивале в Аспене, где поиграл вместе с Дариусом Мило. Да, говорят, он в те годы страсть как увлекался джазом, особенно в его новой на тот момент форме свободного джаза Орнетта Коулмена и Джона Колтрейна. Хотя позже сам Гласс джазом в качестве источника вдохновения собственного творчества не назовет, в отличие от того же Райха.
В 1962 году Гласс покинул Джулиард - ему было тогда 25 лет – и получил приглашение поработать пару лет композитором при школе в Питтсбурге. Уже там он принялся писать Haddock and mermaid, одну из самых ранних своих работ. Это пьеса на слова Гертруды Норман для хора в аккомпанементе фортепиано в Ми-бемоль мажоре с периодическими хроматическими отступлениями. Что интересно, басовая партия была ограничена по всему двадцатитактовому аккомпанементу словом «ду-ду» и завершает свой четвертый круг, когда мелодическая часть пьесы подходит к условному завершению. Еще одной иллюстрацией увлечения Глассом прочными ритмическими основами является еще одна работа «а капелла» - Haze Gold 1962 года. Это медленная восминотная многократно повторенная, сначала альтом, а потом тенором, фигура, лежащая в основе плывущей поверх нее мелодии. И хотя кто-то заметит в этих работах и додекафонию и более радикальные техники, сам Гласс описывает творчеству тех шести лет как «обычная американская музыка». Все эти композиции показывают, что автор не очень привычно работал в ритмическом плане, а некоторые аналитики даже отмечают манеру «неправильной тональности».
С самого начала этого периода, если даже не раньше, Гласс работал очень много в среде, которая подразумевала непосредственное исполнение – у него была такая счастливая возможность слышать все, что он пишет, на практике сразу же и непосредственно. Кроме того, некоторые из его работ были отмечены различными наградами. За весь этот питтсбургский период Гласс написал 70 пьес, 20 из которых были опубликованы. «Я печатал композиции сразу же после их написания».

по мотивам книги "Four Musical Minimalists" Кита Портера, Cambridge University Press

Tags: minimalism, philip glass, usa
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments