?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Шведский современный психо-фолк. [Mar. 31st, 2009|08:46 pm]
Alexey Petuhov
[Tags|, , , , , , ]

История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Шведский современный психо-фолк.

Началось все, по сути, с группы Spacious Mind, о которой речь уже шла.. Именно из этой группы отпочковался еще один важный проект в жанре шведского психо-фолка – это группа Holy River Family Band, состоявшая из всего трех музыкантов – клавишника Йенса Уноссона, гитариста Арне Йохансона и перкуссиониста Матиаса Бардера. То, что они исполнили на своем первом альбоме, который называется Haida Deities, вышедший в 1996 году на лейбле Wild Places, иногда обзывают «ближневосточная психоделия», так как музыканты при помощи подручных инструментов, в числе которых были и традиционные фольклорные, старались лепить психоделические трипы, проникнутые, по всем канонам, гитарными полетами над всем фронтом действия и активным нагнетанием синтезаторных туч. В 1998 году они выпустили свою вторую пластинку Welcome to Riverhouse, которая стала в полтора раза длинней по продолжительности и издавалась в двухдисковом виде. Музыканты, состав которых не изменился, на этот раз вволю попели, хотя космическая атмосфера психоделии и привкус восточных специй остался неизменным. В звуке группа прибавила в плане интересных фольклорных инструментов, которые редко где еще услышишь. Да и в целом получилось достаточно плотно и более целостно, несмотря, опять же, на столь развернутый размер работы. Третий и, по сути, последний альбом Holy River Family Band появился уже в 2001 году под названием Earthquake Country. В этот раз группа добавила в свой коктейль, кроме влияния восточных музыкальных традиций, еще и латиноамериканские мотивы. Плюс, что интересно, были исполнены еще и несколько кавер-версий песен группы Grateful Dead.
Примерно в то же время Арне Йохансон и Йенс Уноссон решили замутить еще один сайд-проект под названием Cauldron, чтобы спокойно попробовать поэкспериментировать на более психоделической и странной стороне, по которой бродили много лет назад музыканты Pink Floyd на заре своего существования. Музыка была исключительно инструментальная, и на всем этом парни играли самостоятельно. Кстати, инструментов там действительно куча. В 1998 году они записали свою единственную пластинку The Sanctuary Suite. Длинные и вызывающие композиции, всего четыре штуки, по две на брата, наполнены оторванными от действительности гитарными пассажами, тотальной психоделией, за что моментально получили обвинение в скуке со стороны заядлых прог-фанатов. Впрочем поклонники Spacious Mind и, собственно, The Holy River Family Band остались довольны, хотя и признают, что это музыка явно не для всех.
В 2000 году участник всех вышеописанных проектов Йенс Уноссон записал альбом Standing in the trees под именем Jens, который появился на родном для музыканта лейбле Goddamn I’m a Countryman. Правда в этот также раз он не собирался развивать идеи фольклорной музыки собственного народа ради психоделических полетов, и вместо этого приобщил слушателя скорее к традициям американской психоделической музыки. Естественно, в подобном своем подходе проект выглядят не столь убедительно, как остальные группы с участием Уноссона. Вызывает споры и звук - с одной стороны, группа играет с ситаром, разными перкуссионными прибамбасами, использует не самый стандартный вокал, с другой – подход к тому, как они используют все это кому-то может оказаться не по душе.
Еще одной важной фигурой в жизни шведской психо-фольклорной музыки является Николай Дунгер – автор и исполнитель собственных песен в рамках проекта A taste of Ra и обладатель весьма странного голоса и своим творчеством в целом вызывающий скорее ассоциации с Тимом Бакли. Вообще, считается, что A taste of Ra – это псевдоним Николая, но свои альбомы, которых на сегодня набралось уже аж целых три за 4 года существования – A taste of Ra (2004), A taste of Ra II (2006) и Morning of My Life (2007) – он записывает не в одиночку и помогают ему не самые последние люди – Яри Хапалайнен с лейбла Hapna и Андреас Бертинг. Конечно, Дунгер в первую очередь сонграйтер, но в своей музыке, кроме гитары, использует кучу всего – от аккордеона и ноутбука до отвязных фри-джазовых саксофонов. В результате получается продукт на любителя, но чертовски интересный продукт.
Нельзя не упомянуть в данном ракурсе и Ханса Аппельквиста, начавшего свой сольный творческий путь, как и Дунгер, тоже, кстати, имевший непосредственное отношение к лейблу Hapna, уже в нашем тысячелетии и занимавшегося также и кино, кроме музыки, широко известной в узком кругу поклонников несколько шизоидной и заманчиво современной независимой поп-музыки. С ним лучше знакомится отдельно – больно талантливый и интересный музыкант. Если сказать о нем и его музыке вкратце, то это нарочито минималистическая музыка, зачастую построенная исключительно на нарезках акустических инструментов, человеческих голосов и легких шероховатых ритмических семплов с кажущимся хаотичным построением, но обязательно имеющая в своей основе, пусть даже порой на уровне ощущений, четкий и несгибаемый стержень. К этому моменту он записал уже более пяти пластинок разной степени полноформатности.
Из современных хочется выделить также и достойный внимания проект Remos Third Ear, выпускающие пока в основном лишь расширенные синглы. Только эти, в отличие от, скажем, Аппельквиста и Дунгера, пошли в стороту психо-фолка совсем другим путем – они обернулись назад, в 60-е, позаимствовали оттуда практически все, от грязного звука до наркоманско-мистической атмосферы джемов, в чем, признаться, сильно преуспели. Некоторые их композиции лишь чуть-чуть уступают по густоте и непроходимости самых отъявленных японских психо-мерзавцев, и это несмотря на то, что большая скопившегося материала у них – именно песни, порой даже с акустическим звуком, хоть и не без нагнетания галюциногенных моментов при помощи самых разных исполнительских выразительных средств.
linkReply