Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

LegEnds: Kenso

Kenso
Часть первая (1980-1986)

Kenso – Kenso (1980)

Первый альбом ныне легендарного японского коллектива представляет собой ни что иное, как интересную, но запредельно вторичную попытку найти себя. Слушая эту работу, четко отдаешь себе отчет, какую музыку, в каком количестве и с каким рвением любили слушать молодые тогда еще Симицу и компания. Nihon no mugiuta – кивок в сторону Genesis времен скорее даже Nurcery Crime, чем Trespass, разве что на флейте Сиро Ядзима играет уверенней, чем Гэбриэл. Inei no fue – это скорее уже Camel самого конца 70-х. Umi и Furiorosareta Yaiba – признание в любви итальянскому симфо-прогрессиву (и ELP, это уж как следствие), несмотря на такой хоть и заводной, но направленный прямо в лоб припев, особенно вспоминаются Premiata Forneria Marconi, чье творчество было для Kenso источником пары каверов в те годы. Однако, что характерно и интересно, все это, несмотря на очевидные корни, преподнесено с неким, все-таки, национальным колоритом, который выходит на пик своего развития прямиком к концу пластинки (если не считать добавленных бонусов) и приходится на композицию Buchan no chugaeri. Еще одной интересной особенностью, объединяющей все треки пластинки, является не только превосходная, порой даже безупречная техника игры каждого из музыкантов, которых тут четверо, плюс тьма гостей, но и весьма уверенное поведение в плане смены ритма и размера, чем они увлекаются порой даже безмерно – практически все куски любой из композиции сильно отличаются друг от друга по своей ритмической форме. Кажется, молодым японцам скучно играть в чем-то одном и удержать себя в рамках они не могут, не хотят, да и не надо это никому. Отдельным пунктом в альбоме стоит экпериментальная громада под названием Kagome, где музыканты развернули все свои вокальные и инструментальные экзерсисы, выдав нечто среднее между поиском Стратоса и «мюзик конкрет». Что-то аргументировано хорошее об этом треке сказать сложно, да и поклонники прогрессива, держу пари, стабильно этот трек прощелкивают. Все-таки Kenso прославили не своей авангардно-экспериментальной натурой.

Kenso – Kenso II (1982)

Вторая работа японского коллектива, участники которого все еще числятся студентами зубоврачебного колледжа, явно отличается в сторону упрочнения общего баланса материала в сторону большей целостности. На этот раз такого разброса «источников вдохновения», как это было на первой пластинке, нет. Да, в общих чертах это действительно все больше напоминает скорее звук Happy the Man положенный на более джазовые формы. Однако, стилистическое разнообразие и общий мелодический тонус первой пластинки в большей степени остался неизменным. От обилия минималистичной акустической гитары оборачивающейся кентерберийски-джазроковым стандартом в двухчастной Masui и характерной для концертных сет-листов коллектива на ближайшие годы Hyoto до боевитой Brand Shiko и, чуть сильней, чем обычно, отмоченной в эфире наследия Camel - Harukanaru Chi E. Иными словами, группа явно формируется семимильными шагами и из милого, но гадкого утенка уже проявляются очертания лебедя, который развернет свои крылья чуть позже. Впрочем, недооценивать эту пластинку тоже не стоит. Пусть она уступает по многим параметрам многим следующим альбомам, она все равно важна и с точки зрения истории группы (некоторые композиции этого альбома стали частыми и любимыми гостями на любом концерте группы, а первое видео коллектива датировано именно этой работой) и с позиции того пыла и самоотдачи, с которым молодые японские неудавшиеся стоматологи, преподносят свою искренне любимую музыку.

Kenso – Kenso III (1985)

Бытует распространенное мнение, что именно с этого альбома рекомендуется начать свое знакомство с этим японским симфо/фьюжн коллективом. Мол, первые два очень сырые, неровные и вторичные. С этим можно, конечно, и поспорить, но то, что в те годы с каждой своей пластинкой Kenso разительно прибавляли во всех компонентах своего творчества – факт непреложный. Те же смены размеров и направлений выполняются с большим изяществом, граница между симфонической и джаз-роковой частью материала размыта еще сильнее. Более того, появилась достаточно ощутимая взаимосвязь композиций, когда одна пьеса наследует от другой или какую-нибудь музыкальную фразу, которую потом развивает уже на собственный лад, или перехватывает настроение, или же предлагает темы или окраски, интересно контрастирующие с другим только что прозвучавшим номером. Теперь перетасовка треков однозначно отрицательно скажется на общей картине восприятия пластинки, что говорит о некой даже концептуальности получившегося альбома. Изменения коснулись и звука – электрогитара и флейта, хоть и спорадически выскакивают и показывают, что от них никто избавлять и не думал, но в основном смещены вглубь сцены, а весь саунд Kenso оказался построен вокруг сдвоенных клавишных – в группу пришел Кенити Огути, который не только добавил в звук группы, но и в ее материал, принеся кучу собственных музыкальных мыслей, так удивительно удачно вписавшихся в формирующийся тематический облик музыки коллектива. И еще одна хорошая новость, по крайней мере для группы, как раз под этот альбом был подписан контракт с лейблом King Record, где пластинка и вышла. Но все эти достижения были достигнуты не за счет отречения от прежних идей и идеалов. Широта композиционного настроения осталась на уровне былого размаха от задумчиво кинематографичной зарисовки The Breeze Whispered Through My Mind и легкомысленной La Liberte до несколько сумбурной и, мягко говоря, странноватой шутки Patter of the Groovy и молниеносно резкой Power of Glory. Что же касается источников вдохновения, то и они остались, конечно, прежними, но в этот раз, по счастью, дань отдается не столь очевидным образом, как это, скажем, было на дебютнике. Да, вот композиция в плане звука выстроена так, как это сделали бы Camel, а тут обилие смелых клавишных звуков напоминает о традиции ELP, но играть прогрессив-рок и не быть под влиянием титанов тяжело и, как показывается практика, вовсе не обязательно. Как еще одно звено связи с прошлым – завершающая альбом концертная версия раннего хита Umi. Единственное - группа почти полностью избавилась от национального колорита в своей музыке, став максимально космополитичной и, скорее стараясь нещадно эксплуатировать традиции европейского джаз-рока и симфонического прогрессива, чем разрабатывать какие бы то ни было наработки японского фольклора. Пожалуй, разве что Far East Celebration слегка, и не только названием, отражает тот факт, что Kenso родом из дальневосточной азиатской страны.

Kenso - Kenso In Concert (1986)

Своего рода подведение промежуточных итогов старта всего существования коллектива. Вообще, Kenso не-то, чтобы славятся своими концертными выступлениями, но делать это любят и получается у них, судя по многочисленным записям как видео, так и аудио формата самого разного времени, весьма и весьма прилично. Этот альбом записан по мотивам концерта 1986 года в Роппонги Пит-Инн, в тот же год пластинка и появилась, кстати. Материал составлен, конечно, в основном из композиций, попавших на первые три альбома группы, причем сложно сказать, что они упустили что-то очень интересное и значительное. Естественно, по крайней мере для людей, исполняющих джаз-роковую музыку, что в «живом» виде все пьесы приобрели более высокий уровень сложности и прибавили в импровизационном подходе. Есть, впрочем, и пара интересных моментов, которые в том или ином виде, но в студийных пластинках не попадались, еще одна из причин, почему поклонник группы должен приложить некоторые усилия и послушать эту пластинку.


Tags: 80s, fusion, japan, kenso, sympho
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments