Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

LegEnds: The Plastic People of the Universe (II/II)

начало тут

The Plastic People of the Universe: Джаз-рок на костях
Часть вторая

Шесть месяцев спустя дело по аресту музыкантов The Plastic People of the Universe и других групп приобрело необыкновенный резонанс. Из-за огромного количества протестов большинство музыкантов было выпущено на свободу. Однако четверо из них, включая Вратислава Брабенеца и Ивана Йироуса из The Plastic People of the Universe, а также Павела Зайцека из родственной группы DG 307 и певца Святоплюка Карасека остались в застенках.
21 сентября 1976 года четыре героя рок-н-ролла оказались на скамье подсудимых. Хиппи против коммунистического государства. Обвинители зачитывали тексты некоторых песен обвиняемых и называли их музыку «антисоциальным феноменом, которая портит жизнь молодым людям Чехословакии». Подсудимые с чувством собственного достоинства защищались, уповая на право писать и петь о том, о чем им хочется. Два дня спустя был оглашен приговор. Музыканты оказались «виновны в организации социальных беспорядков». Йироус получил 18 месяцев тюрьмы, Зайцек – 12, а Карасек и Брабанец по 8.
Большая группа поддержки, в которой были музыканты, писатели, преподаватели и прочие представители чешской интеллигенции, собралась перед зданием суда в ожидании оглашения приговора. Среди них был авангардист Вацлав Хавел, который познакомился с Йироусом неделю назад и находился под впечатлением его философии и жизненной позиции. Хавел уходил домой с чувством ненависти к миру и разочарованием.
В месяцы, которые последовали потом, хиппи-общественность сплотилась вокруг The Plastic People of the Universe. Они даже организовали организацию по защите прав человека и 1-го января 1977 года провозгласили Хартию 77, которая стала их манифестом. Гавел говорил, что The Plastic People of the Universe защищали «на присущее каждому человеку естественное право выражать свое творчество свободно, своим собственным, независимым способом». Эта Хартия стала предтечей идей, которые 12 лет спустя приведут к демократической революции в стране. Хавеля, спустя некоторое время после ее провозглашения, упрятали за решетку.
С конца 70-х The Plastic People of the Universe стали записывать музыку на кассеты и распространять ее среди своих друзей и верных поклонников. Несколько лент покинуло границы страны и было выпущено на Западе. Первый и лучший по признанию многих критиков альбом «Egon Bondy's Happy Hearts Club Banned» был записан в одном богемском замке в 1973-74 годах и вывезен из страны в 1978 году для издания за рубежом, причем группа об этом ничего не знала. Это один из наиболее оригинальных альбомов за всю историю существования психоделического джаз-рока, с европейскими мелодическими структурами и комедийными стихами чешского поэта Эгона Бонди.
Группа продолжала записываться и подпольным способом выпускать музыку на протяжении всех 70-х и начала 80-х. В этом им помогал Пол Уилсон из Торонто. После того, как выпустили Брабенеца, Гавел пустил The Plastic People of the Universe на свою дачу, где они 1-го октября 1977 года провели Третий Музыкальный Фестиваль Второй Культуры. Полиция концерт не остановила, но, на всякий случай, оцепила усадьбу и всячески напоминала о себе, пока The Plastic People of the Universe выступали в переделанном для концерта амбаре. Запись этого выступления появилась на западе в 1979 году под названием Hundred Points. Тем временем коллектив сформулировал свой следующий альбом Passion Play, в этот раз на библейскую тематику. Работа велась в том же загородном доме Гавела с обязательной зримо присутствующей вокруг полицией.
В апреле 1981 года The Plastic People of the Universe записали еще один альбом Leading Horses, в этот раз в доме одного из друзей под городком Чешска Липа. Несколькими неделями спустя, этот дом мистическим образом сгорел дотла. Чуть позже Брабенеца в связи с этим происшествием арестовала полиция и долгое время допрашивала. Вскоре после этого The Plastic People of the Universe продолжили работу над альбомом опять же на даче Вацлава Гавела, единственном месте, где они могли чувствовать себя в безопасности. В 1982 году Брабанеца вынудили-таки отправится в изгнание, после того, как его вновь арестовала полиция и долгое время пытала. Он уехал в пригород Скарборо в Торонто в Канаде, где жил в чешской общине, насчитывающей более 10 тысяч человек и работал садоводом.
В 1983 году Bozi Myln выпустили «Leading Horses». Еще один альбом, названный «Slaughterhouse» был записан в 1984 году, но так выпущен и не был. А в 1986 году The Plastic People of the Universe записали свой последний альбом, известный под названием «Midnight Mouse». Это была поп-пластинка, все еще пропитанная, впрочем, духом прежних идей коллектива.
В 80-х в Чехословакии началась новая волна музыки – на этот раз в страну хлынул панк-рок. Появление этой новой музыки привело к тому, что коммунисты были даже рады, если дети слушали невинных The Beatles. Бритые налысо хулиганы, раскрашенные в разные цвета молодые люди создали гораздо большую проблему для правительства и о проблеме обычного рока никто уже не переживал – это было меньшее из зол, полиция занималась сражением на улицах с панками.
В июне 1986 года в Чехословакии прошел первый национальный рок-фестиваль под названием Rockfest 86. На сцену вышли многие ранее запрещенные группы, это был настоящий манифест свободы. В конце 1987 года власти подсказали группе, что если они хоть как-то изменят свое название, то смогут официально получить лицензию на профессиональную музыкальную деятельность и в 1988 году группа The Plastic People of the Universe распалась из-за споров относительно имени. Ян Брабец заявил, что он или будет играть под старым названием, или вообще не будет играть. И ушел.
После этого Хлавса собрал новую группу под названием Pulnoc («полночь»). Имя было выбрано в силу того, что оно отражало не конец старой группы, а лишь ее трансформацию. «Полночь – особое время», объясняет Хлавса, «Это время, когда один день умирает, но зарождается новый. Это точка преемственности. Это касается и всей нашей группы». Кроме старых музыкантов, игравших еще в The Plastic People of the Universe, в новом коллективе были и новые лица - невестка Хлавсы Микаела Немцова - оперная певица и преподаватель музыки, Карел Янчак – 23-летний гитарист, игравший до этого в пражской панк-группе, виолончелист Томаш Шилла и барабанщик Петр Кузамандас. Pulnoc разрешали играть и за рубежом, куда они выезжали в качестве туристов. Первый концерт новой группы состоялся в Junior Klub в Праге весной 1988 года.
В то же время, Магора осудили на 16 месяцев тюрьмы за публичное чтение антиправительственных стихов. Чтобы привлечь внимание к этой ситуации с его другом, Вратислав Брабенец появился на сцене в Нью-Йорке в январе 1989 года вместе с Алленом Гинсбергом и Этом Сандерсом. Растянули экран и стали показывать старые выступления The Plastic People of the Universe в Чехословакии.
В апреле 1989 года Pulnoc начали турне по США, причем их певица Немцова была беременна, как потом оказалось, двойней. Каждый концерт этого турне музыканты посвящали Магору. Они играли как новые песни, так и песни The Plastic People of the Universe. В рамках этих гастролей состоялось знаменитое выступление на Манхеттене, привлекшее внимание большинства местной музыкальной журналистики, в том числе и MTV, а также кучу людей из чешской общины. Группу встретили громогласными овациями еще до того, как они успели сыграть свои первые аккорды. Павел Зайцек, который к тому времени жил и работал скульптором в Нью-Йорке, вышел на сцену и спел песню, написанную по поэме Уильяма Блейка, а музыка, что они играли, отражала то настроение свободы, что обуревало ими и предвещало окончание тоталитарного гнета на родине.
В Восточной Европе дела происходили очень стремительно. Коммунистические правительства сдавали свои позиции, сгибаясь под гнетом акций протестов и переворотов. В ноябре 1989 года была разрушена Берлинская Стена. 17 ноября 1989 года в Чехословакии началась Бархатная Революция – студенты толпами собирались каждый день на Вацловской площади и активно протестовала против правительства. Вскоре к ним присоединилась и интеллигенция – актеры, писатели, музыканты, включая весь Чешский Филармонический оркестр, а также толпы простых чешских горожан. Толпа насчитывала 300 тысяч человек. Революция завершилась 24 часа спустя.
Магора выпустили из тюрьмы 2 декабря 1989 года и он тут же окунулся с головой в жизнь молодой панковской сцены. 14 декабря 1989 года Чешский Филармонический отыграли концерт в Праге, ставший самым знаменитым концертом в истории страны. Все, кто пришли его послушать, были объяты радостью и счастьем, диктатура закончилась, впереди забрезжила свобода. Вацлав Гавел был еще не президентом, а лидером про-демократического движения «Гражданский форум» и был известен всем. Дирижер Вацлав Нойманн нацепил значок этого движения на воротник. Когда Гавел вышел на сцену, весь концертный зал встал и встретил его аплодисментами.
За три дня до завершения десятилетия, 29 декабря 1989 года Вацлав Гавел стал президентом Чехословакии и начал постепенно замещать коммунистическое правительство собственным друзьями, в числе которых были знаменитые диссиденты и рок-музыканты. В январе 1990 года, когда новая демократическая страна только начиналась, по приглашению Гавела в Прагу прилетел Фрэнк Заппа, которого тот просто обожал. 5000 чешских поклонников музыканта встречали своего кумира в аэропорту столицы. Заппу Гавел принимал в Пражском Замке и музыкант дал президенту несколько советов относительно того, как помочь повернуть страну к демократии и демократическим ценностям – сотовым телефонам и туризму. Заппа был удивлен и восхищен возможностью увидеть людей, которых полиция избивала только за то, что они слушали его музыку.
История The Plastic People of the Universe завершает свой круг 12 июня 1993 года, когда они выступили в пражском Junior Klub, празднуя грядущий приезд объединившейся группы Velvet Underground в Чехословакию. The Plastic People of the Universe появились на сцене под именем Meyla's Velvet Revival Band и играли исключительно классические композиции своих кумиров. На следующий день приехали Velvet Underground и выступили перед толпой на Площади Культуры в Праге. Конечно, это событие вряд ли могло произойти, если бы не The Plastic People of the Universe.
Удивительная история The Plastic People of the Universe настолько тесно переплетена с историей страны, что понять ее, не имея информации о событиях того времени в Чехословакии невозможно, равно как и наоборот – жизнь группы прекрасно иллюстрирует события того времени. Ни одна другая группа в истории рок-музыки не была так тесно связана с политикой государства. Впрочем, сами музыканты говорят, что они даже не планировали геройски рисковать своей жизнью ради музыки. «Тогда диссидентами становились против своей воли», говорит Хлавса. Гораздо позже они пришли к выводу, что все, что происходило с ними и с их группой в тяжелые для страны времена, послужило опытом и мощным символом свободы более молодого поколения страны.
The Plastic People of the Universe стали сильным катализатором политических событий в Восточной Европе. История вряд ли была бы такой, если бы их не было. Такое мало о ком можно сказать.

(с) Joseph Yanosik, Perfect Sound Forever, март 1996
(c) перевод с английского, Алексей «Smarty» Петухов, февраль 2009
Tags: czechia, jazz-rock, jazz-rock on bones, psychedelic, the plastic people of the universe
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments