Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Spacious Mind

История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Spacious Mind

Сегодня речь пойдет о группе Spacious Mind, смешавшей на своем пути к идеальному мистическому звуку психоделию и телескопы, краут-рок и газовые туманности, спейс-рок и разрушенные космические корабли, некогда бороздившие необъятные пространства и зондировавшие огромные ландшафты различных планет-грез, а теперь повисшие прямо посреди бесконечности, подставляя свои упокоенные тела солнечному ветру. О группе, которая своими монотонными звуками умеет управлять временем и внутренним пространством. О группе, которая выросла на классическом краут-роке, но поднявшись на ноги выдернула из материнского стиля необходимые мантры, гитарно-электронное звучание и умчалась по спиральной траектории к самим что ни на есть звездам, посылая на Землю открытки внеземных пейзажей в качестве музыкальных пластинок. Сегодня пойдет речь, об одной из лучших групп в своем жанре.
Коллектив Spacious Mind появился сначала как дуэт Йенса Юноссона и Андерса Сундборна. Это произошло в точке пространства близ городка Лёвендер в Швеции, примерно в августе 1991 года. Эти ребята жили в одном городе и дружили с детского садика. Дружили потому, что Йенс считал Андерса интересным, открытым парнем, плюс у его старшего брата был синтезатор. Этот синтезатор, собственно, и стал причиной появления дуэта, а в дальнейшем и группы. Сначала ребята, которым было тогда по 17 лет, увлекались исключительно электронной музыкой, впрочем, тот период не был очень уж продолжительным и в память о нем осталась лишь композиция Druid Two, которая была включена в один из сборников лейбла West Side. Впрочем, можно сказать, что уже тогда музыка, которую хотели делать ребята, характеризовалась широчайшим размахом и стеной звука.
Так или иначе, этот «состав» Spacious Mind просуществовал до весны 1992 года, несмотря на то, что парни строили кучу детализированных планов, для каких фильмов они напишут музыку и в компании с кем они сыграют на концертах. Дело в том, что когда дело дошло до того, чтобы начать серьезно выступать на сцене, энтузиазм Андерса как-то поутих, и Йенс вынужден был тащить все на себе. Для того, чтобы сделать демонстрационную ленту, Йенс Юноссон даже позаимствовал у своего друга Хенрика Ойя четырехтрековый магнитофон, но, к сожалению, все усилия пропали после того, как долго и упорно сведенную кассету магнитофон этот тщательно зажевал. К лету проектом занимался только Йенс. Тем временем пришло время выступать на одном из местных фестивалей. Юноссон попросил помочь в этом деле Хенрика. Они раз или два отрепетировали, но не так, чтобы сильно, в основном – вступление, а в остальном решили положиться на удачу и импровизацию. На фестивале они исполнили одну «абстрактную», как выражаются сами ребята, композицию длинной в полчаса. Хенрик играл на гитаре, а Йенс – на синтезаторе.
Второе выступление состоялось в местном кафе несколько месяцев спустя. К нему готовились примерно так же. Изменения произошли скорее в философии относительно состава группы. Йенс и Хенрик пришли к выводу, что им нужны еще музыканты, чтобы обогатить звук. Первым делом позвали Дэвида Йоханссона, барабанщика из Vilhelm Fort, где в то время на постоянной основе числился Хенрик. Потом появился Томас Бранстрем, так же из этой группы. Он попал, что называется, с корабля на бал, не проведя ни одной репетиции, он сразу отправился на выступление. Как бы то ни было, это был первый состав, который появился на сцене под именем Spacious Mind.
Тем временем, укороченная версия композиции, которая была исполнена во время второго концерта, попала в еще один сборник West Side. Ее же послали и в Garageland Records в город Умеа. В ответ пришло предложение контракта на запись первого альбома коллектива, что было проделано весной 1993 года, а в ноябре альбом Cosmic Minds At Play появился в продаже. С тех пор состав группы периодически разрастался, в него приходили и его покидали разные музыканты, но эта четверка – Йенс Юноссон, Хенрик Ойя, Дэвид Йоханссон и Томас Бранстрем – на долгие годы стала ядром коллектива.
То время и то место, где и когда появился коллектив Spacious Mind – начало 90-х южная Швеция – характеризовалось волной популярности большого количества поп-ориентированных инди-групп, выпускавшихся на West Side. Первое время и Spacious Mind попытались охарактеризовать в совокупности с их земляками и современниками, но не получилось. Да оно и сами парни из Spacious Mind активно открещивались, считая себя психоделическим коллективом и признаваясь в интервью в любви к различным краут-рок группам.
По мнению самих музыкантов, Cosmic Minds At Play была самой трудной работой в их истории. Они постарались как можно больше всего втиснуть туда, причем, самым что ни на есть идеальным способом. Ради одного звука ребята порой гробили кучу времени и сил, хотя этот звук и длился от силы пару секунд. Из подручной техники выжимался максимум, проявлялись смекалка и выдумка. Да, многое не получилось, но о том, что вышло, парни вспоминают с удовольствием – никогда больше так группа не звучала.
Тем временем, группа продолжала записывать и выпускать альбомы. Кроме локального бума на инди-рок музыку, по Европе постепенно покатилась волна популярности самых разных психоделических и спейс-роковых коллективов. Многие журналы уделяли этой волне большое внимание, некоторые радиостанции крутили подобные группы на постоянной основе, проводились фестивали, которые предоставляли свои подмостки для спонтанной импровизации психоделически настроенных рок-музыкантов. Так что Spacious Mind в волну все-таки попали, хотя нельзя сказать, что такую уж высокую – до конца тысячелетия ребята перебирались от одного небольшого лейбла к другому, пока в 1999 году не оказались на Delirium, где появился их альбом The Mind of a Brother. Впрочем, и там их надежды на более серьезную рекламу и продвижение так надеждами и остались. Несмотря на то, что Delirium действительно относится скорее к мэйджорам, вопреки угасающей славе, на Spacious Mind внимания особо не обращали, уделяя внимание своей главной надежде – проекту Porcupine Tree. Именно поэтому, парни, разочаровавшись в сложившейся на рынке музыкальной дистрибуции ситуации, решили открыть собственный лейбл - Goddamn I'm A Countryman Records, на котором с тех пор выпускают не только собственные альбомы, но и пластинки родственных проектов.
Там же в 2002 году появилась и концертный альбом Live Volume One: Do Your Own Thing But Don't Touch Ours’. А так как в плане спейс-рок коллективов, да еще с сильнейшим психоделическим креном, концертные работы идут завсегда повеселей студийный, на эту запись стоит обратить особое внимание. А уж Spacious Mind - одна из самых интересных и показательный команд в этом отношении. Дело тут и в том, что ядро группы не менялось на протяжении долгих лет. Музыканты настолько привыкли к образу творческой мысли друг друга, что с полуслова понимают, что надо, а что не надо в данный момент при данных обстоятельствах делать. Они даже шутят «мы будто связаны одной веревкой – если падать, то все вместе!».
Постепенно к группе приходила популярность, но нельзя сказать что такого уровня, что ей можно было бы наслаждаться. Например, во время фестивалей группу запихивали в самые непрестижные позиции. На концерты за рубежом приходило меньше народу, чем ожидалось, некоторые концерты даже отменялись, но парни не теряли оптимизма. А в Америке вот Spacious Mind приняли более дружелюбно и тепло, чем в Британии, кстати. Хотя был и один курьезный момент. На следующий день после выступления на фестивале Terrastock в Бостоне, группу позвали сыграть на местном мероприятии в поддержку освобождения Тибета. Парни никого из выступавших там групп не знали, как следует саунд-чек не провели, отыграли ужасно, пока с горем пополам не закончили выступление с ужасным настроением.
Но все это, конечно, случай единичный. Группа с тех пор спокойно и удачно выступает, записывает студийные и концертные пластинки и DVD, выдавая от альбома к альбому, от релиза к релизу новый чудесный материал, готовый придавить неподготовленного слушателя к полу.


(c) Алексей "Smarty" Петухов, по мотивам статьи в Terrascope Online, февраль 2009

Tags: space-rock, spacious mind, sweden
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments