Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

LegEnds: The Plastic People of the Universe (I/II)

The Plastic People of the Universe: Джаз-рок на костях

The Plastic People of the Universe – это название одной из самых странных рок-групп, из когда-либо существовавших. Их странная история является одним из самых откровенных примеров творческой непоколебимости и превращение творчества в жизнь. Появившись в 1968 году в Чехословакии, во время беспорядков, связанных с борьбой против давления со стороны СССР, The Plastic People of the Universe безмерно страдали на протяжении всей своей жизни за одно лишь желание просто играть ту музыку, какую они хотели бы играть.
История начинается, конечно, с группы The Beatles и 1964-го года. Да, битломания затронула не только Англию и Соединенные Штаты Америки, жизнь молодежи по всему миру, в том числе Восточной Европе и СССР изменилась, когда они влюбились в музыку «битлов». С началом Холодной Войны, молодые люди по ту сторону Железного Занавеса страдали от недостатка всего, что было связано с музыкальной культурой англоязычных стран. Больше всего досталось джазовой музыке 50-х и, лишь позже, в дверь постучались Элвис и Билл Хейли, а The Beatles и вовсе перепрыгнули через эту стену.
Начало 60-х, в этом нет ни малейшего сомнения, было для Чехословакии весьма будоражащим временем. Джаз, как американский, так и местный, выполз на свет после долгих лет андерграунда. Нацисты запретили джаз еще в 1938 году. В 1945 году у власти оказались коммунисты, которые были более терпимы к джазовой музыке, но ситуация улучшилась не сильно. И вот в стране начался бум рок-н-ролла. Тысячи групп собирались в гаражах. В одной Праге их считали сотнями. Молодые люди сходили с ума от желания сформировать собственный ответ «биг-биту».
В самый пик этой эры, страну посетил знаменитый американский поэт Аллен Гинсберг. Получив приглашение от студентов Пражского Университета, Гинсберг приехал в Прагу в марте 1965 года и провел несколько поэтических чтений в небольших театрах столицы и Братиславы. Вся молодежь была в восторге от приезда своего кумира. А вот Антонин Новотны – представитель коммунистического правительства – эмоций молодых людей не разделял. После того, как Гинсберга обвинили в нарушении общественного порядка и употреблении наркотиков, полиция вторглась в его номер в отеле и изъяла всего его работы, назвав их морально опасными и непристойными. На основании этих обвинений, поэт был выдворен из страны 7 мая 1965 года.
Однако приезд Гинсбурга не мог не оставить следа на чешской культуре. Буквально в один момент Прага оказалась заполненной волосатыми хиппи, которые носили синие джинсы и посещали хэппенинги. Тот образ жизни, что навязывала им коммунистическая власть, был все более и более чуждым для нового поколения Чехословакии. Тогда же была сформирована и подпольная клубная сцена, которая росла от года к году, куда вливались сотни новых групп. Одним из самых лучших и интересных коллективов того времени была группа Olympic, главный «ответ Битлз», а также The Primitives – первая пражская психоделическая группа. Постепенно чешские радиостанции меняли свой репертуар в сторону рок-н-ролла, а западная музыка добралась даже до школ Чехословакии.
Новотны же не сидел сложа руки. Он собрал кабинет и принял ряд законов, ограничивающих различную свободную деятельность и ввел цензуру. Однако такие меры оказались не по душе правительству Праги, и они рискнули, вопреки недовольству Москвы, сместить Новотны с поста. Так 5 января 1968 года лидером Чехословацкой Коммунистической Партии стал Александр Дубчек. И так, в январе, началась знаменитая Пражская Весна.
Дубчек ввел в действие ряд реформ, которые приблизили образ жизни Чехословакии так близко к западному, как никогда. В апреле 1968-го Дубчек выгнал из правительства всех про-коммунистических консерваторов и объявил в стране программу «социалистической демократии». Он запретил цензуру на радио, в прессе и телевидении, освободил из тюрем всех музыкантов, поэтов, режиссеров, актеров и прочих политических заключенных коммунистического режима. Пражская Весна была чем-то вроде Сан-Франциско 1967 года. Повсюду были хиппи, рок-музыка и наркотики. Это было прекрасное время, но не очень продолжительное – Кремль не спал.
Рано утром 21 августа 1968 года советские танки и 175 тысяч солдат начали массивное вторжение в Чехословакию и закончили Пражскую Весну. Горожане защищались в основном пассивно, однако кровь пролилась. На каждой улице хиппи пытались своими телами остановить танки. Результат такого противостояния был легко предсказуем – через три дня все закончилось. Танки и солдаты остались в городе, чтобы «восстановить нормальную жизнь». Но протесты продолжались. Наиболее известным было самоубийство Яна Палача, студента философии, который облил себя керосином и поджег прямо на Вацлавской Площади.
The Plastic People of the Universe появились через месяц после вторжения. Основателем этой группы был бас-гитарист Милан Хлавса. Главным источником вдохновения музыкантов коллектива было творчество Velvet Undergroud, а репертуар состоял из кавер-версий разных песен групп The Fugs, The Doors, Captain Beefheart и Mother of Invention Фрэнка Заппы. Название группа взяла тоже из одной из песен Фрэнка - «Plastic People». Художественным директором и менеджером был блистательный историк и культуролог по имени Иван Йироус. До этого Йироус был менеджером The Primitives, а когда в 1969 году он присоединился к The Plastic People of the Universe, он притащил с собой и гитариста The Primitives Йозефа Яничека. А потом появился и скрипач Иржи Кабес и группа могла полностью повторять саунд Velvet Underground. Их концерты походили больше на театральные «хэппенинги», с костюмами, декорациями, макияжем и психоделическими световыми шоу.
После вторжения 1968 года, инициатива Кремля по «нормализации морального и социального поведения» превратила Чехословакию в настоящую коммунистическую страну. Правительство закрыло большинство основных рок-клубов и вновь продолжило цензуру в СМИ, но рок-культура продолжала расти и процветать, вопреки всем запретам. В 1969 году в Прагу приехали и отыграли свой знаменитый концерт The Beach Boys и посвятили композицию Breaking Away сидевшему в зале Дубчеку и его реформам.
Во время периода «нормализации», некоторые группы, вроде Olympic, сменили свой стиль ради того, чтобы выжить. Но The Plastic People of the Universe не были в числе тех групп и меняться не собирались. Они были главной психоделической группой Праги до января 1970 года, пока их нонкомформизм не привел к тому, что правительство лишило их профессиональной лицензии. Кроме того, что они не могли зарабатывать деньги своими выступлениями, статус любителей лишал их права пользоваться государственными инструментами и помещениями для репетиций.
The Plastic People of the Universe продолжили существовать как любительская группа, но пообещали вернуть себе статус профессионалов. Парни покупала подержанные инструменты, а Яничек, который был механиком по профессии, собирал из деталей и транзисторов усилители. Примерно в то время изучать коммунизм из Канады приехал студент Пол Уилсон, да так и остался в Чехословакии учителем английского. Потом он познакомился с Иваном Йироусом, который попросил Уилсона подтянуть английский музыкантов The Plastic People of the Universe, чтобы те могли петь песни уровня Velvet Underground, Заппы и других англоязычных рок-музыкантов, а потом решили, что все равно лучше него английский никто не знает, и уговорили стать певцом коллектива. Йироус был еще к тому же и критиком, и состоял в Союзе Артистов, и таким образом мог получать разрешение на проведение различных мероприятий некоторые залы. Мероприятия происходили следующим образом – первые несколько минут Иван читал какую-нибудь лекцию, например, о творчестве Энди Уорхолла, каким-то образом довольно быстро переходил к разговору о музыке, а потом появлялись и играли музыканты The Plastic People of the Universe. Впрочем, его быстро рассекретили и проведение лекций запретили.
В июне 1972 года концерт The Plastic People of the Universe в одном подпольном пражском заведении был отменен из-за драки фанатов с милицией. Выступления группы в городе запретили и музыканты уехали в сельскую местность. Пол Уилсон группу покинет группу в 1972 году. За это время он примерно 15 раз появится на сцене.
После этого, Йироус привел в группу фри-джазового саксофониста Вратислава Брабенеца, представителя более старшего поколения. Тот быстро стал своим среди более молодых парней. Брабенец был самым опытным и искусным музыкантом, чем все остальные участники The Plastic People of the Universe вмесие взятые. Он настоял на том, чтобы группа стала писать собственный материал и запела на чешском. С этим все согласились. Тем временем, группа подала заявку на получение профессионального статуса. Им дали временную лицензию, которую через две недели и отменили. Власти заявили, что музыка группы «омерзительна» и может вызвать «отрицательное социальное влияние» и группу вообще запретили. Так The Plastic People of the Universe перебрались в подполье.
В это время их музыка, автором которой был в основном Милан Хлавса, сильно прибавила в оригинальности, мрачности и атмосферности, особенно когда в полный голос зазвучал саксофон Брабенеца. Вокруг The Plastic People of the Universe начала формироваться настоящая подпольная сцена – другие группы, музыканты, певцы, поэты, артисты. Эта подпольная культура росла в небольших деревеньках, куда не добиралось всевидящее око Большого Брата.
До конца десятилетия музыканты The Plastic People of the Universe страдали от того, что не получали ничего в качестве результатов собственных выступлений. Они появлялись на свадебных вечеринках, днях рождения друзей, некоторых частных и закрытых тусовках. Но организация подобного выступления напоминала порой скорее шпионский фильм. Выбиралось удаленное от общества место и время, сообщение о предстоящем концерте переходило из уст в уста проверенных людей. Чаще всего, место называлось за день до выступления. Фанаты ехали на электричке до нужной станции, потом несколько километров шли пешком, через лес, деревеньки, порой под снегом или дождем, пока не достигали нужной конюшни или фермы, где начиналось шоу.
Одним из самых памятных подобных концертов было выступление, запомнившееся под названием «Чешске будеевицкая резня бензопилой». В марте 1974 года тысячи фанатов объявились в Будеевице, где должен был пройти очередной концерт The Plastic People of the Universe, и увидели толпы полицейских. Под градом ударов резиновых дубинок, они отступили в туннели, где решили дождаться спасительного поезда. Пойманных переписали и выгнали из школ и университетов. The Plastic People of the Universe в тот день, понятное дело, так и не выступили.
В ответ на бойню в Будеевице, Иван Йироус организовал Первый Музыкальный Фестиваль Второй Культуры. Сам Йироус взял себе псевдоним «Магор», что, если перевести грубо, означает «сумасшедший», так как его идеи относительно создания «второй культуры» полностью противоречили тоталитаризму культуры «первой». Фестиваль, который окрестили «Свадьбой Ганнибала», прошел в Поступице под Бенесовым, 1 сентября 1974 года. Сотни людей прибыли туда, чтобы послушать The Plastic People of the Universe и прочие подобные подпольные группы. На фестивале Магор объявил, что рок-н-ролл является спасением «Второй культуры», и все, что они делают, имеет необыкновенное историческое значение и чрезвычайно важно.
The Plastic People of the Universe возглавили и Второй Музыкальный Фестиваль Второй Культуры, известный также, как «Свадьба Магора», в небольшом городке Бояновице, 21 февраля 1976 года. В ответ на проведение подобных мероприятий, 17 марта 1976 года полиция арестовала 27 музыкантов, среди которых были и The Plastic People of the Universe. Кроме того, были допрошены и примерно сто фанатов. Оборудование группы было изъято, дома обысканы, кассеты, фильмы и книги – конфискованы. Пол Уилсон был выгнан из страны.




Окончание следует
Tags: czechia, jazz-rock, jazz-rock on bones, psychedelic, the plastic people of the universe
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments