Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Simon Says

История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Simon Says
Стокгольм начала 90-х бурлил прогрессив-роком. Куча групп постоянно играла в мелких клубах и пабах шведской столицы. Больше всего внимания притягивали к себе Anekdoten с их парящими поверх тяжелых риффов меллотронами; Anglagard, пытавшиеся разбудить древних нордических богов и Landberk, рисовавших в своих мечтательных пейзажах леса и горы Скандинавии.
EggА на краю этого полуподпольного движения была небольшая группа, которая называлась Egg (не путать с английскими лордами Кентербери), которые пытались делать тоже самое, что и другие, примерно в то же время. В группе числились басист Стефан Ренстром, гитарист Пер Линдблом, вокалист Маттиас Люндберг, клавишник Йохан Валлен, барабанщик Рикард Неттермальм и саксофонист Йенни Содерквист. Йохан и Рикард потом объединятся с двумя бывшими музыкантами Landberk и создадут группу Paatos. Но это потом, а пока вернемся к Egg, группе неортодоксальной. Дело в том, что они пытались усидеть на двух стульях – звучать брутально в духе Van Der Graaf Generator, но играть при этом красивые мелодии поп-музыки.
Стефан РенстромБасистом Egg, как уже было сказано, был Стефан Ренстром, который в группу попал моментально, как только услышал их и прочувствовал весь потенциал коллектива. Egg было наплевать на все существующие границы собственных возможностей, они хотели лишь только творить и довольно быстро написали кучу собственной музыки, которую считали оригинальной и важной. И все шло вроде бы неплохо.
Но когда Стефан начал настаивать на том, что нужно становиться более серьезными в том плане, что стоит подумать о том, чтобы записаться на студии, остальные участники начали колебаться, а колебания часто приводят к трещинам в отношениях и даже расколу. Тем временем, Стефан поднимал под себя всю власть, особенно если дело касалось творчества. Теперь он был главным автором коллектива.
Однако его личная жизнь начала рушиться. Одна неприятность следовала за другой, отношения в группе были более чем натянуты, и к концу 1993 года Стефан, разочарованный своим коллективом, покидает не только Egg, но и Стокгольм.
Он вернулся на родину, в Фалькопинг, городок в Западной Швеции с населением 18.000 жителей, которые занимались либо спортом, либо музыкой. Да, несмотря на столь мизерное количество жителей, там жило множество интересных музыкантов, часть из которых увлекалась прогрессив-роком. Стефан решил собрать из подручного материала группу, которую назвал Simon Says и решил, что будет играть она именно его песни, как новые, так и те, от которых отказались музыканты Egg.
Даниэль ФальдтВ 1993 году, в канун Рождества, Стефан связался с тогда еще очень юным певцом Даниэлем Фальдом, который пытался найти свой стиль в группе Leifs Hyvel (кстати, барабанщик этого коллектива Маттиас Ярльхед позже присоединится к Simon Says), которая интересовалась исключительно сложными формами рок-музыки, полными неожиданных поворотов и иногда напоминающих творчество Фрэнка Заппы. Они мало играли со сцены и были скорее сосредоточены на собственной технике чем на том, как преподать ее людям.
После непродолжительных прослушиваний, кое-что приобрело ясность: Стефан будет автором всей музыки, Даниэль будет петь, а Simon Says станет проектом, ядром которого будет именно этот дуэт. Парней интересовало то, что они будут петь – мелодия и вокал – чем то, как они будут это продавать. С барабанщиком к тому времени вопрос уже порешали – им стал Ола Йоханссон, который играл поп-музыку со Стефаном в группе Space Age Cavemen. Ола уже играл с самыми разными местными группами, был весьма опытным, трудолюбивым и одаренным музыкантом. Кроме того, он был большим поклонником группы Genesis. Ола довольно-таки быстро согласился присоединиться к коллективу, и репетиции в небольшом коттедже на краю городка начались. Это было трио – бас, барабаны и вокал. Плюс синтезатор.
Кеннетт МагнуссонВ марте 1994 года Стефан и продюсер Кеннетт Магнуссон начали работать над первой пластинкой Simon Says. Писались они достаточно долго. Паузы между сессиями, проходившими на одной деревенской ферме, могли длиться два месяца. Но, постепенно, хоть и медленно, пластинка обретала свои очертания. В коллективе не было до сих пор гитариста, планировали одно время взять Роджера Нилссона, который играл симфонический рок в той же группе, что и Стефан в 80-х, но он в группе пробыл считанные дни, даже не приступив к репетициям, что было, впрочем, неудивительно.
Потом позвали Нильса Стенстрема из той же группы Space Age Cavemen, который уже помогал записывать партии клавишных. Теперь он был призван спасать ситуацию – приближалась необходимость записывать партии гитары. Стефан, который прекрасно знал Нильса, был в курсе того, что тот с детства слушает прогрессив-рок и как исполнитель способен в равной степени играть как на фортепиано, так и на гитаре. Кроме того, он писал песни и даже серьезную музыку. Стефан дал Нильсу демо того, что они хотят записать и пояснил ему, какие партии уже утверждены на финальную версию, а какие ему не нравится и он хотел бы их переделать. Так Нильс стал гитаристом группы и состав стабилизировался. Правда, чтобы не сильно нагружать Нильса на концертах, Стефан лично намеревался играть на гитаре. Но только во время выступлений.
альбом CeinwenВ августе 1995 года пластинка под названием Ceinwen была выпущена на Bishop Garden Records, благодаря усилиям Кеннетта Магнуссона. Альбом приняли тепло – первый тираж вообще был раскуплен еще до того, как был отпечатан. Но внутри группы начались волнения. Ола Йоханссон был выгнан из проекта, так как пошел на конфликт с лидером группы. Ушел и Ниль Стенстром, который переехал в Готенбург и в группе играть больше не мог никак.
Но Даниэль решил продолжать. Они со Стефаном собрали вокруг себя несколько музыкантов и отправились на гастроли. С ними выступали тогда барабанщик Маттиас Ярльхед, гитарист Дэвид Андерссон, бас-гитарист Пер Фалльстрем и клавишник Якоб Седерквист. Каждый из них так или иначе был связан с группой Leifs Hyvel и все друг друга знали лично.
Тем временем, группа росла над собой. Начались новые репетиции, на этот раз в старой гостинице. Отрабатывались как песни с прежнего альбома, так и новые, только что написанные композиции. Партия для клавинета, припев и спокойная средняя часть композиции White Glove, а также вступительный куплет Paradise Square Simon Says, 1995были написаны как раз в тот период. Группе следовали предложения для выступлений, но Стефан, который был все еще лидером коллектива, от всего отказывался, играя лишь на благотворительных концертах. Дело в том, что он был утомлен и разочарован шведскими поклонниками прогрессивного рока. Да, может быть методы были не самыми лучшими, но они дали плоды.
В 1996 году проект вообще решили приостановить. Стефан не был доволен тем, как звучит группа и они с Даниэлем расстались, а Simon Says забросили. Даниэль начал изучать философию, укатил в Индию. А Стефан, тем временем, переключился на роль бас-гитариста в шведской спейс-рок-группе группе The Moor, с которыми он записал альбом Flux в 1996 году.
Ник Тернер во время гастрольного турне The Moor между выступлениями в Германии и БельгииИтак, пока Даниэль изучал в Индии премудрости игры на ситаре, Стефан и The Moor, а также легендарный флейтист и саксофонист Hawkwind Ник Тернер, катались с гастролями по Германии и Бельгии. Во время выступлений, на сцене присутствовал также немецкий поэт и мультимедийный художник Кнут Герверс, с которым Стефан решил как-то записать альбом электронной музыки. Материалу было написано море и даже уже из всего этого выбрали для демо несколько вещей, но все накрылось медным тазом. Причины было две и обе сходились на Стефане. Во-первых, ему не понравилось все то, что получилось и он стер абсолютно все, за исключением одной вещицы, а во-вторых, он продолжил работу над симфоническим материалом, по собственной же прихоти, которая в марте 2001 года обернулась выходом полнометражной пластинки.
Все это буквально пролетело как мгновение. Стефан пытался разыскать Даниэля, чьи родители сообщили, что он, скорее всего, находится в Бенаресе, он периодически проверяет свой электронный почтовый ящик. Стефан послал ему письмо, в котором рассказал, что планирует вновь собрать Simon Says, но не просто как разовый проект, а на постоянной основе – с концертами, гастролями. Когда Даниэль получил это письмо, он терзался, ехать ли ему домой или нет, но сообщение разом перевесило весы в нужную сторону и он отправился на вокзал покупать билет в Швецию.
Йонас ХалльбергС гитаристом Йонасом Халльбергом Стефан познакомился пока играл на басе в The Moor – кого брать на позицию гитариста выбор был очевиден. Йонас был достаточно талантливым исполнителем и любил симфонический рок. Стефан позвонил ему и задал пару вопросов. Ответами были: «Да, я хочу присоединиться к твоей группе» и «Нет, у меня нет Лес Пола, но скоро будет».
Вторым музыкантом из The Moor, который оказался в Simon Says, был барабанщик Ульф Нилен. Состав можно было считать завершенным и приступить к записи. Сессии стартовали июля 2002, но вскоре стало понятно, что Ульф, несмотря на свой дар как барабанщика и определенную искусность, не понимал музыку Стефана. За четыре дня до начала записи партий барабанов, группа осталась без того, кто мог бы их сыграть. Все было более чем плохо.
Маттиас ЯрльхедВсе спас случай. Йонас и Стефан столкнулись с Маттиасом Ярльхедом, который на тот момент числился проггером в группе Valinor's Tree, вместе с которыми он записал два альбома. Маттиас еще удивился, почему его не позвали сразу. Самое приятное во всем этом было то, что Маттиас моментально понял, как играть каждую из новых композиций.
Запись была закончена в августе 2001 года, после четырех неделей интенсивной работы в кипящей атмосферы студии, где было настолько жарко, что Йонас периодически сбрасывал с себя почти всю одежду во время некоторых соло. Альбом сводили на протяжении всей осени и зимы, пока наконец в феврале 2002 года Стефан решил, что этого достаточно, и послал демо-версию пластинки на Galileo Records, которые моментально полюбили услышанное, и повязали парней по рукам и ногам контрактом. Альбом вышел под названием Paradise Square в июле 2002 года.
А следующего альбома пришлось ждать примерно столько же. Лишь в 2008 году появился Tardigrade – альбом концептуальный и исполненный по всем канонам и высоким стандартам ретро-прогрессива. Состав за это время сильно не менялся, разве что на клавишных появился Магнус Паульссон. Остальные четверо музыкантов – те же личности, что и на предыдущем альбоме. Поклонники подобного рода музыки оценили новую пластинку по достоинству, да оно и понятно – все необходимые жертвы богам Genesis, Yes, Camel и прочим принесены в соответствии с традициями, а перфекционизм Стефана Ренстрома стал залогом подобающего качества исполнения и записи. Другой вопрос, когда ждать следующего альбома. Еще через 6-7 лет?

По мотивам GEPR.

Tags: retro-prog, simon says, swedish progressive
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments