Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Simon Steensland

История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Саймон Стинсланд: Универсальная единица.

Из авангардно настроенных музыкантов первой половины 90-х в Швеции, кроме расчудеснейшего коллектива Ensemble Nimbus, можно вспомнить еще и довольно интересного и занимательного мультиинструменталиста Саймона Стинсланда. Его называют «шведским Даниэлем Дэни» даже не столько за схожую манеру игры на барабанах, сколько за любовь к музыке, похожей на ту, что выдавали Univers Zero и Art Zoyd. Вообще, на самом деле, именно из исполнительского амплуа Стинсланда резко запоминается скорее его игра на аккордеоне, где он уже напоминает скорее Ларса Хольмера. А уж если говорить о нем как о композиторе, то Стинсланд находится как раз где-то посередине между указанными ориентирами, и это даже если не брать в расчет набор инструментов, для которых он не только пишет, но и играет. Так, от Дэни у шведского композитора прослеживается страсть к мрачной атмосфере, обилию диссонирующих нотных сочетаний и сложным ритмическим структурам, от своего же шведского коллеги можно провести линию связи в отношении обилия невеселого шведского фольклора и характерные мелодические интонации, особенно, если играет тот же аккордеон.
Весь стиль и почерк музыканта можно явственно разобрать с самого первого альбома, который вышел в 1994 году под названием The Simon Lonesome Combat Ensemble. Порой создается такое ощущение, что Стинсланд так и не решил до конца, что же ему больше нравится – нео-классический авангард, свободные джазовые импровизации, гитарная рок-музыка, проникновенный северный фольклор, гулкий сумеречный zeuhl или вообще электро-акустические эксперименты. То за одно ухватится, до за другое, то за все вместе и сразу, то смешает в разных пропорциях, и так до бесконечности. Главное при этом, музыка его так и норовить хватать слушателя за грудки и выспрашивать «нравится, говори, нравится?! а вот так если?». Звуковая картина пластинки не менее путанная и сбивающая с ориентиров – одновременно звучат представители самых разных музыкальных направлений – аккордеон, с самой искренней в мире фольклорной историей, может звучать под выпяченный и пульсирующий бас, исковерканные ритмические рисунки и сопровождаться атональными и колючими синтетическими звуками. Ближе всего это, наверное, к Art Zoyd, если бы те двинулись к своим высочайшим пластам реальности, где они располагаются сегодня, но при этом в атмосфере бы не растворились.
Получилось, на самом деле, здорово и все благодаря одному человеку. Саймон лично сыграл на большинстве звучащих инструментов, хотя, конечно, местами ему помогали вполне интересные люди. Например, Матс Оберг и Морган Эгрен. Они же появились и на следующем альбоме, который вышел на лейбле Ad Perpetuam Memoriam в 1995 году под названием Zomby Hunter и оказался исполненным примерно в таком же ключе, что и предыдущий, но в еще более сочном и глубоком звуке. Первая же композиция буквально валит с ног, будто огромный пес, размером с теленка, встречающий своего хозяина после долгой разлуки. Если слушатель сможет переварить все, что в него радушный Саймон Стинсланд намеревается запихнуть на протяжении десяти минут (это мало, на самом деле, при такой-то плотности событий), то значит все будет хорошо. Все так же узнаваемы и творческие ориентиры композитора. Zombies and Windmills с головой выдает любовь к Univers Zero и сольному Ларсу Хольмеру. Хольмеровской можно назвать скорее The last waltz, а Conversation with an Ant демонстрирует глубинные звуковые эксперименты музыкальных ученых от электроакустического направления, тогда как Even Johnny Franklinztein напоминает о поздних днях Henry Cow. На протяжении всего альбома раздаются всплески любви к современным академистам вроде Бартока, а Omophagia - это и вовсе настоящая попытка создания какого-то большого произведения минималистичными средствами. Закрывает пластинку приблизительный двойник открывающей альбом композиции Parade, не менее продолжительная и всеобъемлющая Before we can drown, в которой сводятся воедино все стилистические задумки для финального гала-концерта.
Третьей работой Стинсланда считается пластинка LED Cirkus, которая была выпущена под конец прошлого тысячелетия на шведском лейбле UAE. Это была его вторая работа для этой независимой компании. Два года до этого, в 1997 году, он выпустил там вместе с культовым шведским музыкантом Стеном Сендаллом и верными Матсом и Морганом пластинку Under Oknar. А вот третьим сольным проектом стал как раз LED Cirkus 1999 года, который одновременно и продолжает начатое ранее дело, но и при этом предстает в несколько изменившемся виде. Для начала стоит перечислить те моменты, которые перекочевали из первых двух работ. Стинсланд остался жанрово верным заветам Дэни и Катлера – болезненные гармонии, перекособоченные размеры, то исчезающие, то появляющиеся из самых глубин ада ритмические рисунки, рассыпанные по всему альбому звуки маримбы, гитарная работа, исполненная по канонам Роберта Фриппа и Роже Триго, общая мрачность атмосферы и темные тучи безысходности - в этом плане альбом на голову апокалиптичней практически веселого местами Zomby Hunter, даже по форме пластинка напоминает предыдущую работу – две огромных пьесы в начале и конце, обрамляющие пол-десятка более мелких и более узкоспециализированных композиций. Но появились и новые моменты. Основных всего два – на альбоме иногда «поют», хотя это, конечно, условное обозначение вокальных экзерсисов. Подавать псевдо-человеческий голос в музыке Саймона Стинсланда начали еще в конце Zombie Hunter, однако такого обилия воплей, стонов и каких-то угрожающих выкриков на непонятном языке (не факт, кстати, что шведском), как на первом треке этой пластинки, до сих пор не было, но нельзя сказать, что подобный прием пришелся не ко двору. Более того, создается ощущение, что именно благодаря этим вот новшествам пластинка и оказалась «страшнее» обеих предыдущих работ Стинсланда вместе взятых. Новшество номер два – кратковременное, но интересное появление еще одного важного местного импровизатора мирового масштаба – Матса Густафсона, что многим покажется достойным интереса и привлечет внимание и к этой пластинке, которая, несмотря на то, что выглядит гораздо сложней и жестче более ранних альбомов, но и притягивает с пропорциональной же силой. Есть ощущение, что это сильнейшая работа композитора.
Последним на сегодня сольным альбомом музыканта является сборник наиболее интересных, по мнению автора, вокальных номеров, которые Саймон Стинсланд написал за всю свою творческую жизнь. Набралось их более тридцати, а если быть точным, то 36, ровно столько влезло (мало какой из номеров превышает рубеж трех минут) на альбом 2001 года The Phantom of the Theater. Альбом не должен оставлять ощущения целостной работы, да он и не оставляет. Кроме уже привычного разброса по различным стилистикам, а тут это проделано с более дифференцированным подходом, исполнители, по крайней мере вокальных партий, меняются с головокружительной частотой. Разнятся песни и по сложности, и по настроению, и по аранжировкам. Сказать, что в Саймоне Стинсланде погиб автор опер будет не совсем верно, однако если кто-то из тех, кому пришлись по душе другие работы шведского композитора, не оценит по достоинству эту пластинку, ничего страшного со вселенной произойти не должно, в теории.
Как пытливый читатель, наверное, уже заметил, Саймон Стинсланд в плане творческого общения не был человеком замкнутым и самодостаточным, несмотря на то, что при желании мог самолично запереться в студии и шлепать, что душе угодно. Нет, на каждом альбоме у него тьма гостевых музыкантов, да и сам Стинсланд периодически появляется на проектах своих друзей. Особенно важным событием в этом отношении стал концерт группы Mats/Morgan, который записан на видео. Вполне вероятно, что это чуть ли не единственная возможность посмотреть в записи на Саймон Стинсланд в действии, а там – кто его знает, как жизнь повернется.
Tags: avant-rock, simon steensland, sweden, swedish progressive
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments