Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Ich kann das machen! 1971. Tago Mago


Ich kann das machen: Tago Mago (1971)

Работа над, пожалуй что самым известным своим альбомом, группа Can вела в том самом замке под Кёлном. Есть даже весьма известная провокационная фотография, на которой якобы изображен процесс записи этой пластинки. Провокация заключается в том, что японский шаман Дамо Сузуки на переднем плане стоит на коленях и вдалбливает очередную свою песнь-молитву, в то время как сзади, совершенно изолированно от него, музыканты, обменявшись инструментами, «уходят на отрыв». Конечно, это все была показуха, никто играть чужие партии не собирался, но сам факт... Финансовая жизнь группы, как уже было ранее сказано, вызывала определенные сомнения, однако стилистический облик группы уже вырисовывался, пусть он пока и пугал подавляющее большинство слушателей на концертах. Чукай как-то рассказывал историю об одном из первых выступлений с Дамо Сузуки, которое прошло буквально в тот день, когда Дамо попросили принять участие в группе: «Зал был забит битком. И тут выходит такой Дамо и начинает что-то там себе бормотать под нос, будто какой-то монах, я не знаю. Все это постепенно вылилось в дикого и бешеного самурая, размахивающего стойкой от микрофона под дикий визг гитары и прочего сумасшедшего шума. Народ ломанулся прочь из зала, кроме трех десятков американцев, которые с удивлением на лице простояли до конца нашего выступления». Итак, группа полностью собрана и состав можно считать устоявшимся. Можно записывать полноценный альбом. Внимание на самом процессе записи тут сделано не спроста. Дело в том, что музыканты пытались записать в принципе, приличный рок-альбом, но потом Хильдегард Шмидт – жена Ирмина – послушала то, что оставалось по плану вне пластинки – различные импровизации, разминки и прочее: там каждый альбом лишнего накапливалось по несколько часов, парни всегда писали все, что играют. Так вот, услышанное ей очень понравилось и она настояла на том, чтобы были выставлены на всеобщее обозрение и подобные экзерсисы. Так альбом стал двойным, а Хильдегард – менеджером Can. Разобрать какие треки были писаны для альбома специально, а какие – звуковые эксперименты, очень просто. Первая пластинка – настоящая работа, а пара размашистых треков на второй – Aumgn и Peking O – это и есть те самые опыты над звуком, формой, мелодией, гармонией и нервами. Рассказывать о них особо и нечего – ни одна из них не содержит всех характерных для Can того времени черт. Нет однообразной ритм-секции, ритма вообще порой нет ни в одном глазу, зато на Aumgn есть потусторонние подвывания Сузуки, обертоны и вразнобой сыгранные звуки различных инструментов, плюс внедрение достижений электронной музыки. На Peking O появляется, все-таки, ритм, пусть и в синтетической форме. Первые три трека альбома составляют некую трилогию короткой формы - гитарноактивная Paperhouse с чередующимся темпом, странная и пугающе кривая Mushroom с невероятным шлягерным хуком, а также Oh Yeah с неугомонным андроидом-репликантом Либецайтом – все они сделаны примерно в одном ключе и даже настроении – подавленной и мрачноватой интроверсии. В ритме проскакивают традиции фанка, на каждом треке отпечатки студийно-монтажных опытов Чукая и пляшущий голос Дамо Сузуки. И все это – замечательное и интересное предисловие к еще одному эпику, классическому номеру Can – Halleluhwah. Если у кого-то еще и были сомнения, то теперь ясно и точно – краут-рок не только начался, но уже на невероятной высоте! Завершает альбом расслабляющая после всех этих метаний по разным кускам вселенной и параллельным реальностям и нереальным параллельностям Bring Me Coffee or Tea, которая некоторое время пытается замаскироваться под акустическую вещицу, но, естественно, получается у ней это не очень-то. Резюме – шедевр не только жанрового, но и общемузыкального значения.

Tags: can, ich kann das machen, kraut
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments