Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Swedish space-rock 90s

История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Шведская психоделия и спейс-рок середины 90-х.

Середина 90-х в шведской около-прогрессивной музыке была интересна не только с позиции феноменальной популярности возродившегося в самых лучших традициях прогрессив-рока. Появилось и несколько весьма интересных наследников психоделической музыки, которые выражали свое видение посредством того, что называется спейс-роком, а уж если все это традиционно приправлено фольклорной тематикой, так и вовсе замечательно.
Начнем обзор, пожалуй, с коллектива The Moor, которых окрестили как-то «злыми и мрачными Ozric Tentacles». Группа, в принципе, как и многое, что вылезло на поверхность в 90-х, образовалась достаточно давно – еще в 1985 году, усилиями клавишника Кеннета Магнуссона и вокалиста Ханса Молла (что само по себе резко отодвигает их от видимой близости знаменитым британским лидерам спейс-рока). Первые синглы группы были датированы 1988 годом и было очевидно, что это тянущиеся из панковой среды к прогрессивному року довольно пытливые, но еще не очень умелые руки. Одним из откликов на них была газетная заметка, которая описывала музыку The Moor как «саундтрек к вашим самым мрачным кошмарам». К работе над первым полноценным альбомом музыканты приступили лишь только в 1990-м году, а вышел он вообще три года спустя, в 1993 под названием Every Pixie Sells A Story. Вышедшую пластинку разные журналисты умудрились сравнить одновременно с, внимание!, группами Gong и Hawkwind, Rush и King Crimson, Black Sabbath и Tiamat, Depeche Mode и Roxy Music. Иными словами, никакой информативной ценности, однако, все соглашались на том, что шведы звучат мощно и сурово, а также на пластинке тьма тьмущая меллотрона. Второй альбом - Flux - оказался еще более агрессивным и мрачным и, естественно, в этот раз зазвучали сравнения с King Crimson. Кроме того, пластинка проявлялась порой в более атмосферных и даже эмбиентных местах, чем это было ранее. Помогал записывать диск скрипач из Darxtar Фредерик Сундквист. Затем группа выпала из поля зрения всех примерно до 2005 года, когда стал записываться трибьют американской группе Chrome, где The Moor исполнили одну из композиций. Это дало толчок для нового витка развития группы, которое может обернуться даже записью нового альбома. По крайней мере, работа над новым материалом ведется, хотя сами музыканты пока не знаю, что в конце концов из этого получится.
В 1991 году образовался еще один спейс-роковый/психоделический коллектив под названием The Spacious Mind, пожалуй что, самый известный из обсуждаемой сегодня волны шведского спейс-рока середины 90-х. По крайней мере, очень часто можно услышать, что это лучшая группа подобного толка того времени не только в своей стране, но и вообще в мире. Этот коллектив - из ныне здравствующих, более того, в последние несколько лет The Spacious Mind радуют своих поклонников новым альбомом ежегодно. На сегодня дискография коллектива насчитывает уже 11 пластинок и на достигнутом останавливаться явно не намереваются.
Еще одними представителями шведского спейс-рока является группа The Roots of Echo, выпустившая с 1993 по 1997 год три альбома, но их музыка скорее тяготела к более психоделическим берегам, что отражалось даже на обложках их работ, которые буквально кричали о своей принадлежности к культуре хиппи. Коллектив появился в 1990-м году, в Гётенбурге и начали его Свен Лорентцон и Л-О Стрём. Уже на следующий год они, при помощи ряда друзей, попытались записать что-то на собственной портативной 4-хдорожечной студии. Результатом первых опытов стала песня Garden, которая появилась на сборнике шведских психоделических и инди-групп в 1993 году. В загашнике у группы уже было несколько отборных композиций, которые они сначала доводили до ума на концертах и летом 1993 года выпустили как свой первый альбом The Roots of Echo. Сводили его на не менее доисторическом оборудовании, однако, пластинка получила очень лестные отзывы из разных стран Европы. Потом группу случайно услышали на лейбле Garageland Records, воодушевились и дали денег на запись второй пластинки. Запись Söabu проходила весной 1994 года, а в продаже пластинка появилась почти через год, в феврале 1995-го. Второй альбом ознаменовал тяготение группы к более фольклорной музыке. Кстати, The Roots of Echo дружили с более известными шведскими группами, такими как Sinkadus, выступали с ними вместе, принимали от них и финансовую помощь. В то время The Roots of Echo много и удачно выступали, обрадованные подобным положением вещей, группа записала много концертного материала. Тем временем, барабанщик Матс решил сменить коллектив и принял приглашение от Sinkadus, которые как раз тогда лишились своего барабанщика. Тем временем коллектив принялся за работу над своим третьим и последним альбомом Nothing between you and the sun. Альбом записывался в сжатые сроки в силу отсутствия денег на студийное время, поэтому все писалось одним дублем и последний альбом отличается в первую очередь обилием импровизаций. В мае 1997 года он вышел на Mellow Records. Так получилось, что Матс был сильно занят в жизни группы Sinkadus и музыканты решили взять тайм-аут, пообещав на своем сайте, что работают над новым материалом. Но, увы, распался Sinkadus, прошло много времени, но от группы ничего не слышно, кроме нескольких сэмплов с «будущего альбома», которые они как-то разместили на своем сайте. А год назад и сам сайт почил в бозе. Не менее сложно пытаться найти и альбомы этой группы.
История еще одного подобного проекта, балансировавшего в 90-х на грани фольклора и психоделической музыки - In the Labyrinth – уходит корнями вообще в год 1980-й, когда Петер Линдал, Микаэль Гьел и Ульф Хансон собрали группу Aladdin's Lantern. С того года группа меняла составы с невероятным постоянством, но обо всех людях, что проходили через горнило этой группы рассказывать нет смысла, достаточно упомянуть только о Карин Лангард, которая стала женой Микаэля Гьела и Стефане Андерсоне. Этот коллектив играл музыку, основанную на восточной музыкальной культуре, часто выступления группы сопровождались балетными танцами и различной хореографией. In the Labyrinth были концертным проектом, никто особо серьезно за ним не следил, да оно того и не требовало. Все изменилось в 90-х, когда участвовавшие на тот момент в проекте музыканты решили пойти, наконец-то, в студию и осчастливить всех какой-нибудь записью. Для этого они даже переименовались сначала в Labyrinth, а потом в In the Labyrinth, чтобы не путаться с одной хард-роковой группой. Уже под этим именем группа выпустила три пластинки. Музыка, которую они исполняли, можно описать еще и «Pink Floyd устремляется на восток», очень уж много тенденций прослеживается к цитированию британских психоделов, однако, что радует, In the Labyrinth интересуются исключительно ранним творчеством Pink Floyd.
Упомянем и довольно известный и именитый своими участниками The New Grove Project. В нем играли оба самых значимых парня для развития прога 90-х – Пер Линд и Ройне Столт, поэтому, несмотря на очевидно сомнительное музыкальное достоинство этого проекта, рассказать о нем было бы уместно. Нет, это не дуэт именитых мастеров, на пластинках, которых всего три, можно услышать и других музыкантов, в том числе Йоде Лей из группы England, а также Ингемар Хьертквист, который не только спел, но и вообще все это придумал, в том числе и музыку, которая была написана им еще в 1984 году. Он живет в Швейцарии, где вся работа и протекала. Сначала в 1994-м году были выпущены пробным тиражом демо-версии этой задумки и уж потом, три года спустя, все вылилось в концептуальную работу Fool's Journey, в которой рассказывается о веселеньком конце света на отдельно взятой планете (не Земле, если кому интересно). Музыка группы должна понравится тем, кто любит до приторного мелодичные опусы прогрессивщиков, которым спать не дает наследие группы Genesis. Ничего не предвещало, равно как и не опровергало слухов о том, что проект вновь соберется, но это произошло в 2005-м году, когда они записали еще один альбом - Brill. Новый состав был похож на предыдущий, правда, оказался еще более звездным – тут отметились также Фреди Шнидер из Nucleus Torn, Хассе Бруньюссон (понятно откуда) и даже широко известный не только англоязычной интернет-общественности, интересующейся прогрессив-роком, «Бобо» Болленберг (парень, который пишет для Progressive World и Progression. Так вот, он там пел, на ряду с самим Хьерткивстом, но лучше бы они этим не занимались. Там и с музыкой-то все не так уж радужно, хотя слушать можно, но вокал хоронит любые зачатки какого-то интереса. Впрочем, все это вряд ли помешает собраться им снова и записать что-то еще.
Tags: in the labyrinth, psychedelic, space-rock, sweden, the moor, the new grove project, the roots of echo, the spacious mind
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments