Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Neo-progressive 90s

История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Шведский нео-прогрессив, начало 90-х

Пришествие 90-х, как всем прекрасно известно, принесло феноменальное возрождение прогрессивного рока в его почти классическом формате и во многом благодаря тому, что творилось в Швеции. Ensemble Nimbus, Anglagard, Anekdoten, The Par Lindh Project, Landberk, The Flower Kings, Galleon, раскочегаренные с 80-х Isildur's Bane со своими милыми и чудесными пре-MIND'овскими альбомами начала 90-х, опять же, вышедшие на свой долгий путь к студии музыканты группы Sinkadus, и многие другие. Не последним фактором в зарождение подобной волны является тот момент, что Швеция, как страна с высокоразвитой социальной системой, позволяла подавляющему числу детей обучаться и играть на самых разных инструментах, да и в плане достать что-то послушать было не так туго – музыкальные магазины на все вкусы, радио и ТВ заботилось о ком только могло... Что симптоматично, большинство новых коллективов того времени почти в обязательном порядке проходило через горнило кавер-групп, в основном прогрессивного характера. Скорее всего это в том числе и предопределило тот факт, что когда музыканты начинали работать уже с материалом собственного сочинения, в нем приятным образом прослушивались творчески и с любовью переработанные достижения прогрессивного рока своего «золотого» периода.
Впрочем, следование традициям не всегда заканчивалось интересной и благополучной собственной музыкой. Взять группу Manticore, которая хоть и недолго просуществовала, но запомнилась, увы, лишь только своим участием в так называемом Шведском Арт-Роковом Сообществе, которое создал Пар Линд как раз в 1991 году. Вообще, группу Manticore можно рассматривать как пробный шар или даже первый блин Шведского Возрождения Арт Рока. Как видно из названия группы, музыка, что они записали в 1993 году на своем единственном альбоме Time To Fly, явно сильно инспирирована наработками трио ELP, плюс к этому, музыканты не смогли устоять перед бушующими нео-прогрессивными ветрами того времени и привнесли в свой звук характерные для нео «сахарные» клавишные. Однако, если бы не вернувшийся из Франции Пар Линд, который заприметил их в соседнем городе, они могли бы так и прозябать по местным клубам и подвалам. Шведский композитор и организатор в то время активно переслушал прогрессивщиков 80-х и грезил возрождением былой славы арт-рока на шведской земле, поэтому для массовки ему нужны были по началу абсолютно все, кто хоть как-то мог стоять на симфонической почве, поэтому Manticore своим шансом воспользовались.
В неопрогрессивном же ключе действовала и группа Galleon, которую рецензенты периодически называют смесью Marillion и Gandalf. Galleon начинали как трио в формате Rush, то есть барабаны, гитара и поющий басист. Rush тут упомянуты, на самом деле, не случайно - на своем первом альбом, который под названием Lynx появился в 1992 году, музыканты сердечно благодарят канадскую группу за «неистощимый источник вдохновения», а лидер группы – бас-гитарист Горан Форс с детства любил Rush, в чем неоднократно признавался. Кроме того, по душе парням было и творчество Толкиена, так как первое название группы было Aragon - музыканты сознательно в середине 80-х, когда начинали этот проект, отсекли одну букву от имени Арагорна, но когда они в 1989 году пришли на студию звукозаписи, где им сказали, что группа с таким именем уже есть (австралийский коллектив) и нужно придумать что-то другое. Выбрали как раз Galleon. Впрочем, их первый альбом появился лишь в 1992 году.
Группа тогда нашла себе клавишника Ульфа Петерссона, который не вовремя решил свалить из коллектива, потом заболел гитарист Мике Вярн. Прошло более двух лет, когда вышел в свет Lynx. Затем был контракт с японцами, хорошие продажи дебютника и долгие, но успешные переговоры с Петерссоном, чтобы тот вернулся в коллектив хотя бы ради концертных выступлений, так как к следующему диску - Heritage and Visions, который увидел свет пару лет спустя, Горан Форс планировал записать партии клавишных самолично. Второй альбом пользовался еще большим спросом, равно как и третья пластинка, которая вышла в 1995 году под названием King of Aragon, что, впрочем, не гарантирует высокое качество самого материала. Музыка этой группы была предназначена в основном для тех, кто любит нео-прогрессив и испытывает приятные впечатления от прослушивания Rush, не более того.
Тем временем, уже после выхода в 1998 году четвертого альбома Mind Over Matter, из группы ушел гитарист Мике Вярн, которого заменили знакомым и земляком Ульфа Петерссона Свеном Ларссоном. Дальше группа действовала уже с ним. Появился уже знаменитый сегодня Beyond Dreams в 2000-м году, потом двойной From the Land to Ocean в 2002-м и вот, в 2007-м, Engine of Creation. Впрочем, ничего особенно эти работы, в плане развития в том числе и нео-прогрессива, увы, не представляют.
Слабо отразилась на существовании мирового прогрессива еще один коллектив, так или иначе связанный с Гораном Форсом – группа Cross, которую начал мультиинструменталист Ханси Кросс примерно в том же ключе – симфонический нео-прогрессив с невероятной тягой к наследию Yes, Genesis и так далее. Ханси Кросс в начале 90-х играл в таких группах, как Von Lyx и Voodoo, но потом решил, что пришло время отдавать дань прогрессив-року и начал собственный проект. Причем дань должна была быть отдана с присущим размахом – в виде целой трилогии, которая называется Uncovered Heart и была выпущена на независимом лейбле Lyxvax, в следствии чего группа оказалась менее известной, чем их коллеги из Galleon, хотя и музыку они исполняли не сильно сложную.
Первый альбом задуманной трилогии появился в 1988 году, записывали его куча народу, в том числе и товарищи Кросса по его ранним группам. Был среди этих «гостей» и барабанщик Von Lyx Хаддерс, который стал соавтором второй пластинки группы - Second Movement. Был тут и басист с первой пластинки Олссон. Впрочем, работали над второй частью более серьезно, с привлечением еще большего спектра инструментов и дополнительного вокалиста. Альбом вышел в 1990-м году. На третьем альбоме III - Changing poison into medicine, что вышел в декабре 1993 года появился теперь и басист Von Lyx Йохан Норденфельт, однако в плане приглашения сторонних музыкантов, были задействованы примерно те же лица, что и ранее. Альбом стал наиболее «попсовым» из всей трилогии, впрочем, в плане эпичности и пафосности парни явно сдавать свои позиции не планировали.
К этому времени подобная музыка в Швеции стала пользоваться необычайным спросом, и создателю сей симфонической трилогии пришлось выползать на люди, выступать на сцене клубов и различных питейных заведений. В группу был приглашен новый басист Томас Кристенсен, с которым была проделана работа над новым альбомом, но до этого, в 1995 году было появление «миниатюрной симфонии» Paradox, Ханси Кросс которую сочинил сам и сыграл на всех инструментах. Впрочем, то было 18-минутная работа и полноценным альбомом ее, в отличие от диска 1996 года Gaze считать не стоит. Новая работа стала еще проще и примитивней, поэтому останавливаться на ней нет вообще никакого резона. Чуть интересней стала следующая пластинка Visionary Fools, что появилась в продаже в феврале 1999 года. К этому времени Кросс работал уже с молодым шведским лейблом Progress Records и успел выпустить пару странных релизов – микс из лучших композиций первой Трилогии коллектива, а также переиздание Gaze. Честно говоря, можно было бы как-то и без этого обойтись.
Потом барабанщик Томас Хьорт и Ханси Кросс решили попробовать записать что-то не похожее на то, что они делали все это время, но получилось как в том анекдоте – «как ни собираем, все равно получается автомат Калашникова», махнули на все рукой и продолжили в духе Cross. Так в августе 2000 года появился Secrets. Хьорт к тому времени перебрался в Нью-Йорк и прилетал лишь только поработать в студии. Это несколько трагично, кстати, сказалось на появлении следующего альбома. После теракта в Нью-Йорке в 2001 году, полеты в этот город были затруднены. Лишившись своего привычного со-автора, Ханси Кросс на время присоединился к коллективу Spektrum и лишь только к 2004 году смог записать и выпустить свой следующий альбом – Playgrounds, там, кстати, можно услышать почти всех музыкантов коллектива Spektrum. Этот альбом на сегодня является последним.
Tags: 90s, cross, galleon, manticore, neo-prog, sweden
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments