?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

LegEnds: Pixies [Nov. 13th, 2008|06:00 pm]
Alexey Petuhov
[Tags|, , , , , ]

Pixies

С группой Pixies, а точней – их музыкой – знакомы практически все. Сложно представить, что кто-то сегодня не видел фильм Дэвида Финчера «Бойцовский клуб». Помните, там в конце небоскребы так пророчески падают под размеренную гитарную песню? Вот это как раз и есть Pixies и их песня Where Is My Mind с первого лонгплея Surfer Rosa. Окей, даже если вы не видели по каким-то непонятным причинам эту картину, то всяко слышали, скажем, коллектив Nirvana. Тот самый, из Сиэтла, с белокурым кумиром молодежи 90-х. Вот как раз этот небрежный гитарный лязг, эта дерганная ритмика, все это отчасти появилось благодаря тому, что на свете в 80-х была такая группа, как Pixies. Их, вообще, часто обвиняли в том, что они, мол, притащили на своем хребте альтернативную рок-музыку и инди-рок на экраны телевизоров и обложки глянцевых музыкальных журналов. А им плевать – они уже развалились, к тому времени, когда это все началось.
Вообще, между Британией и США есть какой-то негласный спор, мол, у вас там свое, у нас – свое, то, что вы там себе слушаете – слушайте пожалуйста, нам это совсем не интересно и даже не просите... Конечно, очень часто происходит так, что появляется какая-нибудь сверхновая звезда, которой наплевать на подобные гео-музыкально-политические предрассудки, и на обеих побережьях Атлантики начинаются пожарища любви к новому кумиру, но это уж в виде исключения. В основном же, если ты сильно востребован на Туманном Альбионе и даже странах континентальной Европы, это совершенно не гарантирует того, что в США вы будете пользоваться подобным успехом. Даже если вы родились Бостоне, там выросли и сколотили свой коллектив. Бывает и так. Например с Pixies.
Появившаяся в 1986 году группа своим рождением обязана студенту Массачусетского Университета по имени Чарльз Майкл Китридж Томпсон Четвертый. Имя можете не запоминать – перед тем, как начать выходить на сцену, он взял себе псевдоним, под которым с тех пор и известен – Блэк Фрэнсис (или иногда - Блэк Фрэнк). Остальными членами новой группы стали - филиппинец Джоуи Сантьяго, с которым он жил в одной комнате в университете, девица с интересным голосом и умением играть на бас-гитаре Ким Дил, которую они подцепили по объявлению, а также барабанщик Дэвид Ловеринг, которого им посоветовал взять муж Ким. Название выбрали наобум – ткнули в словарь. Сначала, правда, коллектив звался «Pixies in Panoply» (Феи в доспехах), но потом решили не выпендриваться и сократили до просто Pixies. Довольные и усталые от проделанной работой, они перебрались в гараж Ловеринга и начали что-то придумывать, писать, играть...
Первый концертный материал был представлен на «самом худшем выступлении в истории рок-музыки» по мнению самих музыкантов, в бостонском клубе The Rathskeller, где они летом 1986 года отыграли свои первые версии своих первых песен. Более успешный и удачный концерт состоялся гораздо позже – осенью того же года, на разогреве у Throwing Muses. Там их заприметил Гари Смит из студии Fort Apache и, в разговоре с ними, выяснил, что они ничего еще не выпустили. Тогда он предложил, почему бы им не попробовать разослать демо-кассету, которую они запишут, конечно же, на его студии, на всякие там лейблы, мало ли? Ребята так и поступили и, что называется, повезло. Сработала пленка, посланная на весьма важный в истории инди-музыки британский лейбл 4AD, у которых в каталоге были Dead Can Dance, Bauhaus или те же Throwing Muses... Там вообще весело получилось – Уоттс-Расселлу как раз музыка Pixies не понравилась, он посчитал их слишком ординарными и обычными, чтобы обратить на них внимание, но не смог устоять перед аргументами и фактами своей подружки, которой, в отличие от него, музыка-то как раз понравилась. Был предложен контракт, по которому Pixies могли выпустить EP и в 1987 году появился хоть и короткий, но полноценный дебют коллектива – пластинка Come on Pilgrim.
Интересно, что материал Pixies для этой пластинки не перезаписывали. Уоттс-Расселл лично отобрал восемь песен из демо-ленты, что те ему прислали, и отправил его на доведение до ума в студийных условиях местных умельцев. Впрочем, это не помешало Pixies позже перезаписать из всего этого материала то, что они только хотели (см. последующие альбомы и EP). Вообще, группе повезло с дебютной работой, тут не только слышен весь потенциал, который они вскоре полностью раскроют, но и весь спектр увлечения музыкантов – от панка и серфа, до мелодизма поп-музыки и фолка. Часть слов спели на испанском – Блэк Фрэнсис ездил как-то по обмену в Пуэрто-Рико, там и нахватался. Сама музыка была незамысловатой. Энергичной – да, но абсолютно все песни с музыкальной стороны укладывались в представления любого студента о том, какой может быть музыка, чем, собственно, и завоевали популярность. Довольно важную роль сыграли и тексты коллектива, в которых они вели себя не менее расковано, как и в отношении гитар – секс, инцест, религия и прочее. В итоге, альбом стал хитом в британских чартах инди-музыки, а в Америки о нем вообще никто ничего до поры до времени не слышал.
Но самый главный успех подстерегал группу, когда она стала записывать свой первый полнометражный альбом – Surfer Rosa. Дело в том, что со стороны лейбла с ними поработал сам Стив Альбини – парень, который, наверное, больше всех приложил руку к тому, чтобы инди-рок звучал именно так, как он звучал и звучит сейчас. И вот, с новым, модным звучанием, прежним колоритом, наглостью, задором, сюрреалистическими текстами, полных не менее смелых, чем на предыдущем альбоме, стихов, группа Pixies выпускает практически идеальный альбом инди-рока, который остался прямо-таки вехой в истории этого музыкального явления. Музыкальные журналы сошли с ума («Альбом года» от самих Melody Maker и Sounds!). В след за ними – толпы британских и даже куча американских студентов, 60 недель в британском инди-чарте, статус «золотого» к 2005 году, а в США пластинку долгое время можно было достать только в качестве импортного издания, да и американские критики как-то или игнорировали группу или тут же о ней забывали.
Полнометражный альбом стилистически лишь расширял то, о чем заявили Pixies в своем дебюте. Однако, внимательный читатель может возразить, мол, там же слышны и явные тенденции в сторону утяжеления (особенно это чувствуется на Something Against You) и будет совершенно прав. Так или иначе, с уже наметившейся тенденцией, а также группой Throwing Muses коллектив отправился сначала в европейское, а потом и североамериканское турне, после чего записал свою следующую пластинку – Doolittle, которую изначально планировали назвать Whore («шлюха»), но потом передумали.
Вместо Альбини, в качестве звукорежиссера над альбомом работал уже новый человек – британец Гил Нортон, тот самый парень, что продюсировал к этому времени работы Throwing Muses, а также Echo & the Bunnymen. Работа над альбомом велась в Бостоне, в Eden Sound. Вообще, Нортон помог с выходом сингла Gigantic с предыдущей пластинки Pixies, и Уоттс-Расселл настоял на том, чтобы тот продолжал отношения с коллективом. Прибывший в конце октября в Бостон, Гил послушал то, что собирались писать Pixies, успел заявить о том, что все это не годится и аранжировки надо переделать, прежде чем получил нагоняй от Блэка Фрэнсиса, заявившего о том, что не намерен делать что-то дважды, и был отправлен на две недели изучать звук Pixies. Стилистически Doolittle отражал ту эклектическую смесь, что была характерна для более ранних пластинок Pixies. Вновь агрессивные и быстрые композиции чередовались с мелодичными и спокойными. Вновь гармонически и мелодически все песни тяготели к исконному примитивизму рок-песни. И вновь стихи обитали в сюрреалистических плоскостях (одна композиция вообще посвящена культовой работе Дали и Бунюэля «Андалузский пес»). Изменился звук. Он стал более тщательно просчитанный. Более того, в звуке появились классические струнные инструменты - скрипки и виолончели.
Альбом приняли весьма тепло. Британские газеты продолжали петь оды рок-н-ролльной искренности группы, выставлять пластинке весьма приятное обилие звезд, но делали это как-то без привычного энтузиазма, к группе начали привыкать, а там и некоторые журналисты стали высказываться на тему, что, мол, не те уже Pixies, не вызывают, так сказать, не удивляют, успокаиваются... Ах да, Doolittle же стал первым альбомом, который появился и в США, однако, удостоились рецензий лишь уровня «ну, не так уж плохо, чтобы совсем не замечать коллектив» и снисходительных «что ж, не зря они моментально стали такими известными». Да и народ как-то не сильно среагировал на своих известных земляков – новая пластинка с трудом втиснулась в сотню Billboard и, при этом, оказалась на 8-м месте в британском хит-параде. Выпуск альбома был обязательно поддержан европейским и американским туром, после чего все были распущены для сольных выступлений или отдыха – кому что более по душе.
Вместе группа собралась летом 1990 года, когда было решено начать записывать третий полнометражный студийный альбом. Работа началась с того, что Фрэнсис решил сильно урезать творческий вклад Ким Дил в общий фонд материала пластинки. Это было сделано в первый раз за всю историю группы и подобный прецедент вряд ли мог понравится весьма творчески настроенной девушке. Второе изменение – стилистика альбома резко взяла в сторону сёрфа, от которого Фрэнсис всегда был без ума. Подобное решение осудить сложно, однако, нужно было быть готовым к тому, что уже привыкшая к развязной и грязноватой гитарной помойке толпа будет в лучшем случае в приятном недоумении. И, третье – тексты отныне посвящены научной фантастике, НЛО и всяким марсианам, впрочем, не без сюрреализма. Альбом назвали Bossanova и выбросили на суд зрителей в августе.
Знатоки из уважаемых изданий отнеслись к подобной работе несколько скептически, хотя практически каждый завершал свою рецензией словами «но, впрочем, парни свое дело знают и в целом пластинка удалась». Что касается фанатов, то они вообще вознесли пластинку в тройку лидеров главного британского чарта.
Коллектив отправился в гастроли, во время которых оказался хэдлайнером весьма важного фестиваля в Ридинге. И все-то было у группы удачно – любовь зрителей, снисходительное разрешение на творчество со стороны журналистов, даже в США альбом попал в сотню. Однако, как это часто бывает, беда подстерегла группу изнутри. Объявление творческой квоты сильно сказалось на личностных отношениях Ким и Блэка. Последний британский концерт завершился тем, что она со сцены заявила, что это последнее выступление группы, чем повергла в шок собравшихся, а потом Pixies отменили американский тур. Но развалился коллектив не сразу. Сначала появился альбом Trompe le Monde.
Работа над ним началась весной 1991 года, когда в коллектив позвали... клавишника Pere Ubu и Captain Beefheart Эрика Дрю Фельдмана. Результат этого сотрудничества пришелся многим фанатам группы более по душе, чем прошлая пластинка, так как Trompe le Monde вернул группу в более «жесткие» места, обещая возвращение ранних времен группы. Но внутренние проблемы группы остались: вновь ни одной песни на альбоме от Ким, опять ругань во время гастролей в поддержку пластинки и вот в начале 1993 года Фрэнсис заявляет на радио BBC, что «всем спасибо, все свободны, группа дальше продолжаться не будет». Причину подобного решения он объяснять не стал. Да и сами музыканты узнали об этом чуть ли не по радио (ладно, Фрэнк им позвонил по телефону или выслал новость факсом).
Об этом поступке Фрэнсис потом часто сожалел, равно как и о том, что поступил так, не посоветовавшись с остальными. 11 лет спустя у него появился шанс все вернуть. В апреле 2004 года состоялся реюньон группы, появился даже новая песня, но то, что слышали и видели критики и поклонники группы, их скорее удручало. Все с пессимизмом ждали нового альбома, чтобы разочароваться в очередном неудачном реюньоне, однако, сами музыканты также понимали, что в одну реку войти дважды нельзя и новый альбом решили, все-таки, не записывать, оставив историю группы хотя бы в относительно завершенном и целостном виде.


linkReply

Comments:
[User Picture]From: soul__reaver
2008-11-13 03:15 pm (UTC)
Еее,monkey gone to heaven!
Спасибо за ретроспективу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: q_iber
2008-11-13 06:30 pm (UTC)
неожиданно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: paltarasta
2008-11-14 09:15 am (UTC)
Trompe le Monde входит в мой личный топ-100 всех времен и народов. ж-)))
(Reply) (Thread)