?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

LegEnds: The Ex [Nov. 6th, 2008|06:58 pm]
Alexey Petuhov
[Tags|, , , ]

The Ex: Ex-файлы.
Кто бы мог подумать, что эти голландские парни из Амстердама и Вормера, которые начинали с анархистских, хулиганский действий, вскрывали всякими острыми способами социальные и политические «волдыри», участвовали во всех мыслимых и немыслимых движениях, разовьют свою именно _музыкальную_ составляющую существования? Есть ведь сотни примеров, когда какая-либо творческая единица, увлекающаяся сопутствующими музыкальной деятельности вещами, о самой музыке, как правило, забывала – не до нее было, по существу-то. А тут, и нойз стали вливать в собственный материал, и много разного фолка с этнической музыкой, и джаз, и импровизационную музыку, и ведь политической активности не сбавляли при этом. Ну, почти. Как результат – ряд интересных проектов с весьма важными артистами и честь и слава во всем мире у людей, которые знают в этом толк.
Политическая активность этих парней была, конечно, обусловлена сложившейся ситуацией в конце 70-х в Европе в общем и Голландии в частности. Америка рыла ракетные шахты через дорогу от СССР по всей территории Европы, те, в свою очередь, стращали бедных европейцев, на собственный лад, а в это время безработица лишала заработка кучу людей, так что встретить на улице человека в футболке «Будущего нет» - это было запросто. А уж в Голландии вообще была активная социально-музыкальная сцена, особенно в панковской среде, так что почва для появления такой группы, как The Ex, была более чем плодотворной.
Интересную со всех позиций жизнь голландская группа вела с самого своего зарождения. В 1979 году четверо парней – Террье, Сок, Гёр и Рене решили сколотить коллектив, бросили жребий и таким образом выяснили, кто на чем будет играть. На этом и порешили. Дело в том, что будущие культовые музыканты ни разу не держали в руках ни одного инструмента, поэтому кому на чем играть – было все равно. Все парни были выходцами из деревень близ Амстердама, относительно благополучных, но не богатых семей, тех самых, дети которых в детстве чувствуют себя комфортно, а, становясь подростками, начинают скучать и от этого заниматься всякой чепухой, вроде панк-музыки.
Название для новой группы придумывали еще проще – нужно было что-то короткое, чтобы можно было быстро написать на стене. Зачем? А просто еще до начала своей деятельности, голландцы запустили агрессивную «рекламную кампанию» в стиле 'изрисуй окрестности при помощи граффити'. А сами музыканты репетировали, готовясь к первому концерту, который состоялся в августе 1979 года. Для обеспечения качества звука в группу взяли парня по имени Коби. Выбор будущей стилистики был очевиден. Что могли еще играть люди, без малейших навыков и исполнительского опыта? Конечно же - панк! Впрочем, обычным панком свою музыку парни не называли даже в первый репетиционный день, амбиции не позволяли, хотя жанр этот любили всем сердцем.
В июне следующего года группа отметилась и в сфере звукозаписи, выпустив свой дебютный EP с резонным названием «All Corpses Smell the Same», и в том же месяце появившись на еще двух подобных по размеру пластинках. Примерно тогда же из группы ушел Рене, вместо него взяли музыканта из Bernard & The Lockheed Rockerz по имени Бас. Уже с ним, в октябре, был выпущен первый полнометражный альбом Disturbing Domestic Peace. Продюсировал альбом независимый звукорежиссер Дольф Плантейд, с которым The Ex потом частенько работали вместе.
В 1981 году группе произошла еще одна смена в составе – вместо Гёра в коллективе появился Вим из группы Rondos. В тот же год вышел скандальный сингл под названием Weapons for El Salvador, в котором группа воспевала движение сопротивления в Сальвадоре. Активистская деятельность продолжилась заселением вместе с музыкантами групп Svatsox и De Groeten заброшенной деревеньки близ Вормер. Они распространяли по округе брошюры и записи, в которых разъяснялось, почему эта деревня должна выжить. Под конец того года, The Ex первый раз пересекли границу Голландии, выехав с концертами в Берлин.
В начале 1982 года был записан History is What's Happening - второй альбом коллектива, а чуть позже The Ex приняли участие в компиляции местных панк-групп. Тем временем, коллектив покинул Вим, вместо которого взяли Сабьена. Уже с ним музыканты поехали в турне по Швейцарии и записали интересный расширенный сингл Dignity of Labour с явным влиянием индастриала. На подобный ход музыкантов подтолкнула нелегкая судьба бумажной фабрики в Вормер. Часть материала была записана в руинах этого предприятия. А потом из группы ушел Бас и, чтобы не мучаться больше с поиском басистов, The Ex наняли сразу двоих – Люка и Йока. Ближе к осени вместе с группой Alerta группа в первый раз поехала в Англию с серией концертов. На радостях, они выпустили EP Red Dance Package.
Третий альбом Blueprints for a Blackout вышел в марте 1983 года. То был не простой, а двойной альбом. Дело в том, что музыканты во время его записи много импровизировали и экспериментировали с различными достаточно сложными формами, поэтому - мало ли что пропадет - решили выпустить как можно больше всего. Звук группы также подвергся изменениям. Впервые в истории группы, The Ex расширили свой инструментальный арсенал за счет аккордеона, скрипки, гобоя, маримбы и еще черти чего. Затем была еще пара поездок в Швейцарию, первый «сплит» с восточными музыкантами – иранской группой Awara, наконец, турне в поддержку бастующих британских шахтеров, после которого Сабьен свалил во Францию, а Йок – в менее известном направлении, и в группе, наконец-то, появилась Катрина, оставшаяся в группе надолго. По результатам «шахтерских» гастролей вышел концертный альбом Support the Miners' Strike. Недолго пришлось ждать и новой студийной пластинки Pokkerherie.
В 1986 году к The Ex присоединяется бывший вокалист Rondos Джон. Почти сразу был записан двойной сингл «1936», посвященный испанской революции. Песни были основаны на стихах испанских народных песен и соответствующим же образом аранжированы. Пластиночка сопровождалась аж 144-х страничным буклетом с фотографиями, взятыми из архивов революции. После этого было турне по Италии и Швейцарии, а также совместное выступление с коллективом Chumbawamba из Лидса. Еще один двойной альбом, на этот раз концертный, появился в 1987 году под названием Too Many Cowboys. Он был записан во время совместного с манчестерской группой The Membranes турне 1986 года. Вообще, в то время группа много гастролировала – Британия, Австрия, Германия, Греция, ряд стран восточной Европы: отлично выступили на фестивале в Варшаве, а также в городе Будапешт. Ушел Джон, пришла гитаристка Николетт. Ух, не жизнь, а сплошные перемены!
Много группа дружила с коллективом Chumbawamba – вместе с ними они записали антифашистский расширенный сингл, а также ездили на гастроли по Европе и Британии. Кончилось все тем, что Коби остался работать с Chumbawamba, а в The Ex появился новый концертный звукорежиссер – Жерон. Кстати, да, все свои пластинки коллектив выпускал собственными усилиями, от скуки меняя название «лейбла» от релиза к релизу. Потом дистрибьюторы уговорили музыкантов перестать издеваться и как-нибудь назвать свой «лейбл». После этого и появился Ex Records, где они первым делом выпустили сборник выступлений на радио-передачах за несколько лет, а потом спродюсированный Джоном Лэнгфордом альбом Aural Guerilla, записанный в Рочдэйле. Кстати, на этом альбоме можно услышать специальное посвящение работам Питера Хэммилла – композицию A Motorbike in Africa. Пока все это выходило, музыканты умудрились еще записать вместе с Rara Rap песню, протестующую против апартеида, призывая выпустить всех арестованных в ЮАР активистов. Кроме того, отметились и на компиляции, описывающей возрождение Палестины.
В 1989 году Николетт группу покидает. The Ex снова вернулась к изначальному формату квартета и вместе с шотландской группой Dog Faced Hermans пустились в европейское турне, с которыми на следующий год выпустят «сплит». Летом того же года был записан очередной двойной альбом Joggers & Smoggers, кстати, в качестве гостевых музыкантов тут появились Терстон Мур и Ли Раналдо из Sonic Youth. По сложности работы и подходу, новая пластинка вызывала сравнения с Blueprints for a Blackout, только в этот раз музыка была еще более экспериментальная и джазовая. После этого состоялись первые гастроли в США, где они отыграли несколько выступлений на Восточном Побережье.
В 1990 году произошло два важных, по крайней мере для российских фанатов группы, события. Первое – The Ex, вместе с эстонцами из коллектива «Не Ждали» посетили Москву. Второе – в группе появился гитарист Энди (Мур), который до сих пор числится в коллективе. Кроме того, тогда же появился их первый мини-CD - Dead Fish, которым они умудрились заявить о падении независимой музыкальной сцены.
На следующий год произошло еще более важное событие – группа The Ex записала 12 композиций с гостившим в Голландии легендарным виолончелистом Томом Кора. Летом же музыканты, уже без Тома, но с не менее интересным коллективом – NoMeansNo, прокатились по Канаде. А на следующий год произошло удивительное: The Ex проиграли свою борьбу с миром поп-музыки, получив награду за достижения в голландской... поп музыке, приз получали на фестивале Noosrderslag. Впрочем, подобными предрассудками музыканты уже к тому времени не заморачивались.
С1992 года на протяжении нескольких лет, музыканты плотно работали с Томом Кора. Ездили с ним в Вильнюс, Нанси и Северную Америку, работали в студии, экспериментировали. Но и этим интересные музыкальные контакты коллектива не ограничивались. В 1995 году, к примеру, The Ex работали с дадаистом Япом Блонком и записывались вместе с вокалистом Ханом Бюрсом, а также кучей импровизаторов как из Голландии, так и из других стран, особенно в этом отношении интересен альбом, естественно, двойной – Instant. В тот же год из группы на время беременности выпала Катрина.
Почти весь 1996-й год музыканты провели порознь. Террье ездил со своей девушкой в Африку, Энди Мур записался на лейбле Tzadik с клезмер-группой Kletka Red, Сок гастролировал с фолк-панками De Kift, а басист Люк играл с фри-джазовым квартетом Roof. Лишь под конец года, в декабре, музыканты воссоединились и выступили в полном составе. Потом, правда, Кат опять на некоторое время покинула группу, и музыканты играли с барабанщиком Ханом Бенником, а потом гастролировали с музыкантом интересной группы The Necks Тони Баком, ну а в августе Кат вернулась за барабанную установку и началась привычная активная гастрольная и студийная жизнь: на протяжении следующих 2-х лет они выступили или записались с Tortoise, Fugazi, поучаствовали в проекте с ICP Orchestra, в Чикаго записали новый альбом на личной студии Стива Альбини, который, кто бы мог подумать!, оказался их давним поклонником, в октябре 1998 года выпустили посвященный смерти Тома Кора альбом Starter Altenators, а также играли с рядом музыкантов из Африки.
С африканцами The Ex с тех пор активно и плодотворно дружат. Все началось с той самой поездки Террье на Черный Континент, где он провел тьму времени, исколесил огромное расстояние и завел себе целый полк друзей, среди которых были также и музыканты, с которыми он продолжил дружбу и по возвращению в Европу, где заразил своей любовью к африканской культуре и всех остальных музыкантов. Впрочем, заражать там особого труда не составило, скажем, Энди Мур давно уже интересовался барабанной музыкой Африки, так что семена пали в удобренную знаниями и интересами почву, так что все это органично вписалось в и без того разношерстное стилистическое музыкальное полотно коллектива.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: vook_stocker
2008-11-06 04:33 pm (UTC)
поистине великий коллектив!
и, разумеется, он в ротации на Красном Радио с самого начала нашего существования :)
хотя Dog Faced Hermans ещё больше крутится :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agandr
2008-11-06 05:03 pm (UTC)
Чудесная группа. Однажды побывал на их концерте - был ошеломлен мошью и силой, мурашки бегали по спине.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: etal
2008-11-07 05:21 am (UTC)

info

в Dignity of Labour
половина звуков
звуки самого завода
спец альбом это
среди прочего
сборы с продаж
в фонд рабочих

а вообще
прекрасны одни
из любимых они
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _smarty
2008-11-07 06:25 am (UTC)

Re: info

Ишь ты! Спасибо. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: d_tretyakov
2008-11-07 03:41 pm (UTC)
Тне Ех - чудесны безусловно! Кстати, и сойбельмановская Kletka Red, в которой выступал Энди Мур, явление помоему крайне недооценное современниками!
(Reply) (Thread)