?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

LegEnds: Otomo Yoshihide [Oct. 30th, 2008|06:10 pm]
Alexey Petuhov
[Tags|, , , , , ]

Отомо Йосихиде

Отомо Йосихиде – музыкант, который до конца так и не решил, кто же он на самом деле – гитарист или электро-техник, человек, который не имея особых талантов и дарований в плане гитарного мастерства давно является одним из наиболее интересных и передовых адептов этого инструмента. Интерес к экспериментам с различными деталями и электронными приборами у Отомо зародился в глубоком детстве, под влиянием отца-инженера, у которого вечно в доме было тьма тьмущая разных штук, радио-приемников, осцилляторов, которые презабавно умели гудеть, пищать, шипеть и тикать, что стало базисом для бесконечных игр и опытов. Ах, да, родился Йосихиде в Йокогаме 1 августа 1959 года, хотя практически все детство провел в Фукусиме, что находится в трехстах километрах от Токио.
Уже учась в школе, Йосихиде начал увлекаться созданием музыкальных коллажей из отрывков магнитофонных записей. Можно сказать, это был его первый творческий опыт, который во многом и определил общее направление его будущего авторского материала, если еще учесть, что мама его была страстной поклонницей как джазовой, так и рок-музыки. Это потом придет и теоретическая основа подобным стилистическим увлечениям – Отомо заинтересуется французской мюзик конкрет, в особенности творчеством Пьера Шаффера и Пьера Анри, станет внимательно изучать, как работали с зацикленными лентами ранние Pink Floyd.
Потом он поступил в колледж, где собрал группу, игравшую джаз-рок. Сам же числился там гитаристом, но увлечение рок-музыкой плавно, но быстро переросло в болезнь фри-джазом и прочей импровизационной техникой - Орнетт Коулмен, Эрик Долфи, Дерек Бэйли надолго попали в список любимых исполнителей, пластинки которых он скупал в огромных количествах. Кроме того, он ходил и на концерты местных фри-джазовых единиц, где подвергся огромному влиянию со стороны саксофониста Каору Абе и гитариста Масаюку Такаянаги, которого Йосихиде считает своим непосредственным учителем. По сути, именно с оглядкой на них, Отомо решил и сам играть фри-джаз, и не только играть, но и изучать его культуру, историю движения свободной музыки, и все, что с этим так или иначе связано.
В 1979 году Йосихиде уехал в Токио, чтобы поступить в университет. Там он продолжил играть джаз и панк-рок, хотя на 3-4-х курсах не побоялся принять участие в этномузыкологических семинарах професора Акиры Эбато, о чем нисколько не пожалел потом и даже наоборот - заинтересовался подобными музыкальными темами, в особенности послевоенной японской популярной музыкой и эволюцией китайских народных инструментов. В качестве развития этих своих увлечений, он в 1981 году поехал на остров Хайнань изучать под руководством Эбато местную музыку. Впрочем, придавать такую уж особую важность тем занятиям не призывает даже и сам Йосихиде, упоминая те курсы лишь с позиции, что они помогли ему почувствовать себя музыкантом. Не секрет, что Отомо долгое время нигде не мог серьезно научиться музыке. Он менял учителей, но все разводили руками, так и не разглядев в юноше какой-либо исполнительский дар. Так что, этномузыкологические курсы стали для него чуть ли не последним шансом. В результате, его нельзя и назвать самоучкой, так как он общался с весьма большим количеством людей, так или иначе создавшим его как музыканта, но и музыкального образования за плечами у него также нет.
В тот же год Йосихиде начал на профессиональной основе играть свободную импровизацию, используя гитары, пленки, радио и прочий подручный инструмент. «Профессионально» в том отношении, что он получал за свои выступления в одном токийском клубе, где он проработал примерно с год, деньги. Однако, активно заниматься музыкой он начал значительно позже, в 1987 году. Основным творческим проектом до 1990 года у Отоме был дуэт с Юндзи Хиросе, парнем, который играл не только на саксофоне, но и на инструментах собственного производства.
Примерно в то же время, Отомо Йосихиде собрал группу No Problem в составе Лим Сувун, Юн Намата, Кенити Саито и Юндзи Хиросе. Пел у них специально приглашаемый вокалист Кан Миками. Кроме того, самого Отомо звали выступать в группе ORT, которой руководил Киоко Курода.
А вот в 1990 году начался большой всплеск концертной активности, и список музыкантов, с которыми играл Йосихиде, рос невероятно быстро. Он присоединялся к группе басиста Хидеки Като Player Piano, прокатился с турне по стране вместе с Хиросе и перкуссионистом Дэвидом Моссом, но, самое главное, начал и свою знаменитую группу Ground-0, которая позже превратится в Ground Zero. Эта группа просуществовала до 1998 года, все время являя собой пример ультрасовременной, творчески смелой группы, несмотря на смены состава и стилистики.
Свой первый концерт за пределами Японии Йосихиде сыграл в 1991 году. В апреле того года он вместе со своим коллективом Ground-0 поехал в Гонконг, где выступил с местными музыкантами. В декабре он поехал в Берлин и играл там с Дэвидом Моссом и Франком Шульте. И с тех пор Отомо часто теперь выбирается за границу, являясь гостем на мероприятиях самого различного уровня.
Кроме Ground-0 в период с 1992 по 1994 год у Отомо было еще две группы: Celluloid Machine Gun, которую он собрал, находясь под впечатлением своих гонконгских гастролей, а также Double Unit Orchestra, объединявшая и Ground-0 и Celluloid Machine Gun. Был также и коллектив Mosquito Paper, который распался в конце 1994 года. Название этой группы Йосихиде выхватил из заголовка одной статьи в "желтой прессе". На выступлениях его групп того времени, вместо пения, вокалисты скорее декламировали стихи, что соответствовало театральным китайским традициям. Так, к примеру, в репертуаре Mosquito Paper была постановка, во время которой артист декламировал со сцены дневник умирающего от голодной диеты человека и все это действо сопровождалось под аккомпанемент оркестра из акустических инструментов, в том числе и китайского происхождения. Самое интересное, что музыканты эту историю не слышали до момента записи, и получили об этом полное представление в, что называется, прямом эфире и до самого конца переживали за судьбу странного парня, о котором шла речь. Почему этот человек таким странным образом покончил с собой – не известно. В дневнике лишь только подробное описание самого процесса смерти от голода, но никаких причин, что подтолкнули его на подобный шаг, нет.
Потом все проекты были поглощены главной группой Отомо - Ground Zero, на основе которой Отомо создал монументальную работу Revolutionary Pekinese Opera. С 1992 по 1998 год на ходу был еще один проект - Sampling Various Project, в рамках которого Йосихиде активно внедрял элементы сэмплирования в уже привычный музыкальный процесс. Причем сэмплирование напоминало компьютерный вирус - внедрялось в музыкальное полотно всего мира и изменяло его, порождая новую форму музыкального бытия. Началось все диском Extreme in Australia. Замысел заключался в том, чтобы созданный набор сэмплов стал свободным для использования абсолютно любым человеком. Отомо даже сам высылал копии пластинки всем, кто пожелал. Таким образом, он распространял свой «вирус», работу которого он потом мог слышать на пластинках других исполнителей. Хотя «вирус» не принадлежит и самому Отомо, так как это всего лишь записанные куски с телевидения.
Кроме того, сэмплированию был посвящен и сайд-проект Ground Zero – Consume, который Отомо создал в показном порыве сражения на почве копирайтных проблем и заковык. Consume выпустил три альбома в 1997-98 годах. Люди присылали ему свои ремиксы, Отомо слушал и, не глядя на имена авторов, выбирал наиболее понравившиеся ему моменты.
В то время он очень много работал в самых различных сочетаниях, а также сольно. Вот лишь малая толика тех, с кем он работал: группа барабанщика Тони Бака Peril, Хоппи Камияма и коллектив Optical-8, проект скрипача Джона Роуза Shopping, вокалист Тенко и группа Dragon Blue, Крис Катлер и P53, Novo Tono.
Одним из последних дисков Ground Zero был альбом Plays Standards, где, кстати, отметился Сергей Курехин, сыгравший на одном из треков на фортепиано. Этот альбом был задуман как сборник исполненных самых любимых стандартов Йосихиде. В то время Отомо находился в депрессии по поводу своего творчества и жизни вообще. Чтобы хоть как-то в этом все разобраться, он решил переслушать старую музыку, ту, что он раньше любил и играл, переосмыслить свое отношение и как-то выправить ситуацию. Слушая старые записи, он пришел к выводу, что неплохо бы выпустить диск с подобной музыкой. Как оказалось, диск стал своего рода катарсисом для Йосихиде, после которого он понял, что проект Ground Zero (в том числе и Consume) ему больше не нужен и он решил в корне поменять свое отношение к творчеству.
Распад группы Ground Zero повлек за собой и изменение в саунде, что интересовал Йосихиде. Это стало очевидно после того, как появились записи его новых проектов - I.S.O. - трио с Йосимицу Итираку (барабаны и электроника) и Сатико М (сэмлер) и Filament - просто дуэт с Сатико М. Ему стали более интересны минималистические идеи музыкальной простоты и стала больше трогать скорее «текстура», чем динамика и инструментальное построение композиции, что было совсем не похоже на то, чем был знаменит Йосихиде ранее.
В июле 1999 года Отомо начал джазовый квартет, базировавшийся на принципах и концепциях самого Йосихиде. Его состав: Наруёси Кикути (саксофон), Кента Цугами (саксофон), Хироаки Мицутани (контрабас), Ясухиро Ёсигаки (барабаны). Часть композиций была взята из хрестоматий различных джазовых гигантов, вроде Чарльза Мингуса, остальное принадлежало перу Отомо Йосихиде).
Не последнюю роль в творчестве музыканта является и написание музыки к различным фильмам. Кстати, пишет он не только и не столько для авангардных картин, но и для мейнстримовых авторов. Там вообще интересно, большая часть заказов приходит из Китая и Гонконга, от режиссеров, которые слабо или вообще не знакомы с его авангардным творчеством, что частенько удручает Йосихиде. Он даже специально дает им записи Ground Zero, однако самым распространенной реакцией на прослушивание его пластинок является: «Ох, похоже мой плеер сломался, пытался слушать твой диск, а там шумы они, скрипы и скрежет. Никакой мелодии или ритма». Впрочем, японская киношная диаспора относится к нему с большим уважением и чтит его «авангардную сторону». Кстати, Отомо известен у себя в стране и как автор нескольких статей, посвященных нойзовой музыке.
Пробовал Йосихиде заниматься и организаторскими делами, попав в состав учредителей фестиваля Music Merge Festival. Все это, правда, обернулось коммерческим крахом, несмотря на радужные мечты и благие начинания. Впрочем, так оно часто бывает.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: etal
2008-11-01 02:51 pm (UTC)
среди станартов
не играл курехин
звучат всего
лишь знаки
сэмпл с его
совместной диски
с кешаваном маслаком
так и пишут "sampled
guests" без риска
:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zoster_toster
2008-11-21 10:45 pm (UTC)
спасибо

очень люблю Отомо, особенно его современные джазовые проекты, которые почему-то не были упомянуты (Otomo Yoshihide's New Jazz Ensemble и т. п.)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: volatchy
2008-12-29 03:26 pm (UTC)
(Reply) (Thread)