Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Interview. Attention Deficit.

Интервью с Майклом Мэнрингом и Алексом Скольником (Attention Deficit)
Клейтон Велнам (Progressive World)


Нет никаких сомнений в том, насколько правильно выбрано название группы «Attention Deficit» («Синдром дефицита внимания»). Музыканты этого коллектива играют такую музыку, что создается впечатление, что они забыли принять риталин. Нет, конечно, нельзя сказать, что Майкл Мэнринг (бас-гитара), Алекс Скольник (гитара) и Тим Александер (барабаны) больны этой болезнью, но просто послушайте их музыку! Находясь в основном в стилистическом тяготении к фьюжну, но и не чураясь авангардных витков, композиции группы представляют собой сложный коллаж звуков, что могут выкинуть из пространственных ландшафтов или в мощную джаз-роковую энергетике или в темные, как смоль темы, которые бы прекрасно подошли к сериалу «Секретные материалы». Выпустив всего два альбома – Attention Deficit и The Idiot King – они создали стиль, который сложно охарактеризовать и слушать в одиночестве при выключенном свете. Чтобы развеять некоторые аспекты своей магии, гитаристы группы Майкл Мэнринг и Алекс Скольник радушно согласились ответить на некоторые наши вопросы.

Так, сначала самый главный вопрос, который интересует фанатов группы – что не так с этой бедной собачкой, что изображена на вашем втором альбоме?
Алекс Сколник: Фото этой бедной псины нам подарили парни с нашего лейбла Magna Carta. Мы не то, что не знаем, кому она принадлежит, но даже не представляем, откуда они сами взяли это фото. Но больно оно подходит к пластинке.
Майкл Мэнринг: Так это и есть Идиотский Король! Это наш талисман и отличный пример того, что такое «дефицит внимания», особенно нашего.

Слушая оба ваших альбома, мне все время кажется, что звук ваш можно позиционировать где-то на пересечении фьюжна и дарк-эмбиента. А вы как считаете?
ММ: Мне нравится термин «дарк-эмбиент», но мы особо не задумывались на тему жанровой принадлежности, когда записывали музыку. Единственное, о чем мы думали, это то, какой саунд получится на основе нашего опыта и наших музыкальных характеристик. Не думаю, что мы целенаправленно старались добиться какого-то необычного звука, но тот факт, что все мы имеем за плечами различный стилистический багаж как раз и дал нам способы и возможности идти необычными путями. Как насчет: «dark ambient fusuon»?
АС: А я бы описал наше творчество, как инструментальную импровизацию с элементами рока, джаза и авангарда. Мы объединили все наши силы и знания для того, чтобы получилось единое трио. Но мы точно не знали, во что все это выльется и поэтому тут очень много также и экспериментального начала.

Как так получилось, что вы все трое встретились и собрали группу Attention Deficit?
АС: Первый раз мы все вместе появились на выпуске альбома Майкла Thonk, хотя все вместе до этого мы еще не работали. Несколько лет спустя, с нами связались с Magna Carta и спросили, не хотим ли мы сделать альбом в качестве трио, есть у них такое хобби – сводить вместе разных музыкантов, что прежде не работали друг с другом. Например – Боззио, Левина и Стивенса.
ММ: Люди с Magna Carta спросили у меня и Алекса, сможем ли мы принять участие в их серии проектов трио, над которыми они работали. Мне показалось, что было бы весело поработать еще и с Тимом и, по счастью, остальным парням эта идея явно пришлась по душе!

Второй альбом оказался более углубленным в территорию фьюжна, чем первый. Это так специально задумано?
ММ: В некотором роде. Мы хотели, чтобы наш первый альбом был сконцентрирован на импровизациях, чтобы он был более резанным и разрозненным, страдал «дефицитом внимания». А во время записи The Idiot King было принято решение поработать в более организованной форме. Просто хотелось поиграть в несколько другом ключе.
АС: Ну, мы не хотели специально сделать «фьюжн»-альбом. Хотя что-то подобное проскакивало. Мне кажется, все мы очень любим творчество великих фьюжн-групп 70-х (Mahavishnu Orchestra, Weather Report...). Кроме того, я вот принимал участие в джазовой программе, проводимой нью-йоркским New School University и мне кажется, эти занятия сильно отразились на мне как в композиционном отношении, так и в импровизационном.

Алекс, большинство фьюжн-групп с гитаристами – взять тех же Tribal Tech Скотта Хендерсона – тратят кучу времени на то, чтобы как-то развлечь свою публику гитарной пиротехникой. А вот Вы, сдается мне, во время записи альбомов группы Attention Deficit ведете себя как-то сдержано. Вы играете превосходно, и в этом нет никаких сомнений, но почему так скромно? Какие цели Вы, как гитарист, преследуете во время работы с группой?
АС: Я точно не хочу, чтобы музыка группы состояла только из моих гитарных соло. Этот проект – трио, а не я и ритм-секция. Меня больше привлекает композиционное строение и взаимодействие между музыкантами. Такой же подход я стараюсь использовать и в своих сольных работах, хотя там, конечно, вы услышите больше гитарного солирования. Тут я должен отметить, что мне нравится то, что делает Скотт, ничего личного.

Майкл, насколько я знаю, Вы были студентом Жако Пасториуса. Его мелодический стиль можно услышать то тут, то там на обоих альбомах Attention Deficit. Что такое – работать с Пасториусом? Повлиял ли он как-то как личность на Вас или кого-то еще в группе?
ММ: Жако был сложным парнем, одновременно восхитительным и несчастным. Он был моим кумиром, когда я был пацаном, так что я был необыкновенно счастлив, когда у меня появился шанс учиться у него. Это длинная история. Мне кажется, он на меня больше повлиял с человеческой точки зрения, чем музыкальной. Но он так много сделал для бас-гитары, что любой музыкант, играющий сейчас на этом инструменте, так или иначе сталкивается с глубиной его наследия. Он появился в то время, когда бас-гитара только поднимала голову и он помог определить дальнейший путь ее развития. Надеюсь, моя игра всегда будет отражать те идеи, что он проповедовал, а также показывать влияние всех тех великих музыкантов, с кем мне посчастливилось поработать. Мы с Алексом много времени проводим в обсуждении музыки Пако, но вот насчет Тима я не уверен, является ли он поклонником.

Кого сейчас слушаете?
АС: В последнее время я слушаю кучу всего, где этническая музыка сочленяется с джазовыми импровизациями. Открыл для себя дуэт Струнца и Фараха, играющих в испанском стиле, очень они мне по душе. Новый альбом Мэтта Гаррисона просто превосходен. У него там куча гитаристов, которые не особо известны за пределами Нью-Йорка – Дэвид Гилмор (не тот, что в Pink Floyd) и Адам Роджерс. Мне нравится и альбом африканского басиста Ричарда Бона, хотя в студии он не такой мощный, как на сцене.
ММ: А я слушаю очень странный набор: Мортон Фельдман, Егберту Жисмонти, Дердь Лигети, Тарик Самми, Шринивас, Кластрир/Рисслер/Риццо, Албан Берг, Билл Эванс, Паоло Анджели, Little Feat, Mafua, Sly & The Family Stone, Гарри Парч, Oregon, Чарльз Мингус, XTC, Ральф Таунер и Гари Пикок, Патрик Брайер, Thinking Plague, Meshuggah, Бела Барток, Элис Регина, Антон Веберн, Morphine, Л. Субраманиум, Моцарт, Нгьен Ле, Адриан Кальканьотто, Shakti, Meat Beat Manifesto, Уэйн Шортер, Squarepusher, Эрмету Паскуаль.

Алекс, временами то, что я слышу на первом альбоме очень сильно мне напоминает то, что пытался сделать Хендрикс в песне с альбома Electric Ladyland под названием 1983...(A Merman I Should Turn To Be). Действительно красивая штука (в пространственном отношении) и не такая мрачная, как остальная часть альбома. Сыграл ли Хендрикс на Вашем становлении как гитариста какую-нибудь роль? Кто на Вас лично больше всего повлиял? Кто Вам до сих пор может крышу снести, скажем так?
АС: Да, Хендрикс сильно повлиял на меня и это смешно, так как и никогда не был сторонником психоделии и культуры хиппи. Но если ты учишься играть на гитаре, то тут без Хендрикса никак уже. И я люблю очень многое из того, что он играл, особенно концертное. Еще я люблю Джеффа Бека и Лесли Веста. Это из старичков. Из новых меня впечатляют работы Ван Халлена, Майкла Шенкера, Мальмстина и, особенно хочу отметить, Рэнди Роудса. Но, интересно, спустя двадцать лет музыка Хендрикса все также свежа и не тронута временем. За последние десять лет или где-то так, я витал вокруг джазовых музыкантов. Сегодняшние мои фавориты – Джимми Херринг, Скотт Хендерсон, Бирели Лагрен, Уэйн Крантц, Джунион Браун, Дэйв Гилмор (который нью-йоркский, хотя английский мне тоже по душе), Дэйв Вудзински, Пол Болленбек, Рон Аффиф, Пэт Метини (особенно его трио и работы с Кенни Гарретом, Майклом Брекером и прочими) и, конечно же, Джон МакЛафлин.

Как появляются композиции? Большинство вашей музыки построено на импровизации. Вы их играете на основе каких-либо идей? Пишете ли хотя бы примерную схему того, как должен выглядеть новый номер вашего альбома? Или просто включаете кассету, пишете все подряд, а потом включаете полюбившиеся моменты?
АС: В ход идут все перечисленные пункты.
ММ: Концепция группы Attention Deficit заключается в том, что мы стараемся делать все наиболее открытым общим усилиям. Большинство того, что мы делали на первом альбоме подходит под то, что Вы сейчас описали. А вот когда работали над второй пластинкой, в ход шли уже другие тактические решения. Мы приносили идеи на разной степени готовности и разработки, но ничего конкретно написанного до конца ни у кого, конечно же, не было. Потом мы все вместе работали над тем, как организовать эти идеи, придать им осмысленность и сделать их такими, чтобы их было интересно играть. Все работали на равных, и было интересно посмотреть, чья же возьмет в той или иной композиции.

Майкл, я знаю, что Вы влюблены в нью-эйдж. Честно признаться, именно в этом ракурсе я о Вас впервые и услышал. Однако же, Attention Deficit и, собственно, нью-эйдж – стилистически диаметрально противоположные явления. Расслабляющий нью-эйдж и мрачная энергетика Attention Deficit разнятся даже в плане подхода к звуку. Так что, Майкл, колитесь, чему принадлежит Ваше сердце?
ММ: И тому, и этому! Мне кажется, я несколько странный тип, но мне очень нравится двигаться от одного музыкального настроения к другому. Для меня живой музыку делает энергия воодушевления и всесторонний человеческий опыт. Иногда мне нравится расслабляться под вибрации нью-эйджа, а иногда меня тянет в более напряженные направления! Музыка, как по мне, обладает свойством одушевлять и придавать значение всему вокруг. Мне кажется, все наше трио в той или иной степени думает подобным образом. У нас у всех весьма разносторонние музыкальные предпочтения.



(c) Progressive World, 2001
(c) Алексей «Smarty» Петухов, октябрь 2008, перевод с английского.

Tags: attention deficit, fusion, usa
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment