Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

LegEnds. Atoll

Atoll

Коллектив, не сказать, чтобы гениальный, но в становлении и развитии французского симфонического прогрессивного рока, того самого, который принято еще иногда называть «театральный прогрессив-рок», сыграл весьма важную роль, будучи одним из главных зубров, основного течения этого жанра, наряду с Ange, Pulsar, Mona Lisa. Музыку они играли по многим меркам незатейливую, хотя и местами весьма эпическую (кто-то скажет «пафосную»), но, надо признаться, вполне мелодичную и приятную, под конец вообще перейдя в область фьюжна, хотя тенденции тяготения к этой стилистики можно проследить даже на «лучших» пластинках альбома, которыми принято считать первые три альбома. Хотя, если уж говорить совсем на чистоту, наибольшую музыкальную ценность представляет их второй альбом, L'araignee-Mal. Но тут уж дело пристрастий и вкуса.
Группа Atoll появилась в городе Мец, в 1972 году, во времена расцвета британского прогрессив-рока. В то время, когда такие коллективы как Genesis даже успехом большим пользовались на континентальном рынке, чем у себя дома. Поэтому, нет ничего удивительно в том, что в самых разных странах, особенно западной Европы, начали появляться если не «клоны» британских групп, то коллективы, которые воспитали свой стилистический вкус именно на подобной музыке, да и опирались на примерно те же основы – развернутые в плане формы композиции; сочетание традиционного рока на ритм-н-блюзовом базисе с элементами как джазовой музыки, так и классической, фольклорной; театрализация выступлений; попытка концептуализации альбомов и так далее.
У истоков Atoll стояли гитаристы Люк Серра и Жан-Люк Тийо, которые, как гласит легенда, ехали в феврале 1972 года из Парижа в Мец и играли себе мирно на своих акустических гитарах. Так получилось, что тем же поездом ехал домой и барабанщик Алэн Гоззо, которому услышанное понравилось и он решил с ними играть. Тийо, в образующейся группе, перешел на бас-гитару. Начались первые концерты и частые репетиции. Когда пришло время отправляться в студию и записывать свои первые композиции, в коллективе появились клавишник Мишель Тайе и вокалист Андре Бальзар. С группой подписал контракт лейбл Eurodisk, который первым делом в октябре 1973 года выпустил в продажу сингл Je t'aime quand je te vois с композицией Change ta vie на второй стороне, а год спустя - дебютную пластинку Musiciens-Magiciens.
В качестве гостевого музыканта на альбоме появился Лоран Жианес, сыгравший на флейте и саксофоне. Была также отдельно выпущена парочка песен Le Secret du Mage/Je fais un reve. Вообще, работа была принята тепло, да и исследователи истории французского симфонического прогрессива до сих пор отмечают важность этой работы с позиции становления этого музыкального явления, хотя, слушая пластинку, совершенно очевидно, что музыканты, несмотря на то, что вокальные номера исполнены на родном французском языке, были слишком впечатлены творчеством британских прог-групп. В качестве источника вдохновения часто называются мрачноватые King Crimson, хотя тут речь скорее надо вести о Yes или Genesis, если, конечно, говорить о театральности и общем звучании. Особо дотошные рецензенты вычленяли также и акустические гитарные соло, характерные скорее для американской фолк-рок группы Buffalo Springfield, а также вокальную манеру, ссылающуюся на традиции калифорнийского кантри-рока. Да и в общем итоге получалось так, что альбом лишь некоторыми своими местами удовлетворял требовательным запросам прогрессивного рока. Такими местами являются, к примеру, насыщенная весьма сложными элементами Je Suis D'ailleurs или трехчастная 11-минутная Le Baladin Du Temps, хотя некоторые остальные вещи были достаточно простоваты. Стало ясно, что у группы есть определенный талант, особенно в том, что касается мелодий, но им стоит еще поработать над тем, чтобы убрать собственные недостатки.
Определенная работа была проделана к выходу в декабре 1975 года второго альбома – L'araignee-Mal, который оказался гораздо более серьезным как в плане формы, так и содержания. Более того, перед работой в студии, музыканты весьма основательно перетрясли состав. Из группы ушел гитарист Люк Серра, и пришел Кристиан Бейа, что придало звучанию коллектива более электрический гитарный оттенок. Появился также скрипач из группы Komintern Ришар Обер, который тяготел к весьма плотному и агрессивному фьюжну в духе Mahavishnu Orchestra. И, наконец, добавился также и второй клавишник Бруно Жерэн. В результате, ударной силой коллектива стал треугольник: Обер, Бейа и клавишника Тайе. Все это как раз хорошо отражено на альбоме L'araignee-Mal («Злобный паук»), сама музыка которого стала более злобной, что ли, если подобное слово вообще можно применить к коллективу, вроде Atoll, или, это будет точней, драматичной. Интересно, что в некоторых местах музыканты набрались смелости и добавили весьма атональных моментов. В остальном - все то же торжество мелодичности и экспрессивности. Как результат, пожалуй, лучшая пластинка группы за всю ее историю.
Однако, сами музыканты не были довольны альбомом до конца, им не понравилось, что группу начали сравнивать с фьюжн-коллективами и вообще, некоторые музыканты хотели исполнять более симфонически прогрессивную музыку, поэтому Обера вскоре из группы попросили, мол, не нуждаемся больше в услугах скрипача. Подобный поступок не смог до конца завершить начатую мысль: хотя их музыка и действительно стала более симфоничной, но элементы фьюжна и фанки-фьюжна (спасибо насыщенной бас-гитаре и периодически проявляющемуся груву) все еще остались, если судить по третьей пластинке Tertio, которая была записана в октябре 1977 года.
В плане звука музыка Atoll несколько «потяжелела» - обилие клавишных, периодически грозная электро-гитара, привычно гулкий бас. Попытка прорыва к синфоническим горизонтам привела к тому, что стилистически группа оказалась где-то, чуть дальше от Yes, чем обычно, хотя и не без вызывающих ассоциаций гитарных ходов и вейкмановских клавишных крепостей, и еще ближе к наследию Genesis. Плюс, конечно же, собратья по сцене – Ange, о них тоже придется вспомнить. Кстати, для придания еще большей симфоничности, на женских подпевках были призваны помочь Стелла Вандер (Magma) и Лиза Делюс. Пластинка пользовалась успехом у слушателей и ряда критиков.
К этому времени группу покинул второй клавишник – Жерэн, в чьих услугах группа тоже перестала нуждаться. Дело в том, что лейбл, на котором работали Atoll (Eurodisk) начал настаивать на упрощении музыки группы в сторону более востребованного уже на то время рока. Поэтому, почти не изменив в составе относительно третьего альбома, четвертый, который в сентябре 1979 года так и назвали Rock Puzzle, группа сильно изменила в своей стилистике. Несмотря на то, что отголоски прогрессива в творчестве еще остались, основной акцент сосредоточен как раз на более коммерчески притягательной и простой музыке, которая не ограничивалась стандартным роком, но и местами была пропитана новой музыкой того времени – диско. Естественно, если рассматривать с позиции интереса к прогрессив-року, то альбом оказался если не фиаско, то явным шагом в сторону.
Логично, что в новых условиях группа не смогла долго протянуть. Начались уходы музыкантов из группы, различные проекты с не только французскими музыкантами, в том числе и известное сотрудничество с Джоном Уэттоном, а потом и вовсе все закончилось распадом. В конце 80-х Кристиан Брейя постарался возродить Atoll, записал даже новую пластинку L'Ocean, а также поездил по гастролям, в том числе и в Японии, по результатам появился еще и концертный диск Tokyo, C'est Fini-Live и на этом, вроде бы, действительно все и успокоилось.

(с) Алексей "Smarty" Петухов, сентябрь 2008.

Tags: 70s, atoll, france, sympho
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments