?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Lokomotiv Konkret [Sep. 23rd, 2008|05:48 pm]
Alexey Petuhov
[Tags|, ]

История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Lokomotiv Konkret

Мировые музыкальные и социальные тенденции начала 80-х не могли не сказаться на развитии музыкальной сцены Швеции, несмотря на то, что при всем этом она все щее отличалась своей закрытостью и стремлению вариться «в своем соку». Одним из главных стержней, который пронзил шведскую музыку на стыке десятилетий был авангардный джазовый коллектив Lokomotiv Konkret, выросший из такого важного ансамбля для Швецкой импровизации 70-х, как Iskra. По большому счету, именно трио Lokomotiv Konkret было одним из тех факторов, что породили «новую волну импровизационной музыки» Швеции.
Под новым именем скрывалось трое сильных и именитых импровизаторов – духовик Дрор Фейлер, барабанщик и перкуссионист Томми Бьорк, а также гитарист Сорен Рудольф. Впрочем, инструментальная привязка в данном случае не совсем информативна. Все трое известны еще и своими бесконечными экспериментами, как в рамках собственных основных инструментов, так и привлечением соседствующих. К примеру, Томми Бьорк обладал огромным арсеналом различных перкуссионных штучек, он собирал и исследовал все, во что можно было бы постучать или, на худой конец, поскрести, применяя все это при каждом удобном случае. Сонни Рудольф не ограничивался одной гитарой, иногда он брал в руки виолончель, реже – синтезаторы, которые были любимой темой и Дрора Фейлера, известного, порой даже печально, своей пагубной страстью к сочетанию искусственных звуков шумового характера и солирования на саксофоне. Достаточно послушать его сольные выступления или некоторые пластинки, чтобы понять о чем, собственно, речь.
Вообще, страсть к разрушению эстетических устоев музыканты Lokomotiv Konkret перенесли еще с середины 70-х. Сам Фейлер был известен своими высказываниями о том, что музыка должна быть в точности такой же, как и политические убеждения – колючей, протестующей, неистовой, пронзительно динамичной, что поможет достичь новой, яркой красоты.
На своих пластинках, коих они записали немало, но, как-то, бессистемно, теряясь в различных коллаборациях и разбиваясь на сольные проекты, музыканты сплетали хребет яростного и чистокровного фри-джаза с так называемой «мюзик конкрет», если не считать череду звуковых мутаций и шумовых вкраплений. Одной из первых их пластинок стала работа 1978 года Stockholm, augusti, хотя более широкую известность они получили только после появления одноименного альбома Lokomotiv Konkret, который записали вместе с еще одним знаковым для Швеции музыкантом – пианистом Стеном Санделлом. Эта пластинка стала не только важной вехой в становлении шведской импровизационной музыкой, но и своего рода манифестом. «Наша музыка – это лицо нашего времени. Наша музыка – это наше оружие. Мы – солдаты культурно-революционного восстания!», говорил Фейлер.
Несколько лет спустя Фейлер позволит пробиться в свою музыку, как это можно судить по такой работе, как A voice still heard, мелодичности и напевности, характерной для традиционной еврейской музыки. Это объясняется тем, что Фейлер по происхождению не швед, он родился, вырос и даже встал на ноги как музыкант в Израиле и уже позже перебрался в суровую северную страну. Кроме музыкальных талантов, кстати, за ним замечены также и художественные: он занимается также и визуально-звуковыми инсталляциями и перформансами.
Остальные участники трио хоть и менее известны, но также добились признания и вне Lokomotiv Konkret. К примеру, Сорен Рунольф играл в ряде экспериментальных рок-групп и известен своими инновациями в рамках использования электро-гитары и виолончели, да и Томми Бьорк успел засветиться в самых разных проектах импровизационно-авангардного характера.
Кроме того, музыканты, все вместе или по отдельности, играли с различными фигурами мирового масштаба – Энтони Брекстон, Фил Минтон, Уиллем Брёкер, Хенри Кайзер и, что, наверное, для нас наиболее интересно, с рядом российских импровизаторов – Владимиром Тарасовым, Владом Макаровым, трио Ганелина и другими... Кроме того, весь Lokomotiv Konkret посетил фестиваль SKIF в 2004 году, а Дрор Фейлер приезжал в нашу страну в рамке разных сольных проектов, вызывая иногда бурю эмоций самой разной окраски.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: faustseele
2008-09-23 03:19 pm (UTC)
спасибо!!! это мой пробел..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bladesover
2008-09-23 09:52 pm (UTC)
на саратовцев приедешь?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: paltarasta
2008-09-24 05:23 am (UTC)
А я их слушал живьем, но не в 2004, а лет эдак на 5-6 пораньше, в Москве - могло такое быть? Кстати, было весьма и весьма недурственно. Даже пластинку после концерта приобрел. Надо бы переслушать по такому поводу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _smarty
2008-09-24 06:25 am (UTC)
Легко! Я сейчас не смогу отследить график их передвижений, но, надеюсь, появится Влад Макаров, ему есть о чем рассказать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paltarasta
2008-09-24 06:40 am (UTC)
У меня есть еще парочка вопросов. Заранее пардон, я относительно недавно читаю Ваш журнал. Каков принцип подобных публикаций? Это переводы каких-то статей или книг - или авторская компиляция собранной информации? И каков принцип отбора коллективов?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _smarty
2008-09-24 07:00 am (UTC)
Принципа никакого особого нет, как карта ляжет. :) Есть, конечно, некоторые подобии серий, допустим, по вторникам я выкладываю истории про шведские группы разной жанровой принадлежности, по средам - идет перевод книги про Genesis, а пятница отдана на откуп джазовой музыке. В остальном - полный бедлам. :)
Авторство? Ну, если внизу не указано, что это перевод какой-либо статьи или интервью, то это, как Вы правильно заметили, авторская компиляция собранной в сети информации.
Коллективы отбираются их принципа "а почему бы про них не написать?", точней, почему бы с ними попробовать не разобраться, то есть я как бы для себя пытаюсь сформулировать все, что о них знаю, прочитал, нашел, прослушал, ну и результаты выкладываются сюда. Впрочем, бывает просто перевожу интервью, статьи.
PS: Совершенно никаких претензий на художественную ценность мои писульки тут не имеют. :) Я просто пытаюсь написать о том, о чем сам бы хотел почитать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paltarasta
2008-09-24 07:42 am (UTC)
Вот принцип, изложенный в ПС, мне как раз очень близок. А входят ли в сферу Ваших интересов коллективы, стоящие "на окраине прог-цивилизации" - как Viv Akauldren, Maśfel, CMX, Sydän sydän, Maguar posse и пр.?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paltarasta
2008-09-24 07:43 am (UTC)
Пардон, Magyar posse
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _smarty
2008-09-24 08:02 am (UTC)
дадада, совершенно никаких стилистических границ и жанровых очертаний! :) интересно очень много чего...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xpehob
2008-09-25 11:30 am (UTC)
дадад, сандел засветился в конкретной элехтричке...
прочие с его участием проекты тоже весьма замечательны...
(Reply) (Thread)