Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

В PROфиль: Epitaph

Epitaph

Дортмундский коллектив Epitaph появился с оглядкой на британские прог-роковые коллективы, прожил, как они, испытал, как и многие британские прог-роковые коллективы, взлеты и падения, обусловленные изменением мирового музыкального рынка, как и многие британские прог-роковые коллективы, беспомощно попытался упростить свою музыку, в угоду коммерческим достижениям, это им, как и многим британцам, не удалось и они распались, как и многие британские прог-роковые коллективы, во второй половине 70-х, испытав при этом неубедительную попытку реюньона несколько лет спустя. То есть, тоже, похожая картина. Наверное, дело тут в том, что этот немецкий, по прописке коллектив, основали два британца и всего один немец.
Англичан звали Клифф Джексон, он играл на гитаре, и Джеймс МакГилливрэй, этот - барабанщик. Бас-гитаристом был немец Бернд Колбе и все началось в 1969 году. Тогда коллектив назывался Fagau's Epitaph и ребята не скрывали своей любви к британской прог-рок и джаз-роковой сцене, испытывая настолько сильную тягу к подобной музыке, что попытались воссоздать ее в имеющихся условиях. Первые же попытки выйти к зрителю состоялись в концертном доме Fantaiso и оказались они вполне успешными, поэтому уже весной ребята решили перебраться в музыкальную столицу ФРГ - город Ганновер. Там они буквально прописались в весьма авторитетном в музыкальных кругах заведении Mulltonne, где начали набирать обороты, поклонников и хорошие отзывы в прессе. Слава и успех вынудили коллектив сократить свое название до Epitaph, на чем, собственно, сильно настаивали представители широкоизвестного лейбла Polydor, начавших с ними переговоры, закончившиеся подписанием контракта на запись дебютной пластинки.
Прежде чем перейти к записи своего первого альбома, который, не долго думая, обозвали Epitaph, парни нашли себе еще одного гитариста – Клауса Вальца, тем самым не только окончательно сформировав состав, которым они станут известны и за пределами Германии, но и создав тот самый мощный, напористый саунд, в основе которого как раз и лежит использование удвоенной силы электро-гитар. Запись проходила в Wessex в Лондоне, сводили все в гамбургской студии Windrose. Записались, к слову, быстро, за три дня. Да и альбом так же быстро стал популярным, став на сегодня чуть ли не легендарным среди почитателей немецко-британского прогрессив-рока. Хотя об особой уникальности музыки новой группы даже для 1971 года не было и речи. Многие критики слышали в музыке Epitaph отголоски творчества Deep Purple, некоторые - Yes, другие - Colloseum, но все сходились в одном – ребята свое дело знают, играют с душой и рвением, достойным внимания. Чтобы укрепить успех своей первой пластинки и привлечь внимание британской части аудитории, был выпущен сингл London Town Girl. Это произошло примерно в то же время, когда и появился альбом.
В поддержку пластинки, Epitaph отыграли ряд концертов в своей стране, а также выбрались в Голландию. Кроме того, коллектив позвали и на телевидение. Тем временем, парни готовились к записи второго альбома, который начали создавать в берлинской студии Audio Tone Studios в апреле 1972 года. Назвали его Stop Look and Listen, выпустив одновременно с ним еще и пару сателлитных синглов. С позиции откликов в прессе, он оказался не менее успешным, чем дебют, их концерты стали собирать еще большее количество народу, группу стали приглашать на разогрев и равноправное выступление на одной сцене такие зубры, как Рори Галлахер, группы Curved Air, ELP и Golden Earing. Концерты проходили в Германии, но с невероятной помпой, успехом и таким шумом, что об этом прослышали на том конце Атлантики в небольшом чикагском лейбле Billingstate, откуда сделали музыкантам такое предложение, от которого они не смогли отказаться. Это их, по сути, и погубило.
Дело в том, что американским гостям было по душе то, что играли Epitaph в то время, но они бы пришли в еще больший восторг и щедрое состояние духа, играй ребята чуточку попроще. Например, хард-рок. Что ж, парни никогда не испытывали отвращения от подобной стилистики, разве что МакГилврэю это оказалось не по нутру и он, сославшись на состояние здоровья, не позволяющее ему ринуться в подобную авантюру, сразу после того, как второй альбом появился в продаже, из группы ушел, чтобы присоединиться к одному джаз-роковому формированию. Несколько лет спустя он появится, кстати, в знаменитой группе Eloy. Остальные же начали паковать чемоданы, чтобы поразить своим искусством избалованную американскую публику. Что там говорить, многие европейские музыканты спали и видели, как они приезжают в США и покоряют всех. Был, да и остается до сих пор такой пунктик в творческих амбициях практически всех музыкантов самых разных, между прочим, жанров. Epitaph не были исключениями из этого правила.
В августе 1973 года, группа появилась на территории Соединенных Штатов Америки с намерением дать несколько концертов и записать альбом. На позицию барабанщика взяли еще одного уроженца Дортмунда Ахима Вилерта,. А вот американские гастроли нельзя сказать, что взбудоражили страну, так как выступали они в небольших клубах, но, надо признать, что аудиторию они там собирали, так что и о провале речи вести нельзя. Да и выпущенный в Америке третий альбом группы также снискал определенную популярность. То есть, музыканты Epitaph могли считать, что поехали они не зря. Альбом называется Outside the Law и стал ярким примером того, как музыканты изменили собственной стилистике. Впрочем, нужно признать, что при всем этом, харизма и саунд группы осталась на месте, да и записана пластинка была прилично, за это нужно сказать спасибо Дэйву Пэлпу и ребятам из студии Omega. После выхода альбома группу покинул Вилерт и в туре в поддержку новой пластинки за барабанами сидел Норберт Леманн из немецкой хард-рок группы Karthago. С ним Epitaph выступали в Германии, с чего и начали рекламную кампанию новой работы.
Весь 1974-й год музыканты планировали провести в гастролях, но... не сложилось. Billingate Records, несмотря на то, что как раз альбом Epitaph продавался вполне себе сносно, обанкротились, оставив гастролирующий коллектив без всякой поддержки. Турне быстро отменили, а группа укатила обратно на родину, так как внезапно оказалось, что в США они никому не нужны. Подобное стечение обстоятельств подействовало на музыкантов удручающе. Они перестали писать новую музыку и единственное чем занимались – колесили по европейским странам со старыми песнями, а потом и вовсе разбежались, а Клифф объявил в прессе, что коллектив на несколько месяцев распускается.
Все наладилось в 1975 году, ближе к осени. В группу звали Клиффа, Кольбе, Вальца, Джеймса МакГилливрея, но последний уже играл в Eloy и это дело нравилось ему сильней. Не вернулись в коллектив и Кольбе с Вальцем, оставив из старой гвардии одного только Клиффа. В совершенно новом составе оказалось, кстати, два музыканта Eloy - басист Харви Янсен и барабанщик Фриц Рандоу. Плюс гитарист Хайнц Гласс и клавишник Майкл Карч. Да, новый состав Epitaph стал играть с клавишником, хотя очевидцы говорят, что электро-орган звучал настолько органично в новом звуке коллектива, что не отпускало ощущение, что там он был всегда.
Первым событием в возобновившейся творческой активности коллектива, был весьма успешный концерт в Венгрии, а потом, в 1978 году, музыканты добились контракта со знаменитым немецким лейблом Brain, на котором они выпустили два студийный альбома – Return to Reality и See You In Alaska, плюс концертник Live. Карч за это время из группы ушел. Произошел и еще один казус – некая фирма выбросила на рынок пару сборников старых песен группы, обозвав из, если кому интересно, Handicap и Handicap 2, причем, по качеству весьма отвратных. Фанаты группы, особо не разобравшись, начали клеймить Epitaph, что не пошло на пользу и без того уже пошатнувшейся репутации группы, да и выпущенные новые альбомы особым спросом не пользовались. Музыканты вновь разошлись по домам.
Новый виток в истории произошел в начале 80-х, когда Клифф позвал в студию своих старых друзей по группе, а именно Клауса Вальца, Бернда Кольбе и Норберга Леманна, чтобы записать пластинку. У них получился альбом 1981 года Danger Man. Впрочем, как получился... особого успеха он также не снискал, а там еще и оборудование украли, поэтому все, в очередной для Epitaph раз, завершилось. Впрочем, Клаус Вальц присоединился к группе Jane. Там же периодически появлялся в период с 1984 по 1986 года Бернд Кольбе. Клифф Джексон организовал группу Kingdom, которую потом пришлось переименовать в Domain, чтобы не путали с Kingdome Come.
Много лет спустя, имя Epitaph вновь появилось в лентах музыкальных новостей. В 1998 году Клифф Джексон, Хайнц Гласс и Майкл Харч собрались и отыграли несколько концертов под именем Epitaph. В 2000-м году была еще одна попытка реанимировать коллектив, по просьбе музыканта из Scorpions Рудольфа Шенкера. В этот раз с участием Джексона, Кольбе, Гласса и МакГилливрея. Да и Джексон, который, собственно, обладает правами на имя Epitaph, все время грозится вернуть к жизни группу, выпускает реюнионные записи и обещает новый студийный материал. Другой вопрос будет ли от этого какой-то толк, кроме очередного шанса потрафить ностальгии.
Tags: 70s, german, hard-rock, prog-rock
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments