Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt

История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Шведская рок-музыка первой половины 70-х, часть II


Итак, сейчас об остальных наиболее интересных и оригинальных явлениях, появившихся и, зачастую, распавшихся в первой половине 70-х на территории Швеции. Да, практически 90% групп того времени распадались, записав один-два альбома. Впрочем, «распадались» будет не совсем верное слово. Некоторые проекты просто появлялись как сторонние эксперименты участников одних групп, некоторые были результатом эволюции других, являясь или предшественниками или последователями каких-то коллективов.
Так, к примеру, еще до появления одной из самых популярных шведских симфо-прог-групп Kaipa, многие будущие музыканты этого коллектива играли в группе San Michaels, так там они были скорее по классу прото-прогрессива на шведском языке, с вокальными манерами под хард-роковый британский мейнстрим и сильным акцентом на минимуг и на клавишные вообще. Иными словами, с Kaipa общего было мало, разве что нежность и субтильность мелодических линий и флейта. Или вот Матс Гленнгард – знаменитый скрипач знаменитой группы Kebnekajse – так вот, он собрал собственный сольный проект, в рамках которого играл фолко-прото-прог, по звуку плотненький, но по сути – несколько простоватый и легкомысленный, в Kebnekajse получалось как-то по-содержательней.
Вообще, прогрессив и прото-прогрессив того времени сильно опирался на местные фольклорные традиции. Потом, конечно, такого повального вливания этнических корней уже не будет, увы. Шведы умудрялись и одновременно бить челом англо-саксонской музыке и оставаться при этом на собственной территории. Хорошим примером подобного подхода можно считать, скажем, коллектив Stenblomma, игравший фолко-прог, с сильным американским креном и женским хипповским таким вокалом. Правда, почти весь национальный колорит сконцентрирован на том, что они пели на шведском языке.
Интерес также должен вызывать (и вызывает) коллектив Anglabarn, который с одной стороны играл нечто пессимистично-симфонично-меланхоличное, в духе того, что будут делать Landberk, но потом тут же ссыпался в весьма привычный хард-рок-прото-прог с банальным и обильным вокалом. Банальностей вообще было много. Петер Лунблад вот, к примеру, играл сладкий рок с легким проговым замесиком. Nature исполняли вполне себе форматный блюзо-протопрог. Acke & Gurra так и не смогли выделиться чем-либо особенным на фоне психо-прото-прога, который играли тогда все, кому не лень.
Впрочем, надо отметить, что, несмотря на тотальное отсутствие собственных идей у некоторых, в том числе у перечисленных групп, делали они почти все свое дело как следует. В этом ракурсе хочется вспомнить про группу Lotus с их инструментальным пауэр-прогом. Весьма занимательная группа, но, конечно, опять же - без особых сюрпризов. Но больший интерес вызывают такие группы, как Storm, которые играли мощный агрессивный пауэр-прог с сильными этническими элементами. Местами просто на убой, а местами с изрядной долей юмора. Или вот Splash с дебютным альбомом с композицией длинной в сторону пластинки на борту. Правда, у них там было много импровизаций, поэтому на серьезную композиционную работу не тянет. Эти вот просуществовали, кстати, относительно долго: с 1972 года по 1975-й.
Но, наибольший интерес, на мой взгляд, вызывает джаз-роковая сцена страны. Оно и понятно – у Швеции весьма интересный и плодотворный путь джазовой музыки и авангарда, о чем было уже сказано, да и будет неоднократно добавлено. Кроме уже упомянутых коллективов в серии статей про историю свободной импровизации в Швеции, хочется называть группу Rena Rama, уже в начале 70-х игравших такой себе европейский джаз прямо. И игравших лихо и здорово. Да оно и понятно – в составе группы были Бобо Стенсон и Палле Даниэльсон, да и вообще, несмотря на принадлежность к Швеции, тут явно норвежские корни. Было так же и трио Гилберта Хольмстрема Mount Everest с приветом Альберту Айлеру. Из знаменитых местных джазовых деятелей чуть не забыли упомянуть Стена Магнуса “Лалле” Свенсона, но тот играл ближе к мейнстриму, поэтому рассказывать тут нечего. А вот группа Egba, несмотря на препоганенькую запись, вызвать определенную положительную реакцию может. Точней, их музыка, легкая, быстрая, мелодичная, практически классически фьюжновая, то есть с фанковой долей, роковым инструментарием и джазовым свингом.
Вот в джаз-роке и фьюжне, кстати, фолковая составляющая была не так сильно слышна. Много было коллективов, которые тяготели скорее к британскому «умному» кентерберийскому варианту джаз-рока. Например, вот Berits Halsband играли отличный чуточку замороченный прогрессив/джаз-рок, с налетом фольклора и тяготением к кентербери. Сильно отдавали кентерберийщиной и Harald Hedning со своим достаточно симпатичным и приглушенным на манер Gentle Giant инструментальным джаз-прог-роком, только эти звучали чуть более мрачновато и тяжеловесно, но, зато, умели спокойно и хорошо менять темпы и размеры. Опять же, была и группа Soffgruppen – этакая психоделически мягкая смесь прото-прогрессива, джаз-рока с трубой и элементами фанки-фьюжна в духе Weather Report. Но у этих кантерберри встречался лишь в качестве отголосков в звуке, в целом тут скорее царят американизмы.
Одним из наиболее интересных всплесков джаз-рока в Швеции можно считать группу Solar Plexus, появившуюся после распада группы Made in Sweden. Уж больно симпатичный и энергичный джаз-рок с блюзовыми нотками играли они. Примерно в том же ключе работали и музыканты Werup-Sjostrom Gruppen, мешавшие театрально-опереточное вокалирование с джаз-роком, только в более психоделическом ключе и, соответственно, более сыром виде. Лидером группы Werup-Sjostrom Gruppen являлся Жак Верум, который, кстати, позже соберет группу Storm. Симпатичный джаз-рок играла и группа Modern Music Band, в меру мелодичный, яркий, с приятным женским вокалом.
Была еще также и группа Resa, писавшаяся на Sonet, которая играла вполне приличный мягкий джаз-рок, с мелодичной и вкрадчивой гитарой. У низ были одни и те же корни вдохновения, что и у Пэта Мэтини. Кроме того, группа удивляла необычными ритмическими формами и красотой. Очень интересный коллектив. Или вот пост-Vildkaktus-овский проект Ibis, исполнявший примерно такую же мягкую, меланхоличную, джаз-роковую и симпатичную музыку.
И все это, пожалуй, из того, что на поверхности и чуть в глубине. Стоит компнуть еще глубже – найдутся еще более интересные бриллианты и самородки.
Tags: 70s, blues, fusion, jazz-rock, progressive-rock, proto-prog, sweden
Subscribe

  • LegEnds: Picchio dal Pozzo

    Picchio dal Pozzo Музыка этой генуэзской группы существовала до того, как сама группа обрела имя. Андреа Беккари, Альдо де Скальци (младший брат…

  • В проГфиль: 4/3 De Trio

    4/3 De Trio В конце прошлого тысячелетия несколько весьма молодых музыкантов из Гренобля записали и выпустили через Musea пластинку « Faiblesse».…

  • В проГфиль: Maximum Indifference

    Maximum Indifference Группа Maximum Indifference – трио из Сан-Франциско, исполняющее исключительно инструментальную музыку. Естественно, каждый…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments