Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Свободная импровизация Швеции (5)

Свободная импровизация Швеции от Томаса Милрота
Часть V


Встреча Матса Густафссона и перкуссиониста Пола Ловенса в 1990 году во многом предопределила дальнейшее развитие свободной импровизационной музыки. Вместе они принимали участие в концертах, проходивших в рамках «Импровизационных пятниц» в «Синей Башне». Вместе они выдавали не слыханные ранее звуки и музыкальные последовательности. Выступления, которые буквально писали музыку с чистого листа. На следующий год дуэт продолжил свой творческий путь, записав совместную пластинку, которая вывела Матса Густафссона на мировую сцену. Озаглавленная как Nothing to Read их пластинка была выпущена на Blue Tower Records под третьим номером в каталоге. После этого, лейбл перебрался в Рорстрандсгатан и сменил имя на Andra Böcker och Skivor («Букинизм и подержанные записи»). Впрочем, это не отразилось на стилистических предпочтениях владельца лейбла. К этому времени в новое помещение группы приезжали поиграть Свен-Аке Йоханссон, Саинхо Намчылак, Яап Блонк, Юджин Шедбурн, Роджер Тёрнер, Михаэль Зеранг и многие, многие другие. Они приезжали, встречались и играли с местными музыкантами. Эта точка стала главной в жизни шведской импровизации 90-х, не только являясь опорой для местных музыкантов, но и выделяясь даже в мировом масштабе.
Коллектив Gush записал свой первый альбом в 1990 году под названием From Things to Sounds, который вышел на Dragon Records. Он предлагал слушателю такую эстетику, где каждый номер программы служил зачатком чего-то грядущего. Используя афористичную экономию, каждая пьеса сочетала уникальные особенности каждого музыканта, для общей цели. Трио оказалось успешной комбинацией, в которой мог развиваться каждый из музыкантов. С самого начала все стремились следовать свободной форме «вызова и ответа». Постепенно этот подход уступил место общим действиям в рамках больших музыкальных структур, во что-то, что наиболее хорошо можно было заметить именно в больших произведениях. Само название группы – Gush («стремительный поток») - замечательно описывает сам принцип их музыки, поливая слушателя обильным музыкальным ударом. Одним из примеров мастерства Gush является феноменальный альянс трех личностей в рамках 23-минутной импровизации, названной Any Warrant и вошедшей на пластинку Live at Fasching, вышедшей на Dragon Records в 1996 году.
Иногда, группа приглашала поиграть и других музыкантов, и тогда характер музыки менялся. Наиболее важным примером подобного является трио со скрипачом Филиппом Вахсманном (Sushwachs, 1994), который любил играть в «электричестве». Электрический звук с акустическим иногда менялся местами. Стрид использовал электрический звук для того, чтобы подчеркнуть его роль, как закройщика музыкальных рисунков, филигранно оттачивающего каждую мелкую деталь. Звуки Санделла быстро перемещались и вращались вокруг воображаемого центра, в то время, как Густафссон правил всем, что творилось в воздухе. Во все это вплеталась скрипка Вахсманна, иногда в виде коротких скачков, прыгая по точкам, которые обозначало шведское трио.
Матс Густафссон также работал в Aaly Trio. Это было примерно в то же время, что и проект Gush. Эта джазовая группа базировалась на понятии Свободной Формы и Энергии. Название было взято от Альберта Айлера. С самого начала группа показала ту бешеную музыку, от которой кровь стыла в жилах. Густафссон пытался «выдуть весь саксофон!». Сначала на басе в группе играл Никлас Биллстрём, но потом, когда он решил стать студийным техником, его заменил Петер Янсон.
В 1994 году Густафссон слетал в Чикаго и познакомился там с кучей прекрасных музыкантов, например такими, как Майкл Зеранг, Джим О'Рурк и Кен Вандермарк. В 1994 же году и вышел их совместный альбом Parrot Fish Eye. С Кеном Вандермарком Матс Густафссон собрал кварте FJF, куда также вошли Кент Кесслер на басе и Стив Хант на барабанах. В рамках этого проекта в 1995 году вышла пластинка Blow Horn. Кроме того, Вандермарк присоединялся к Aaly Trion. Да и вообще, с тех пор они много и часто сотрудничали.
В 90-х все быстро начало меняться. Академический авангард и свободная импровизационная музыка пошли на встречу друг другу.
Легко вычислить тех шведских музыкантов, которые стояли у слияния спонтанной музыки и современных электронных экспериментов. В рассказе был уже упомянут Матс Линдстром, который работал в дуэте с Сореном Рунольфом с 1988 года. Ближе к смене веков появилась группа Guds Söner с Кентом Танкредом и Лейфом Элггеном, представлявших более традиционную академическую музыку, опиравшуюся на авангард. Элгген, кстати, работал с американским гитаристом Кевином Драммом и Матсом Густафссоном.
Одним из первых манифестов объединения импровизационного и интерпретированного подхода стал стокгольмский фестиваль Solo 92, организованный Матсом Густафссоном, Томасом Миллротом и Тедди Хультбергом. В списке приглашенных числились как супер-классные импровизаторы, так и передовые исполнители от академического авангарда. Последних представляли вокалистка Линда Хирст, перкуссионист Робин Шульковски, гитарист Магнус Андерссон, скрипачка Анна Линдал и саксофонист Томми Люндберг, со стороны свободной импровизации были Густаффсон, Стрид, Санделл, Фейлер, американская пианистка Марлин Криспелл, швейцарская пианистка Ирена Швайцер, французский басист Жоэль Леандр, английский басист Барри Гай, английский же гитарист Дерек Бейли и тувинская вокалистка Сайнхо Намчылак. Эта интернациональное единение вылилось в несколько новых групп, среди которых было трио с Мэрлин Криспелл на фортепиано и Стридом на барабанах. Этот проект представлял собой единение идей и эстетики фри-джаза и деконструкции звука, унаследованной от свободной импровизации. В 1995 году у них вышел альбом Spring Tour. Пластинка Letters была записана дуэтом Намчылак и Густафссоном, при участии Санделла. Был также альбом Léandre, где также пела тувинская дива и играл Санделл.


Окончание следует
Tags: free-jazz, gush, mats gustaffson, sweden
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments