Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Свободная импровизация Швеции (2)

Свободная импровизация Швеции от Томаса Милрота
Часть II

Визит Альберта Айлера в Швецию оказался толчком для появления фри-джаза в Швеции. Важными же были и те годы, что провел там Дон Черри в конце 60-х. Мелодичность и напевность смешивались со свободой и трансом. Очень важным было особенно то, как он открыл дверь в другие музыкальные культуры. Черри работал с некоторыми шведскими джазовыми музыкантами, включая тех, чьи усилия в середине 60-х привели к перелому торжествующего в стране бибопа в пользу свободного подхода. Саксофонист Бернт Розенгрен был одним из тех, кто прошел через бурлящий, свободный период, перед тем, как вернуться в бибоп, к которому он все время тяготел. Нордстрём также играл с Доном Черри, что было запечатлено на нескольких редких и раритетных записях.
В конце 60-х джаз сменила поп-музыка, впрочем, такое ощущение, что это только подстегнуло музыкантов к смелым экспериментам. Одним из главных музыкантов того периода был тромбонист Ейе Телин, который основал интернациональный квинтет в 1961 году и был весьма успешен в Европе. В том квинтете играл и Розенгрен. Музыку группы можно описать разве что с помощью термина «неугомонная изменчивость». Ейе Телин видел новые формы выражения и работал со шведскими группами Джорджа Рассела. В 1966 году он принимал непосредственное участие в зарождении европейского фри-джаза. Он собрал квартет с басистом Палле Даниэльсоном, барабанщиком Рюне Карлссоном и французским саксофонистом Барни Виленом. Этот состав был не только пионером импровизационной музыки 60-х, но и одним из главных его лидеров.
В 1967 году в Вилена заменил саксофонист Ниссе Сандстрём, только что вернувшийся из США. Сегодня он играет бибоп, но тогда он проповедовал свободный джаз в духе Арчи Шеппа. Сам же Телин, получив работу преподавателя в Австрии, продолжил свой творческий рост, активно общаясь с самыми разными творческими людьми. В числе его друзей были Рольф и Йоахим Кюны, Дон Черри и Жак Толло. С Доном Черри он работал в рамках легендарной группы Rhythm Group, созданной во время Дней Свободного Джаза в Баден Бадене в 1967 году. Кроме Телина, там играло 14 других музыкантов, в том числе один из самых талантливых тромбонистов Европы на тот момент Альберт Мангельсдорф, а также гитарист Сонни Шеррок, пианист Йоахим Кюн и барабанщик Жак Толло. Каждая композиция этой группы провозглашала необыкновенную открытость и свободу импровизационного подхода. Этот гипнотический стиль можно послушать на альбоме Eternal Rhythm, записанный в 1968 году на джазовом фестивале в Берлине.
Кюн и Телин также основали группу, в которой Адельхард Ройдингер играл на басе а на барабанах - или Жак Толло, или Джек О'Пейн. Пионеры и первые мастера европейского фри-джаза. Можно послушать такие альбомы как In Paris (1970) и Candles (1971), где с Телином играли баритон-саксофонист Жук Минур и перкуссионист Пьер Фавр. Так или иначе, в 1972 году Телин вернулся в Швецию и завязал с импровизационной музыкой.
Но Эйе Телин не был единственным пионером «свободного» джаза. На протяжении 60-х и 70-х пианист Лассе Вернер со своей группой исполнял терзающую, свободную и непредсказуемую музыку. Даже если ее нельзя назвать фри-джазом, в плане подхода она с ней сравнима. Трубач Бенгт Эрнрид и пианист Ян Воллгрен предлагали в свободной форме собственный вариант звенящих модальных гамм и ритмов северной Индии, которую сложно было слушать каждый день. Группа Энрида выступала агрессивно, местами ломая границы музыки.
Несколько лет ранее, в Швеции начали происходить важные с точки зрения истории свободной импровизации события. Плюс к приезду Айлера, в Стокгольме появился также и джазовый клуб Gyllene Cirkeln, где выступали в 1967 году в свой приезд на Stockholm Jazz Days как Орнетт Коулмен, так и Сесил Тейлор. Там же играла и новая группа Телина, а в августе того же года приезжал Брёцманн и играл в трио с Свен-Аки Йоханссон и Питером Ковальдом. То самое трио, которое производило революцию в импровизационной музыке пластинкой For Adolphe Sax.
Потом был памятный коллективный эксперимент, оказавший мощное влияние на будущее, хотя и на совершенно другом уровне. Речь идет о необузданном коллективе GL Unit, предводителем которого был саксофонист Гуннар Линдквист. В группе числилось порядка двадцати человек, которые выдали серию концертов в Stockholm Terrace в 1969-70 годах. В этом котле варились как бибоповые музыканты, вроде Бернта Розенгрена, так и экспериментаторы. Коллектив играл ревущую, безумную и безудержную музыку, предоставляя место для выступления солистов. Одни из самых впечатляющих соло выдавал Бенгт Нордстрём. Группа выпустила альбом на EMI Orangutang!. Чудесная работа.
Потом появилось новое поколение, уже повернутое на свободной импровизации. Среди них были два басиста – Туомо Хаапала и Арвид Уггла, которые периодически выступали вместе. С 1970 года они начали понимать, что им для импровизаций нужны и другие музыканты, особенно духовики и перкуссионист. Они дали объявление, на которое откликнулись саксофонисты Филип Варен и Йорген Адольфсон.
Этот квартет работал вместе с начала 1971 года, потом они услышали о группе музыкантов в Хорнсгатане, пригороде Стокгольма, которые также играли импровизационную музыку. Так получилось, что это был коллектив GL Unit, чья музыка базировалась на творческих способностях и фантазии каждого музыканта коллектива. Обычные гармонии, распространенный фокус на традиционные джазовые темы и использование ориентированных на тональности импровизации – все это было выброшено. Оставлено было лишь взаимное доверие, как базис для работы всей группы. Большие оркестровые куски игрались без особых приготовлений. Такой подход придавал группе уверенности, но и задавал высокий уровень требований для прослушивания. Сама музыка была плодом творчества сердца и ушей. Молодые музыкальные исследователи научились многому.


продолжение следует
Tags: free-jazz, jazz, sweden
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments