Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Prog LegEnds: Hugh Hopper

Хью Хоппер: Самый главный бас.

«Привет, меня зовут Хью Хоппер и я fuzz-оголик!».

Хью Хоппер одна из центральных фигур на сцене кентерберийской музыки. Он играл там абсолютно со всеми: Роберт Вайатт, Дэвид Аллен, Ричард Синклер, Элтон Дин, Майк Ратледж, Фил Миллер, Дэйв Стюарт, Пип Пайл... Можно сказать, что практически вся кентерберийская музыка была расположена меж двух басовых полюсов. На одном из них стоял лиричный, мягкий и мелодичный Ричард Синклер, пусть и не особо уверенно чувствующий себя в сложных экспериментах и спонтанной музыке, а на другом – экспериментатор и смельчак Хью Хоппер, с резким, перегруженным звуком бас-гитары, подключенной через усилитель и fuzz. Хью с 13 лет замирал при звуках электрогитары.
Изначально Хоппер был гитаристом. Гитаристом-самоучкой. Он не получил не только никакого музыкального образования, но и бросил колледж, когда ему стукнуло 17. В то время он тусовался с разными музыкантами и просто парнями, которые потом становились музыкантами. Из всего этого в 1964 году и получилась ищущая группа The Wilde Flowers, которая стала колыбелью всего кентерберийского стиля. Брат Хью Хоппера – Брайан, учился в одном классе с Майком Раттледжем, а Роберт Вайатт и сам Хью были несколько помладше. Началом всего были выступления Раттледжа и Брайана, но они не имели ничего общего ни с джазом, ни с роком – это были классические пьесы, исполняемые на кларнете и фортепиано.
Но еще до The Wilde Flowers был обладатель огромной коллекции джазовой музыки и технологический последователь Терри Райли Дэвид Аллен, гитарист-иммигрант из Австралии, любитель отправиться в трипы, причем не только в музыкальные и географические. С ним Хью Хью экспериментировал еще до 1964 года, то было трио Daevid Allen Trio.
А потом Хоппер стал музыкантом Soft Machine. Кевин Айерс решил заняться сольной карьерой и Хью позвали на его место. Именно тогда он стал бас-гитаристом и оставался в коллективе до 1973 года, записав практически все классические пластинки группы. Изначально Хью числился там гастрольным менеджером, но потихоньку начал писать и музыку. Потом сыграл на басе во время записи первого альбома, а уж ко второму его взяли на постоянной основе.
Хоппер писал хорошие песни, удачные. Его «Memories» позже перепевала даже Уитни Хьюстон, но когда Soft Machine переквалифицировались в инструментальный коллектив, он перенес свои усилия на создание необычных и интересных музыкальных ходов, а также занимался экспериментами со звуком (Хоппер был одним из тех, кто взял на вооружение зацикленные кассетные ленты, это все тлетворное влияние Аллена, который, в свою очередь, почерпнул эту идею у Райли). Это можно услышать, например, на шедевральном альбоме Third, где присутствуют его Facelift, ставшая одним из главных кентерберийских гимнов, на ряду с Nan True's Hole и Calyx. Хотя он много написал и для Fourth (1971), его творческий вклад за следующие два года сильно уменьшился. Для 5 и Six он написал несколько коротких и даже минималистичных пьес.
Из Soft Machine Хоппер ушел в мае 1973 года, вскоре после выпуска своего первого сольного альбома 1984, с отличной джаз-роковой инструментальной первой стороной и длинными экспериментами в частично спонтанной форме на второй. «1984 написана по мотивам книги Джорджа Оруэлла, в которой тоталитарный режим правит Британией. Я назвал свой альбом именно так потому, что она сильно меня впечатлила, когда я прочел ее в первый раз. Названия композиций – 'Miniluv', 'Minitrue' и прочее – это названия четырех министерств, которые контролировали страну в книге». В первые пять лет после ухода из Soft Machine Хоппер вел активную творческую деятельность, выступая как лидером собственных проектов, так и помогая работать другим музыкантам, иногда даже в качестве сессионного музыканта.
Сначала он присоединился к группе East Wind, в которой лидером был знаменитый японский перкуссионист Стому Ямашта. Там он пробыл полгода. В составе той группы был также гитарист Гари Бойл и барабанщик Найджел Моррис, оба из чудесной группы Isotope. Вполне себе логичным стал факт, что когда в мае 1974 года из Isotope ушел басист Джефф Клайн, Хью занял его место. Этот состав, с Хоппером, а также Лоренсом Скоттом на клавишных, колесил по Европе и США, а также записал пластинку Illusion (1974), на которой можно услышать классические вещи Хоппера Sliding Dogs, Golden Section и Lily King.
Тем временем, Хоппер собрал и собственную гастрольную группу, куда вошли бывший соратник по Soft Machine Элтон Дин, барабанщик Майк Трэвис из группы Gilgamesh (которого Хоппер познакомил с Ямаштой и тот заменил им Найджела Морриса в своей группе), а также музыканта из французской группы Contrepoint (одним из них был Жан-Пьер Вейе, который основал в начале 80-х лейбл Europa). С ними он давал концерты во Франции и записал материал по результатам этого турне, появившийся на свет пять лет спустя, в качестве одной стороны альбома Monster Band.
Isotope Хоппер покинул во время записи сессий для третьего и последнего альбома Deep End (1976) и начал работать над собственным новым проектом Hoppertunity Box. Туда он позвал кучу своих друзей – Элтона Дина, Дэйва Стюарта, Марка Чэрига, Гари Винду, Найджела Морриса и Майка Трэвиса. Среди всего прочего оригинального материала, этот состав сделал римейк на Miniluv с альбома 1984, кавер-версию Lonely Woman Орнетта Коулмена и концертный фаворит Spanish Knee.
Осенью 1976 года Хоппер принял участие в небольшом проекте (всего одна неделя на джазовом радио) с Карлой Блей в Германии, известном как Baden-Baden Workshop. Также он основал экспериментальный джазовый проект с Элтоном Дином, пианистом Китом Типпеттом и барабанщиком/клавишником Джо Галливаном. Этот состав гастролировал по Европе в 1977 году и выпустил альбом Cruel But Fair, с минималистичной композицией Хоппера Seven Drones.
На протяжении этого периода, он также играл у саксофониста Гари Винду, в незаконченном проекте Stream Radio Tapes (который частично увидел свет в качестве части посмертного диска Винду, где были собраны разные его неоконченные записи – His Master's Bones). А летом 1977 года, Хоппер вновь начал работать с Карлой Блей (в этот раз вместе с Элтоном Дином), отправившись с ней на европейские гастроли по джазовым фестивалям, где провел три недели и записал студийный с путающим названием European Tour (он был записан не в турне, а в студии, на самом деле).
В январе 1978 года он вместе с Элтоном Дином, Аланом Гоувеном (клавишник Gilgamesh и National Health) и Пипом Пайлом (барабанщик Hatfield and the North) собрал группу Soft Heap. По результатом их первого европейского тура (во время которого Пайла заменил Дэйв Шин) был записан отличный концертный альбом Rogue Element, где можно услышать новую версию композиции Seven Drones. Позже, в том году вышел и студийный их альбом, записанный в Лондоне, уже с вернувшимся Пипом Пайлом. К сожалению, больше Хоппер в этом проекте не играл. Его заменил Джон Гривз.
Плодотворное сотрудничество Хоппера и Гоувена продолжилось на записи второго альбома группы Gilgamesh – Another Fine Tune You've Got Me Into. К тому времени как группа Gilgamesh уже не существовал – Гоувен ненадолго восстановил группу, чтобы записать еще один альбом со своим материалом.
К концу 1978 года Хоппер перестал играть. Вообще. Он не брал бас в руки на протяжении целого года. Больше предпочитал писать, работая в качестве журналиста и писателя. А некоторое время он вообще зарабатывал на жизнь тем, что водил такси в Кентербери. Единственным его музыкальным достижением в период с 1979 по 1984 год были два альбома (один с Аланом Гоувеном в 1980-м, а другой с Ричардом Синклером в 1983-м), один концерт и сессионная работа для Джилли Смит и ее группы Mother Gong. Была еще демо-запись мало просуществовавшего проекта North and South с Майком Трэвисом и Риком Биддалфом.
Последующие события комментирует сам Хоппер: «В 1984 году я, после того как не играл пару лет вообще, внезапно почувствовал, что должен срочно заняться чем-нибудь. Под руку попался Equip'Out Пипа Пайла, потом я был в In Cahoots Фила Миллера, играл бесчисленное количество концертов в Кентербери с Перри Уайт, гастролировал по Франции с группой Патрис Майер. Был также концерт «старых героев» - Лол Коксхил, Кит Типпетт, Марк Хьюинс и прочие, более интересный с точки зрения музыки, чем финансов».
В 1985 году появилась и новая собственная группа Хью Хоппера. Называлась она Hopper Goes Dutch, потом сменила название на Hugh Hopper's Frangldutch Band, когда в 1989 году к ним присоединился французский гитарист Патрис Майер. К 1996 году единственным человеком, кроме Хоппера, кто пробыл в этом коллективе от начала до конца был саксофонист Франк дер Кой. Долгое время в составе был и клавишник Бионис Брёкерс. Этот проект выпустил несколько записей: Alive (1987), Mecano Pelorus (1992) и студийные Hooligans Romantics (1994) и Carousel (1995).
Участие Хоппера в жизни коллективов Equip'Out и In Cahoots закончилось в 1988 году (c каждым он записал по альбому), но с Филом Миллером и Пипом Пайлом он работал потом в Short Wave, супер-группе, сформированной в 1991 году, где был также Дидье Малерб. Восстановил творческие отношения он и с Ричардом Синклером в рамках небольшого проекта Going Going, предтече группы Caravan of Dreams. С ним он отыграл три концерта осенью 1990 года.
Затем последовало несколько занимательных творческих союзов. Хью играл с Крамером, Хьюинсом на их альбомах, вместе с американской группой Caveman Shoestore записал альбом Caveman Hughscore, играл с другим коллективом из США Conglomerate, а также местной прог-группой из Кентербери Gizmo (кавер-версию House With No Door для трибьюта группе VDGG). Кроме этого был проект с Майком Хьюинсом Mashu, трио с присоединившимся к ним Шьямалом Майтрой, индийским перкуссионистом, который до этого работал с Дэвидом Алленом и Дидье Малербом в рамках различных проектов. Еще одной веткой на музыкальном дереве Кентербери была группа Brainville, где играли Хоппер, Аллен, Пайл, Крамер. С ними он гастролировал в 1998 году по Британии и США и выпустил альбом The Children's Crusade.
Хоппер также воссоединился с Элтоном Дином для того, чтобы записать The Mind In The Trees для Voiceprint. Этот квартет состоял также из клавишника и аккордеониста Франса Найта и барабанщика Винса Кларка. С тех пор там появлялись различные проекты – с Джоном Маршаллом и гитаристами Алланом Холдсвортом и Джоном Этериджем, а также с группой Soft Bounds, где играла София Доманчич и Симон Губер.
Плюс ко всему, Хоппер все еще выступает на концертах, правда, примерно раз в год, со своей группой, которая называется Franglo Band и в которой играют только французские музыканты, за исключением самого Хоппера. Это, конечно же, верный Патрис Майер, саксофонист Пьер-Оливье Говэн (из группы PolySoft, которые играли каверы на песни Soft Machine в 1998-2003 годах) и барабанщик Франсуа Верли, которого иногда заменяет Мануэль Дэнизе.
Его голландский квартет с Франком ван дер Койем на саксофоне постепенно превратился в группу под предводительством последнего – NDIO, где играли ветераны – британский тромбонист Робет Джарвис и голландский барабанщик Пьетер Баст. В 2003 году Хоппер записал альбом с Ником Дидковски (гитарист и лидер группы Doctor Nerve) и барабанщиком коллектива Forever Einstein Джоном Рулатом. Этот проект называется Bone. В 2004 году Хью объединил усилия со звездами авангарда Лолом Коксхиллом и Чарльзом Хэйвордом и собрал проект Clear Frame, который появился на Лондонском Джазовом Фестивале и записался на BBC в начале 2005 года.
В 2002 году Хоппер вместе с Элтоном Дином, Джоном Маршаллом и Алланом Холдсвортом начал проект Soft Works. Когда Холдсворта заменил Джон Этеридж, проект переименовали в Soft Machine Legacy. На концертах эта группа играла также некоторые композиции Soft Machine. У них вышло также три альбома: два концертных: Live in Zaandam, New Morning – The Paris Concert (на DVD) и студийный Soft Machine Legacy. В 2006 году умер Элтон Дин, его место на летних гастролях 2006 года занял Тео Трэвис, британский саксофонист и флейтист, игравший с такими группами, как Gong, Porcupine Tree, No Man и прочими. Кстати, на дебютном сольном альбоме певца группы No Man, Хоппер тоже играл. Это было в 2004 году и пластинка называлась My Hotel Year.
Работает Хоппер сейчас и сольно, записывая и выпуская через Intenet пластинки. Отдельного внимания заслуживает и последний проект, в котором играл Элтон Дин – Soft Mountain. Два британских легендарных джаз-роковых музыканта играют в рамках его с двумя звездами японской авангардной музыки – Йосидой Тацуей и Хоппи Камиямой. В конце 2006 года они записали сногсшибательный альбом Soft Mountain. На этом сотрудничество Хью с японскими музыкантами не ограничивается. У него есть также дуэт с композитором и музыкантом Юми Хара Коквеллом, который называется HUMI. В начале 2008 года они ездили с гастролями по Японии. И, что-то подсказывает, что это еще не конец.


(c) Calyx
(c) Перевод с английского, Алексей "Smarty" Петухов
Tags: bass, canterbury, hugh hopper, soft machine
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments