Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Телониус Монк. Монах бибопа. Акт I

>>>Пролог<<<
Телониус Монк: Монах бибопа.
Акт первый.

Одним из главных даров, что подарил Монк джазу было его необыкновенное использование музыкального пространства и простота в его композициях и выступлениях. Монк использовал гармонию и ритм совсем другим способом, чем другие. Не говоря уж о том количестве композиций, широко известных как джазовым исполнителям, так и слушателям.
Большинство музыкантов считало пространство пустотой, которую нужно заполнить нотами, но Монк видел это самое музыкальное пространство неотъемлемой частью своего исполнительского подхода и способа писать композиции. Пространство было так же важно для него, как ритм и гармония. «Бибоперы судорожно искали способы как можно более филигранно забить пьесу звуками, в то время как Монк и Майлс искали возможности как использовать пустоту в той музыкальной сущности, что они творили. Пространство создавало рельеф, текстуру» , писал Санторо.
Наиболее мощным оружием у Монка-пианиста была, наверное, его красота простоты. Он был способен вычленить суть композиции, выявить ее красоту и уникальность, отбросив остальное. В этом его частенько сравнивали с Пабло Пикассо.
На первый взгляд может показаться, что простота стиля Монка идет от ограниченности его музыки, но это, конечно же, не так. На самом деле, Монк как раз должен был быть очень умным музыкантом, умеющим работать с самыми сложными вещами, чтобы делать такую сильную музыку, умещающуюся в несколько нот.
Монк обладал сильным художественным воображением. Он точно знал, что он хочет играть и как он хочет это делать. Его способ игры настолько уникален и самодостаточен, что многие музыканты и слушатели не понимают его. Но этот факт никогда не пугал Монка и он оставался верным самому себе и собственному стилю даже в самые сложные для него времена.
Использование Монком гармонии и ритма было столь же уникальным, что и его чувство простоты и пространства. Монк использовал быстрые смены аккордов. Он объединял их в плотные, диссонирующие пучки и это позволяло ему создавать характерный угловатый звук. Пустота была важной составляющей этого ритма. Монк объединял гармонию и ритм в своих композициях необычным, иногда непредсказуемым способом. К тому же, он исследовал музыкальные области, в которые до него никто не заходил, вот еще почему его музыка была столь запоминающейся.
Впрочем, на сегодня его музыка, конечно, никакой авангардностью не отличается. Красивые, лиричные, трогательные и печальные даже не мелодии, а контуры оных. Очень интересно слушать, как солирует Монк. Порой складывается впечатление, что он продолжает играть свою партию. Вот тут-то и появляется пустота. Мозг, привыкший к насыщенным бибоповым квадратам, судорожно пытается выхватить из этих огрызков мелодии какой-то рисунок, но вместо него получается нечто другое. Конечно, такой подход понравится далеко не многим. Монк вообще не из тех музыкантов, которые многим нравятся. Он никогда не шел на компромиссы, играл так, как он того хочет, делал все так, как он того хочет и жил так, как хочет того он.
Джаз – это мое приключение. Я в поиске новых аккордов, новых способов синкопирования, новых фигур, новых рисунков. Как по другому использовать ноты. Точно. Просто использовать ноты по другому. Телониус Монк
В 1941 году Монк стал появляться у Джерри Ньюмана в легендарном манхеттенском клубе Minton's Playhouse, где Монк числился штатным пианистом. Этот клуб только только открылся и Монк, можно сказать, был там с самого начала. Как и любое уважающее себя питейное заведение, там должен был быть свой коллектив. Им заведовал барабанщик Кенни Кларк. Уникальнейший музыкант, к слову. Так вот, именно Кларк заприметил в одном из небольших клубов Монка и попросил его перейти в Минтон. Играли много (каждый день), получали мало (17 долларов), но все были довольны. Манеру игры Монка называли «жестким свингом» и сравнивали с Артом Татумом. Монк рассказывал, что на него сильно повлияли такие пианисты, как Дюк Эллингтон, Джеймс П. Джонсон и нью-йоркские регтайм-музыканты. Его уникальный стиль оттачивался во время знаменитых вечеров в клубе до середины 40-х. Тех самых вечеров, которые собственно и сформировали по сути новый джазовый стиль – бибоп. Появился он известно как – в то время клуб Минтона стал излюбленным местом поклонников джаза и, главное, джазовых музыкантов, которые приходили послушать, а-то и поиграть с весьма интересными и нестандартными барабанщиком и пианистом, которые просто на дух не переносили ни всякий коммерческий мейнстрим, ни различных неумех, которых они отсеивали своей молниеносной, сложной игрой и дикими темпами. Плюс, конечно же, вечная ненависть черных музыкантов к белым.
Своей вечно усложняющейся игрой, целью которой было сыграть «как-нибудь эдак» они пытались показать зажравшимся белым, что ни черта те в музыке черных не понимают и совать сюда нос не стоит, а-то прищемят. Больная это была тема. Белые частенько действительно воровали манеру и стиль черных и добивались большего успеха в силу цвета кожи. Времена тогда такие были. Так или иначе, именно эти вечера и дали миру таких мастеров джаза, как Диззи Гиллеспи, Чарли Крисчен, Чарли Паркер, Майлс Дэвис и другие.
Вскоре на передний план вышли будущие легенды – Гиллеспи и «Птаха», обладавшие феноменальной скоростью игры и уникальным почерком импровизаций. Народ валил толпой на концерты, афиши которых прославляли имена Диззи и Паркера, оставляя Монка в тени. Это дико бесило последнего, однако, он продолжал делать все наперекор складывающейся модной тенденции бибопа. А ведь новый стиль во многом был обязан именно ему, Монку. Гармонические структуры, темпы и даже внешний вид – всему этому был примером он, да никто этого и не скрывал, просто в лучах славы купались другие, а Монк как был без копейки, так таким и оставался.
В 1944 году Монк впервые записался в студии, уйдя из Минтон Плейхаус. То был квартет Коулмена Хокинса. Хокинс был одним из тех музыкантов, которые и вывели в свет Монка. Позже, тот отдаст ему должное и возьмет в свою очередь уже в свой состав, вместе с Джоном Колтрейном. Сам же Монк, после Хокинса, играл в группе Диззи Гиллеспи, но и там долго не пробыл. Мало кто мог смириться с его норовом и полным отсутствием надежности и дисциплины. Монк не только опаздывал на концерты и уж тем более какие-то там репетиции, он еще и норовил все время спать. Неоднократно Монк заявлял, что самое лучшее на свете – это сон и сожалел, что не может спать во время концерта. Ха-ха! У Диззи было собственное мнение на этот счет, основанное на постоянном опыте побудки пианиста во время выступлений, воплей ему в ухо и прочих ужимок, которые должны были будить полусонного Монка. Что тому было виной – сложно сказать. Может быть дело в том, что Монк сильно пил, да и, судя по слухам, принимал какие-то таблетки и курил траву (хотя его неоднократно задерживали по подозрению в транспортировке героина, было не похоже, что он его все-таки употреблял), а может дело было просто в его складе характера и физических параметрах.
Монк был огромен. В прямом смысле этого слова. Большой, черный, неуклюжий, полусонный медведь. Многие его боялись, сторонились, старались не сталкиваться с ним. В клубы его приглашали не часто, не верили в то, что от него может быть польза. Только самые близкие Монку люди знали, что за всем этим скрывается чувствительный и ранимый человек. Для остальных он был грузный медведь, к тому же, со странностями.
Да и играл-то так потому, что даже и не думал сгибать пальцы и колотил по клавишам как получалось. Иногда выходило так, что цеплялись сразу несколько клавиш, в результате чего аккорд был диссонантный, что ему очень сильно нравилось и бесило музыкальных критиков, обвинявших его в том, что он, де, вообще играть не умеет на фортепиано, на что им Монк мог ответить что-нибудь типа «бабочки, они как свет, все другие» или снисходил и объяснял, что не умеет играть тот, кто делать «неправильные ошибки», а его ошибки сугубо правильные, обогащающие гармонию композиции и расширяющие ее мелодический смысл. Так или иначе, именно это и сформировало его технику игры и с этим надо как-то дальше жить.


продолжение следует...
Tags: bebop, bebop monk, jazz, monk
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments