Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Plebb, Autumn Breeze, Myrbein

История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.


Plebb

Группа Plebb появилась в 1976 году. На первых порах в коллектив входили барабанщик Ронни Нилссон, гитаристы Лейф Бергквист и Пер-Мартин Петерсон, а также басист Томми Густавссон. Все участники группы были родом из городка Монстерас, что на юго-востоке Швеции. Летом 1977 года Лейф не мог продолжать играть в группе в силу болезни, так что его вскоре заменил Петер Мартинсон. К тому времени коллектив дозрел до того, чтобы писать собственные песни и свою первую композицию «First Day In Roxy» они посвятили своей репетиционной точке, которая на тот момент располагалась как раз в кинотеатре The Roxy, куда они только что переехали.
Год спустя, летом 1978 года, парни записали в примитивных условиях кассету и сами ее растиражировали. К тому времени у группы даже уже были поклонники, которые, собственно, весь «выпуск» и смели. Правда, стоит отметить, что записано было всего 40 копий, так что этот дистрибуционный подвиг имел несколько локальный характер. Однако, у самих музыкантов аппетит только просыпался и на новый 1979 год, прямо в канун праздников, они записали пластинку Yes It Isn't It, все в тех же ужасающих условиях. Ребятам было тогда по 16-18 лет, так что о качестве они явно не беспокоились. В этот раз пластинка вышла в 500 экземплярах. Записывали в условиях, максимально приближенных к каменному веку. С двумя магнитофонами, поочередно включаемых то на запись, то на воспроизведение, без каких-либо монтажных аппаратов, исключительно при помощи микрофонов. Удивительно, но со временем эта пластинка приобрела чуть ли не культовый статус среди людей, интересующихся хард-роком, да и тех, что не ограничивает себя этим стилем. Просто музыка на пластинке подкупала и подкупает до сих пор своей мелодичной открытостью, честностью, энергетикой и свежестью и, что самое удивительное, столь юные мальцы, которые сроду не были ни в одной солидной студии, умудрялись обращаться с такими композиционными формами, каких многие зубры рок-музыки опасаются до сих пор.
К сожалению, Plebb так и остались на любительском уровне, не развернув собственный талант, который, безусловно, мог увести их очень далеко, по любой стилистической тропинке.


Autumn Breeze

Конец 70-х нанес если не смертельный удар по прогрессивному року, то отправил его в длительный нокдаун. И только редкие группы продолжали делать свое, ставшее уже неблагодарным, дело. А вот шведам было все равно. Как это было с психоделией, когда схлынувшая волна не затронула эту северную страну и где до сих пор живы и творят самый честные и настоящие мастера психоделической музыки, так случилось и с прогрессивом. Одной из групп, появившихся в то время, был коллектив Autmun Breeze с вокалисткой Биргиттой Нильсон, гитаристом Гертом Нилиссоном, его тезкой Гертом Магнуссоном, игравшем на флейте, а также мультиинструменталистом Кеннетом Халварссоном, специализировавшимся на басе, кларнете и саксофоне, клавишником Яне-Андерсе Варнквисте и барабанщиком Леннартом Олссоном. Как видите, аж целая толпа рискнула скрестить меланхоличность Camel с изяществом Genesis и женским вокалом. Пели они на шведском, что для поклонников было здорово, а для процесса проникновения за границу – не очень.
Их единственный альбом появился в 1979 году на Orecords под названием Hostbris. Естественно, никто не рассчитывал ни на какой коммерческий успех. Так что, когда чуть позже их переиздали на CD на японском лейбле Tachika Records, это было настоящим чудом и провидением, ибо пластинку стало проще достать, а послушать там есть что. По крайней мере тем, кто не чурается мягкого симфонического прогрессива, с тонкими мелодиями, выписанными флейтой и женским голосом и, при этом, достаточно сложных, чтобы не заскучать.


Myrbein

Как это ни парадоксально, несмотря на то, что в кучке первых смелых протестующих от рок-музыки числилась не много, ни мало, целая шведская Samla Mammas Manna, это не породило на их родине волны авант-роковых коллективов. Более того, первая более-менее приличная и полновесная группа подобного толка появилась только в 1977 году. Это был как раз коллектив Myrbein, начинавший с того, что исполнял кавер-версии группы King Crimson. Тогда это было трио, но, после того, как к группе присоединился трубач, Myrbein начали потихоньку сползать в более авангардные области. Музыкантов стали интересовать творчество групп Henry Cow, соотечественников из Samla Mammas Manna и подобных. Любили также и джаз-рок, особенно, если он был с авангардным оттенком и имел кантерберийскую прописку. Кроме того, в их музыке, которую они стали постепенно писать все вместе, улавливались местные фольклорные мелодии и ехидный юмор, свойственный как Хольмеру и товарищам (сложно сказать, кто был из этих двух 'суровых' шведских авант-групп веселей. Myrbein с их откровенными скетчами и нарочито серьезными позами, или Samla Mammas Manna), так и Заппе. Группу решили назвать Myrbein, что означает «муравьиная лапа», а в 1981 году появился их единственный альбом Myrornas Krig («Война муравьев»).
Естественно, этот альбом, почему-то, запоминается всем своим бонусом. Там, в конце, дописана «живая» кавер-версия хита Larks' Tounges In Aspic (Part 2). Да, повторено изумительно и точно, но, все-таки, и собственный материал достоин самого пристального внимания. Кроме уже упомянутого моря юмора и даже стеба, тут целая галерея достоинств. Острые, как шипы King Crimson (и даже Present!) гитарные колючки (хотя, в плане заигрывания с жестью рок-музыки, Myrbein напоминают скорее итальянских Stormy Six); гулкий бас и безапелляционная репетативность zeuhl'а, звуки клавишных в лучших традициях ломаного симфо-прога, вокал на шведском, бесконечная череда ритмов, темпов, размерностей, стилистик. Серьезно эту пластинку воспринимать нет ни сил, ни возможности, хотя очень хочется. За это музыканты, похоже, и пострадали, так и оставшись без внимания как во время своей творческой активности, которая закончилась практически сразу после выхода альбома, так и после нее. Поклонники «серьезного» авант-прога чураются этого комичного, нарочито пошлого нагромождения пародий, цитат и жанров, а любителям обычного симфонического прогрессив-рока не по душе жесткость и сложность исполняемой музыки. Впрочем, все ошибаются, группа была чудесная и альбом она записала чудесный. А учитывая, что это был стык 70-х и 80-х и вовсе все это попахивает героизмом.
Tags: 70s, autumn breeze, avant-rock, hard-prog, myrbein, plebb, sweden, sympho
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments