Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

Персона. Алан Гоувен

Алан Гоувен.


На протяжении почти всех 70х Ален Гоувен являлся центральной фигурой кантерберийской сцены, будучи участником таких групп, как Gilgamesh, National Health и Soft Heap. Таким уж талантливым, необычным клавишником и композитором он был. Увы, скончался он совсем не вовремя. Это произошло в 1981 году, когда ему было 33 года, так быстро завершив свою многообещающую карьеру.
Родившись в 1947 году в Харлоу, Алан Гоувен начал свою музыкальную карьеру в конце 60-х, исполняя джазовую музыку в трио с барабанщиком Роджером Оделлом, позднее известным по своим работам с Shakatak и CMU. Именно в тот период жизни он познакомился со своим будущим коллегой по National Health Филом Миллером. После того, как в 1971 году Алан переехал в Лондон, он присоединился к коллективу Assagai, являвшимся ответвлением от афро-рок-группы Osibisa. Одним из музыкантов, которые участвовали в этом недолгом проекте, был перкуссионист Джеми Мюир, с которым он создал группу Sunship. В принципе, Sunship больше репетировали и так и не записали ни одной пластинки, что, конечно, очень плохо, так как в том коллективе числился тогда еще неизвестный гитарист Аллан Холдсворт. Распалась группа в середине 1972 года, после того, как Мюир ушел в King Crimson.
После Sunship Гоувен начал работать с Майком Трэвисом, другом Мюира, с которым тот работал, когда жил в Эдинбурге. С ним Алан собрал новую группу – Gilgamesh. Остальными первыми членами группы были гитарист Рик Моркомб, саксофонист Алан Вейкман и бас-гитарист Джефф Клайн, хотя, когда в январе 1973 года состоялся первый концерт Gilgamesh, вместо Клайна играл Ричард Синклер. Гоувэн также был на прослушивании в группе Hatfield and the North, как вариант возможной замены Дэйву Синклеру, однако, в конце концов, выбор был сделан в пользу Дэйва Стюарта.
Тем временем, первый состав Gilgamesh распался. Гоувен и Трэвис набрали новый коллектив, в который вошли гитарист Фил Ли и бас-гитарист Нил Мюррей. Выступали в основном по лондонским клубам, после чего на студии Pathway записали демо-кассету (теперь она является частью выпущенного Cuneiform в 2000 году альбома Arriving Twice).
В ноябре 1973 года Gilgamesh сыграли с Hatfield and the North знаменитый совместный концерт, когда на сцене было одновременно два квартета. Гоувен сам аранжировал композиции специально для этого события. Этот эксперимент стал предтечей появления группы National Health, которую чуть позже сформировал Гоувен вместе с клавишником Hatfield and the North Дэйвом Стюартом, с которым он стал вскоре близким другом. Практически весь 1974 год музыканты провели в репетициях и написании нового материала, отыграв всего один концерт. Тем временем, Стив Кук заменил на басе Мюррея и на некоторое время Gilgamesh расширили свой состав за счет еще одного клавишника – Питера Лемера (этот момент можно услышать на BBC Sessions того времени).
В начале 1975 года Gilgamesh подписали контракт с подразделением Virgin - Caroline, где и вышел их первый альбом. Когда проходили записи этой пластинки, в группу вернулся Джефф Клайн и исполнил партии бас-гитары. Со-продюсером альбома числился Дэйв Стюарт, а в качестве гостя на пластинке появилась Аманда Парсонс, одна из знаменитых Northettes. Вся музыка, в большинстве своем, была написана Гоувеном и, соответственно, основана на клавишных инструментах.
Так получилось, что группы Hatfield and the North и Gilgamesh распались одновременно в середине 1975 году, так что для Гоувена и Дэйва Стюарта было логичным собрать общий проект, о котором они говорили уже давно: рок-оркестр, в котором было бы не только двое клавишников, но и два гитариста, три вокалиста, не говоря уж о ритм-секции. Изначально в National Health был всего один вокалист, точнее, вокалистка - Аманда Парсонс, но в коллективе числилось аж 7 музыкантов. Мечты сбывались. К сожалению, состав был нестабильным и к началу 1977 года сократился до пяти человек. По финансовым причинам, Гоувен в марте 1977 года покидает National Health, хотя, на время записи дебютной пластинки, он возвращается и играет на Brujo и Elephants, которые он написал совместно со Стюартом.
В 1977-78 годах Гоувен работал над новым материалом для воссоединения Gilgamesh, в который вошли, кроме него, Фил Ли, Нил Мюррей и перкуссионист группы Nucleus Тревор Томкинс. Состав был в основном репетиционный, на публике не выступали. Во время записи в Уэльсе Another Fine Tune You've Got Me Into Мюррея заменил Хью Хоппер. Это была более спокойная, плавная и приджазованная запись, чем первая пластинка группы. Гоувен играл, в основном, на электрическом пианино и синтезаторах.
В то же время Гоувен был одним из тех, кто начал новый проект под названием Soft Heap. То был квартет с Элтоном Дином, Хью Хоппером и Пипом Пайлом. Последний, будучи активно задействован в концертной деятельности National Health, на время турне по Франции в апреле 1978 года был заменен на Дэйва Шина (название группы изменилось на Soft Head). Во время тех концертов был записан диск Rogue Element. В Бургундии, в клубе Barbier, Хоппер и Гоувен записали дуэтом несколько кассет, на основании которых более двадцати лет назад появился альбом Bracknell-Bresse. Одноименный студийный альбом Soft Heap был записан осенью с уже вернувшимся в состав Пипом Пайлом.
В январе 1979 года Гоувен вновь присоединился к National Health, заменив там Дэйва Стюарта и пробыл в коллективе до конца жизни группы, то есть, до марта 1980 года, посетив с ней Европу и Америку. К сожалению, тот состав так и не оставил после себя никаких студийных альбомов, однако есть концертная запись, появившаяся в 2001 году под названием Play Time (спасибо Cuneiform Records). Это компиляция выступлений с американского и европейского турне. Пока Гоувен играл в National Health, из Soft Heap он не уходил. Басистом этой группы уже был Джон Гривз. Таким образом, обе группы были практически идентичны по составу.
После того, как National Health распались, Гоувен спросил Хью Хоппера, который после того, как ушел из Soft Heap, прекратил играть на бас-гитаре, хочет ли тот сделать с ним дуэт. Так появилась супер-пластинка Two Rainbows Daily, на которой Гоувен играл на синтезаторах и электро-пианино, а Хоппер – на басе. Обошлись самым минимумом монтажных наложений. Три месяца спустя после записи пластинки, пара музыкантов выступила с барабанщиком Найджелом Моррисом, известным по участию в группе Isotope. Это было последнее появление Гоувена на публике. Выдержки из того выступления можно услышать в качестве бонусов на переизданных альбомах этого дуэта.
Пару недель спустя, Гоувен слег в больницу с диагнозом лейкемия. Это означало, что ему осталось жить всего несколько месяцев. Реакцией Гоувена на этот факт стало написание собственной эпитафии под названием Before A Word Is Said и запись ее со своими старыми друзьями – Филом Миллером, Ричардом Синклером и Тревором Томкинсом. Сессии прошли в конце апреля и начале мая 1981 года. Гоувен сильно страдал от болей и последствий лечения химиотерапии. Он умер 17 мая 1981 года, через пару недель после того, как работа была завершена. Альбом был выпущен в 1982 году под именем Гоувен-Миллер-Синклер-Томкинс на Europa Records, которым руководил Жан-Пьер Вейллер, близкий друг семьи Гоувенов.
Вскоре после похорон, на свет появились черновики новых или переделанных старых композиций. Старые друзья по National Health (Фил Миллер, Дэйв Стюарт, Джон Гривз и Пип Пайл) решили восстановить группу на время концерта в клубе 100 Club и записать по мотивам этого материала альбом. Гостями на записи стали Элтон Дин, Джимми Хастингс, Ричард Синклер и многие другие. Пластинку назвали D.S. Al Coda и выпустили в 1982 году под именем группы National Health, вновь на лейбле Вейлера Europe. Эта музыка была исполнена на двух концертах во время Эдинбургского Фестиваля летом 1983 года.
Хью Хоппер: «С его техникой и талантом, Алан мог бы быть одним из тех клавишных монстров, что собирают стадионы и записывают концептуальные альбомы. Будь он только немного более общительным и самоуверенным. Вместо этого он проводил кучу времени в своей комнате, окруженный клавишными инструментами, кассетами, дисками, стопками нот, небольшими колокольчиками, перкуссионными инструментами, гудками, игрушечными часами и прочим. Он сидел, писал и играл музыку, выжимая потрясающие вещи из клавишных инструментов того времени».

(c) Calyx
(c) Алексей «Smarty» Петухов, перевод с английского, май 2008
Tags: alan gowen, canterbury, gilgamesh, national health, soft heap
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment