Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Bill Frisell: Алхимия струн

Билл Фризелл. Алхимия струн.

Часть 1


Билл Фризелл является, пожалуй, самым парадоксальным гитаристом современности. Формально он «принадлежит» джазовой музыке, но никак не может вписаться ни в одну джазовую стилистику, то одним боком не проходит, то другая часть тела торчит. А уж если вспомнить, чем он занимался в 90-е, со всеми этими интеллектуальными кантри-песнями и облагораживанием американской музыкальной наследственности, то и вовсе становится тяжко. Даже если говорить о джазовой стороне его жизни, получается довольно нелепая картина – Фризелл являет собой фигуру, которая впитала в себя абсолютно все, что было в американском джазе, он настолько умело интерпретирует все, что чувствует и понимает (а чувствует и понимает он очень много), что порой удивительно, почему джазовая общественность списывает его на европейский континент и ассоциируется он именно с ECM-джазом. Кроме того, Фризелл, не сыграв за всю свою жизнь какого бы то ни было быстрого соло, неоднократно признавался лучшим среди гитарных специалистов. Ох, сколько вообще в его жизни таких вот странных вещей – одно сотрудничество с такими музыкантами, как Зорн, Гарбарек, Пол Блей или Пол Мотян само себе претендует на большую историю. А началась она, будете смеяться, тоже весьма странно.
Дело в том, что Билл начинал учиться музыки не на гитаре. Гитара была для него так, баловство - побрынчать песенки, чтобы девчонки внимание обращали. Первым его инструментом был кларнет. Просто Билл Фризелл родился (в Балтиморе 18 марта 1951 года, если кому интересно) в семье музыканта. Его отец хотел, чтобы сын выучился играть именно на духовом инструменте, так как играл на нем сам, да и маленький Билл не выказывал особого сопротивления. Правда, учил его не сам отец, а приходящий репетитор, но играл на кларнете он лучше всех в школе – это факт. Однако, время было такое, что рок-музыка покоряла практически всех молодых людей, хотя бы недолго слушавших радио. Не был исключением и Билл. Сраженный красотой и энергией поп-песен, он начинает больше уделять времени игре на гитаре.
«Когда я первый раз заиграл на гитаре, у меня возникло ощущение, будто в тот момент работает совершенно другая часть моего мозга. Игра на кларнете подразумевала под собой настоящий интеллектуальный процесс. Я умел читать музыку с листа и играл в различных оркестрах и камерных составах. Но с гитарой разбирался сам и это был очень странный процесс. Я не мог играть на гитаре по нотам, вместо этого снимал различные приемы с записей».
Первую свою гитару он взял ненадолго у соседа. Затем родители подарили ему дешевую шестиструнку на Рождество, а в девятом классе он купил себе настоящий Fender Mustang и усилитель Deluxe. Деньги на это он заработал разнося газеты. «Когда я купил электрическую гитару, все стало будто официально».
Вскоре он оказывается в школьной группе, где вместе со своими одноклассниками занимается тем, что переигрывает стандартный ритм-н-блюзовый набор молодой группы да обязательные хиты The Beatles, The Byrds и The Rolling Stones. Чуть позже Фризелл научился играть на гитаре с листа. Самое интересное, что кларнет хоть и практически окончательно пропал на долгие годы из его звукового ассортимента, он проявлялся позже в виде отголосков его гитарных эффектов. Впрочем, выбор был сделан окончательно – гитара, гитара и только гитара.
«Когда мне было 16, я слушал много американского серфа и английской рок-музыки».
После школы Билл некоторое время учится в Университете Северного Колорадо, на музыкальном факультете, где изучает искусство композиции и аранжировки. Среди музыкальных кумиров в тот момент первые места прочно и надолго заняли три гитариста – Джим Холл, Джимми Хендрикс и Уэс Монтгоммери. Казалось бы, такой набор ориентиров и время (конец 60-х, на свет появились джаз-роковые иконы Майлса Дэвиса) говорят о том, что юный гитарист должен с головой окунуться в техническое безумие фьюжна, однако, надо не забывать, что речь идет о Билле Фризелле, который никогда не поступал так, как от него ждали. Он не любит фьюжн, по крайней мере, не настолько, чтобы его играть. В сердце и голове его жив классический джаз. Он даже поступает в школу Беркли ради того, чтобы изучать именно джаз и уходит он оттуда в скором времени как раз потому, что обнаруживает, что джаза там сейчас мало, все больше как-то к рок-музыке тяготеет.
К тому времени родители Билла переезжают в Нью-Джерси, куда также перебирается и он сам. Там ему повезло повстречать одного из своих кумиров – Джима Холла, который берется его обучать. И научил он его многому, особенно тому, что сильный гитарист не тот, кто играет быстро, а тот, кто играет глубоко и проникновенно и что энергия – она не в ярости, а в сосредоточении. Единственное, чего не смог привить Джим своему ученику – это своего пристрастия к классическому «ламповому» звучанию – Билл явно засматривался на всякие новинки, примочки и хитрые усилители. Можно сказать, именно на этом Билл и прокололся. Электрификация инструментов привела его к тому, чего он так долго старался избегать – рок-музыке. Впрочем, даже теперь он не позабыл все то, что любил и что учил и подошел к новой для себя музыкальной культуре особым путем, пытаясь вселить душу классического джаза в электрифицированное тело рока.


продолжение следует...
Tags: frisell, jazz, string alchemy, usa
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments