?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Jazz Person: Джон Аберкромби (2/2) [Apr. 18th, 2008|10:16 am]
Alexey Petuhov
[Tags|, , , , ]

Джон Аберкромби

Часть вторая.

В то же время Джон работал и с другими музыкантами, выпускавшими свои работы на ECM. Отдельно из всех его совместных пластинок стоит отметить его игру на двух альбомах Джека ДеДжонетта. Сначала он появился на пластинке Directions, а затем и еще одна работа этой серии – Now Directions.
Интересны также и пара альбомов Аберкромби с другим культовым ECM-гитаристом – Ральфом Таунером. В 1976 году они записали дуэтом диск Sargasso Sea. Пластинка стала обязательной для прослушивания поклонникам как одного, так и другого гитариста. Ведь тут сложно определить, чья же это, собственно, запись – Аберкромби или Таунера, авторство композиций разделено примерно пополам (некоторые вообще написаны дуэтом), оба играют в своем ключе и играют безупречно, узнаваемо – изящный ворох акустических струн Ральфа Таунера то тут, то там пронзают колкие и точные выпады гитары Джона Аберкромби. По характеру и настроению, композиции достаточно разнятся, стараясь не дать слушателю заскучать – от мистической титульной со странными пассажами, появляющимися откуда ни возьмись, до, прямо-таки, хулиганской Elbow Room, впрочем, хулиганство это довольно-таки условное, насколько могут хулиганить отличники. Конечно, надо признать, несмотря на всю техническую блистательность и безупречность альбома, он несколько, простите, все-таки в скуку вгоняет. Кажущаяся отстраненность и задумчивость альбома – это практически всегда беспроигрышный вариант для подобного рода дуэтов, но не для каждого настроения подобный материал подходит идеально. Одно дело, когда за окном дождь, осенний пасмурный день, а в комнате еще и достаточно темно, тогда эта музыка сработает как надо. В другое время года и суток есть опасность, что слушатель начнет скучать. Нет, не при первом прослушивании, но потом. Однако, это уже вопросы восприятия, которых лучше не касаться вообще, по возможности.
Пять лет спустя был записан (а на следующий год и появился в продаже) второй их совместный диск – Five Years Later. К сожалению, с тех пор этот дуэт больше ничего создал. Дело не в том, что они разругались или их музыкальные пути настолько увели гитаристов, что о совместной работе не может быть и речи, просто Ральф Таунер женился на женщине, которая жила в Палермо, в Италии, в то время как он проживал в Сиэтле, и ему приходилось мотаться все время, так что времени на какие-то посторонние проекты постоянно не хватало...
Большую роль в жизни Джона занимало и участие в проекте трио с Марком Джонсоном и Питером Эрскиным. В основном они катались с гастролями и по мотивам выступлений записывали альбомы. Так в 1988 году появился Current Events. Это был первый альбом, где Джон поэкспериментировал с использованием гитарных синтезаторов.
«То был секвенсор, но я не помню, играл ли я тогда на клавишных или просто подключил гитару, а если и подключал ее к клавишным, то точно при помощи Casio CZ101, самая дешевая аппаратура, что можно найти. Я понимаю, что это было глупо, но там был отличный звук органа, который мне так нравился. Правда вот сами клавиши там были очень маленькие, так что я действительно мог подключить гитару, только из-за того звука. Но я играю на фортепиано, так что мог и наиграть так, не помню точно. Так или иначе, раз на обложке альбома ничего не написано, значит не играл, похоже».
Затем был Getting There, записанный с участием Майка Брекера, а третьим альбомом этого трио была пластинка 1989 года Abercrombie/Johnson/Erskine, записанная 21 апреля 1988 года во время выступления в Бостоне.
В 1987 году Аберкромби принял участие в концерте, посвященном гитаристу Тэлу Ферлоу, кроме него в тот вечер играли такие легенды, как Ларри Корьел, Джо Скоффилд, Джон Паттитуччи, Лэрри Карлтон, Билли Харт. Правда, это выступление стоит занести скорее в актив Корьела. Он был тогда в ударе, как рассказывают очевидцы. Местами, конечно, тянул одеяло на себя, но это вызывало лишь улыбку как у самого виновника торжества, так и у остальных музыкантов, которые не обижались и даже подыгрывали разошедшемуся гитаристу.
Все еще периодически работая с Эрскиным и Джонсоном, в 1989 году Джон выкроил время и поиграл с легендарным норвежским джазовым барабанщиком Йоном Кристенсеном и Винсом Мендозой, игравшем на синтезаторе. Их пластинка, датированная 1990 годом (хотя записана она была в 1989-м) Animato ознаменовала собой некое виртуальное возвращение к фьюжну, чего за Джоном не замечалось со времен его молодости. На пластинке много отвязной импровизации и хитрых гитарных приемов. Впрочем, сам Кристенсен чувствовал себя не в своей тарелке и вряд ли этот альбом можно назвать среди лучших его работ.
Примерно в том же по инструментальному составу трио был записан альбом 1992 года While We're Young с клавишником Дэном Уоллом и джазовым барабанщиком Адамом Насбаумом, работавшим с Гари Бертоном и Карлой Блей.
С Уоллом Аберкромби познакомился несколько лет назад на записи пластинки Route Two Дэвида Джонса и сказал в тот раз Джону, что если тот хочет записать какой-нибудь проект гитара+орган, то всегда может рассчитывать на него. Через некоторое время Джон записал с органистом Джефом Палмером в 1985 году пластинку Laser Wizard, тот тогда только начинал свою карьеру лидера группы и хотел создать альбом, составленный полностью из импровизаций, что и было сделано за 4-5 часов. На той пластинке появился также саксофонист Гари Кэмпбелл.
Два года спустя Джеф Палмер вновь позвал Аберкромби записать еще одну пластинку. Вновь чистая импровизация, однако в этот раз с Дэйвом Либманом. Альбом называется Abracadabra и вышел он на итальянском лейбле Soul Note. Джон в тот раз играл с частым использованием гитарных синтезаторов и все было отлично, однако Аберкромби хотелось поиграть более структурную музыку, отойти от чистой импровизации в более спокойные заводи и в памяти всплыло имя Дэна Уолла. Джон ему позвонил и решил попробовать, что получится, просто на тот момент Дэн не играл на органе – его главным инструментом было фортепиано и он пел и писал песни. Впрочем, это не отменяет того факта, что с Палмером у Аберкромби будет еще куча альбомов - Ease On (1993), Island Universe (1994), Shades of the Pine (1994) и Bunin the Blues (2001).
Уолл играет тут настолько динамично, агрессивно и повсеместно, что напоминает скорее прог-роковых клавишников, а не пианистов джазовых комбо, в то время как Аберкромби оказывается где-то на задворках звука, еле слышный, будто Терри Рипдаль на первых альбомах Яна Гарбарека. Хотя, конкретно Джону эти сессии очень понравились. Да и к тому же это был первый альбом, где есть Насбаум, частенько с тех пор появляющийся на его сольных альбомах.
В 1994 году у этого трио появляется, пожалуй, самая мрачная пластинка в дискографии Джона - Speak of the Devil. По сути, она больше близка к Animato, вместо того, чтобы продолжать идеи While We're Young. Это более размытая и даже в некотором отношении бесформенная в хорошем смысле этого слова, работа, построенная за счет искусственного наложения в студии одних музыкальных текстур на другие. Однако с While We're Young эта работа роднит то, что Дэн Уолл все еще использует орган вместо синтезатора. Вообще, Аберкромби этой работой проиллюстрировал тот факт, что он, хотя все еще и любит джазовый лиризм, хорошо расписанные пьесы с богатыми гармониями, увлечен и другой, более «темной» или даже «теневой» стороной музыке, где нет четких линий и цветов и все является игрой полутонов и настроения, при этом пластинка оказалась даже чуть ли не самой «роковой» по стилю за тот отрезок времени.
Альбом Tactics, кстати, вообще оказался практически полной противоположностью While We're Young. Уолл сделал определенные выводы и на этот раз вместо пулеметного заградительного огня предоставлял всего лишь площадку для высадки редких, но метких гитарных точек Аберкромби, который тут играет даже несколько атонально местами. Пластинка записана по мотивам трех концертов в Нью-Йорке.
Финальным аккордом этого формирования стала пластинка 1999 года Open Land, где трио превращается в секстет за счет Кенни Уиллера, Марка Фельдмана и Джо Ловано.
В 1993 году трио Аберкромби с Эрскиным и Джонсоном записывает вместе с Джоном Сурманом альбом November. Альбом оказался необычным по стилистическому наполнению и резко выделяется из всех работ этого трио по динамике и настроению. Он более осязаемый, густой, местами резкий и быстрый. Зачастую можно заметить, как музыканты устраивают настоящее джаз-роковое безобразие. Задумчивости, свойственной Аберкромби, места почти нет. Впрочем, все, конечно, относительно и уж совсем мистического преображения Джона во спринтера-рубаку лучше не ждать.
linkReply