Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Kaipa
Настоящая история с широко известными фактами и фрагментами, найденными в лабиринтах забвения.


Глава 11: Гастроли, трения, разобщение


Группа достигла культового статуса и поехала с турне по Норвегии и Дании. Некоторые концерты в Копенгагене были записаны для эфира на датском радио. Группа была на ходу, они отыграли большое количество концертов в Финляндии и съездили в качестве завершающего аккорда с гастролями в Британию. У музыкантов не было много времени на то, чтобы заниматься менеджментом, однако было много людей, готовых взять на себя их проблемы.
Члены группы Kaipa трудились так много и так усердно, что в декабре 1978 года решили разойтись. Это было более, чем необходимо. Они репетировали и выступали, выступали и репетировали и, в следствии чего, были вынуждены видеть друг друга каждый день, практически жить вместе.
Ройне купил себе 8-дорожечный магнитофон. Это позволило ему начать записывать собственный сольный альбом, который он планировал выпустить на Electra Records, пока не понял, что те не намерены заниматься его сольным творчеством, предпочтя зарабатывать деньги на сайд-проекте Kaipa под названием Ingemar Bergman Troop.
Так или иначе, Майкл Третоу, работавший в качестве звукорежиссера с ABBA сказал, что ему очень понравилась эта демо-кассета и Ройне решил, несмотря ни на что, записать альбом. Остальные музыканты в тот же момент заявили, что они хотели бы использовать некоторые из этих песен для нового альбома Kaipa. Это было проявление редкой солидарности внутри группы, но Ройне чувствовал, что атмосфера из группы ушла и все это было попыткой избежать плохих времен. Также, амбициозный Столт прекрасно представлял, как бы он хотел аранжировать собственные песни и вряд ли хотел допустить к этому процессу остальных музыкантов группы.
Это подтолкнуло к тому, что Ройне стал негласным лидером группы и весь новый материал был написан им. Ханс в тот момент быстро разочаровался в попытках принести что-то свое и тщетных разговорах о том, что он мог бы сделать. Он несколько раз спрашивал себя, этого ли он хотел, когда начиналась эта группа, или это было что-то вроде кошмара, в котором он очутился впервые с 1973 года, когда работал в качестве аккомпаниатора.
В тот момент атмосфера в группе окончательно накалилась. Матс Линдберг и Ройне Столт говорили о том, чтобы создать новую версию Kaipa или вообще уйти из группы – эти два выхода были единственными возможными для них. Матс частенько подталкивал Ройне к тому, чтобы покинуть группу и создать новый коллектив. Тот долгое время колебался, вспоминая, сколько всего он вложил в имя Kaipa еще до того, как в группе появился Матс. Вместо этого он попросил уйти из коллектива Ингемара и Матса Лофгрена, так как у тех была своя группа Ingemar Bergman Troop. Ханс был и вовсе расстроен сложившейся ситуацией в группе и что-то делать ему уже не хотелось.
В этот момент музыканты поняли, что назад пути нет и остается только один выход. Они решили разбить группу на две, но по старинке, вместе, отыграть все уже запланированные концерты. Последнее выступление, состоявшееся тем составом датировано 13-м мая 1979 года.
Ройне начал записывать сольный альбом «Fantasia», чувствуя себя облегченным, но не без ощущения потери. К тому же он чувствовал, как его ненавидели остальные музыканты группы. Так что, когда он записывал песню «Nytt blod» для сольной пластинки, он раскритиковал своих товарищей, обвинив их в зашоренности и назвав их «жертвами собственной демократии», хотя, как считал Ханс Лундин, демократия давно испарилась из группы. Теперь Ройне ушел, но свято место пусто не бывает...


Глава 12: Реконструкция, часть II.


Теперь группа снова превратилась в трио и начала поиски гитариста и басиста. Ингемар и Матс в своем проекте Ingemar Bergman Troop играли простенькие поп-песни без какого-либо налета прогрессивности, характеризовавшего творчество Kaipa. Иногда к ним в качестве гостевого музыканта присоединялся Ханс и ездил с ними на гастроли. Ингемар предложил устроить сплав двух групп. Ханс хотел, чтобы Kaipa не потеряла своего лица и продолжала играть прогрессивный рок, но с большим тяготением именно к темпам и мелодиям рок-музыки, поэтому был против подобного скрещивания групп. Тогда они попросили присоединиться к своему коллективу их старого друга, чудесного гитариста Томаса Арнесена. Томас играл в группе Panta Rei, а позже в менее известных местных коллективах. Он даже как-то заменял во время одного из турне 1978 года группы Kaipa Матса Линдберга на басе, когда тот был в больнице. Они начали репетировать, но у Томаса возникли какие-то проблемы в семье и он бросил эту затею. Тогда музыканты позвали неизвестного гитариста из Стокгольма Макса Амана, которого им порекомендовали. Он был прекрасно подкован с технической точки зрения, но в мелодическом отношении не мог заменить Ройне. Также они попросили вернуться в гурппу Матса Линдберга, хотя бы на некоторое время, в качестве приглашенного музыканта.
Группа решила уйти с Electra и подписала контракт с Polar, где писались ABBA. В то время интерес к прогрессивному року шел на спад и коллектив был полон сомнений, какое музыкальное направление выбрать на будущее. Процесс написания новой музыки был очень сложным и строился на компромиссах. Ингемар хотел быть главным композитором и имел несколько идей на счет того, как все должно быть, но он плавал в вопросах гармонии и прочих теоретических темах, так что Kaipa оказалась в странном состоянии. Его подход работал в его собственной группе, но, когда собирались вместе музыканты Kaipa, шел в разрез с принципами Ханса и всей группы в целом. Матс Лофгрен был главным поэтом группы и придумывал различные вокальные мелодии.


Глава 13: Создание «Hander»


Альбом “Hander” был записан поздней осенью 1979 года на студии Polar Studio в Стокгольме с Лейфом Мазесом и Леннартом Остлундом в качестве звукорежиссеров. Ханс во время записи играл на двух синтезаторах и фортепиано. Как и большинство клавишников того времени, он верил в бесконечные возможности полифонических синтезаторов и поэтому надолго отложил свой Хаммонд. Макс в тот момент не был готов играть музыку, основанную на главенстве клавишных. Три инструментальные композиции, написанные Хансом, напоминали привычную структуру пьес группы. Две из них «El Grandi» и «Regn» попали на альбом. Другая песня - «Staden lever» - изначально была длинней и включала в себя некоторые симфонические куски. Из финальной версии эти части извлекли, оставив только небольшой пассаж в середине композиции. Остальные вещи на альбоме прекрасно иллюстрируют сложности творчества, описанные чуть выше.
Все вещи, кроме указанных инструментальных пьес, написаны, если верить буклету, Бергманом/Лундином/Лофгреном. Так было решено, после того, как пришло время делить кто и что там написал. Ингемар заявил, что он принимал участие в написании всех композиций, хотя местами его вклад был в несколько урезанном виде. Альбом вышел весной 1980 года, но не достиг уровней продаж его предшественников.


Глава 14: Беспокойный период.


Группа планировала устроить гастроли в поддержку нового альбома в мае 1980 года. Они нашли нового басиста, однако у группы возникли серьезные проблемы. Матс Лофгрен вместо мотивации чувствовал усталость, поэтому вскоре без всякого предупреждения взял и ушел из группы. Самое страшное, что случилось это за несколько дней до первых концертов. Заменить Матса было невозможно, да и времени на то не было.
Группа должна была начинать турне и придумывать, что делать с вокальными партиями, не имея ни дня на репетиции. На первых концертах музыканты импровизировали как могли. Вокальные партии были написаны и аранжированы под голос Матса, но некоторое время спустя группа транспонировала их так, чтобы Ханс мог их петь.
Группа начала поиски нового вокалиста. Анне Чаабан пела в то время в местных блюзовых группах. Хансу нравился ее стиль, полный энергии и чувств. Он пригласил ее на репетицию, в расчете на то, что это даст толчок для дальнейшего развития группы. В начале действительно все пошло как надо, однако должного уровня взаимопонимания так и не было достигнуто. Способ Анне петь песни не подходил богатым гармониям музыки Kaipa. Она чувствовала себя неуютно и не имела опыта исполнения подобного рода музыки. Иногда она просто терялась на их музыкальных ландшафтах. Так что после одного турне в ноябре 1980 года она и новый басист группу покинули.


Глава 15: Возвращение радости в группу.


После всех этих бедствий, три оставшихся музыканта решили продолжить в качестве квартета, как это было давно. Макс знал одаренного басиста и просто хорошего человека, которого звали Матс Линдберг из Стокгольма. Так точно, в группе Kaipa играли два совершенно разных бас-гитариста по имени Матс Линдберг. У нового была еще кличка «Микроб», так их и следует различать.
В этот раз атмосфера в группе была в разы лучше, чем раньше. Ханс вновь стал заниматься голосом и сделали кучу новых аранжировок на старые композиции Kaipa, добавив новых вещей и импровизации. Теперь группа просто хотела играть свою музыку, гастролировать и получать от всего этого удовольствие. Так что они предприняли несколько туров с апреля по декабрь 1981 года.
К концу года Ингемар решил покинуть группу.


Глава 16: Последний альбом и конец.


Проблемы найти нового барабанщика не было. Олле Ромо начал репетировать с группой в начале 1982 года. Но, после нескольких недель, он бросил Kaipa и ушел в The Eurythmics. Вместо него в группу взяли Пелле Андерсона, который привнес что-то свое, новое в творческую жизнь коллектива.
Музыканты начали работать над новыми песнями, которые писал Ханс, но, при этом, не обходили вниманием и песни остальных членов группы. Структура новой музыки до конца не была определена, все хотели подойти к творчеству без груза прежних наработок и посмотреть, что из этого выйдет. Они черпали свое вдохновение из творчества таких музыкантов, как Питер Гэбриэл и группа Talking Heads. Они хотели продолжить музыкальное путешествие группы Kaipa, но не хотели быть привязанными к берегу 70-х. Это был настоящий прогрессивный ход в полном смысле этого слова. Каждый, кто побывал в то время на концерте группы, отмечал то удовольствие, с которым музыканты подходили к процессу исполнения песен. В то время только Ханс жил в Упсала, остальные были из Стокгольма.
У группы не было контракта, но они хотели записать несколько новых песен и выпустить их в качестве альбома. Так что они решили записать все сами на оборудование Ханса, которое стояло в репетиционной студии в Упасале. Конечно, все это совсем не походило на то, что они делали в Polar Studio во время записи прошлого альбома.
Альбом «Nattdjurstid» был записан без привлечения посторонней помощи и выпущен осенью 1982 года на Piglet Records. Пластинку многие похвалили, однако этого было недостаточно. Все члены группы были профессиональными музыкантами, но работа в группе не приносила им средств для пропитания. Так что было принято решение отыграть последний концерт 13 декабря 1982 года в Стокгольме и сделать перерыв. Перерыв длился почти 20 лет...


Конец.
Tags: kaipa, kaipa story, swedish progressive
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments