Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Роберт Вайатт: Музыкальный Турист (2/4)

Роберт Вайатт: Музыкальный Турист
Часть 2


Soft Machine
Летом 1966 года Кевин Айерс, Дэвид Аллен и Майк Ратледж (а также гитарист Ларри Нолан, который покинул коллектив после нескольких концертов) создают легендарную группу Soft Machine, она достойна отдельного огромного рассказа, а тут упомянем только что Роберт Вайатт принимает решение быть одновременно барабанщиком и певцом. Это сильно привлекало внимание публики, но привело к трагическому конфликту его внутренних ипостасей, которое почти летальным образом разрешилось 7 лет спустя.
В 1968 году состоялись первые гастроли Soft Machine по США, играли они тогда на разогреве у группы Джимми Хендрикса. Вот, что писал Майк Зверин об их внешнем виде тогда: «Длинноволосые парни нацепили на себя поношенные шляпы, небольшие темные очки, рубашки, четки и колокольчики. Барабанщик Роберт Вайатт выступал вообще только в небольших плавках. Настоящие психи». У Вайатта уже тогда были определенные несогласия с остальными музыкантами группы, пусть это даже касалось пока только имиджа: «Я много думал о том, как выглядеть. Стригся несколько раз. Различного рода униформа меня раздражала. Но, когда я впервые увидел Rolling Stones, то понял, что хочу выглядеть так же, невзирая ни на что. Нас стали называть «психоделической группой», что подразумевало, будто мы принимаем дурь, поэтому мы и стали делать подобные шоу. Это мне очень не нравится. То, что я делаю – делаю сам по себе. И не нужны мне никакие наркотики, чтобы играть». Более поздние воспоминания о тех гастролях несли несколько иной оттенок: «О, это было сродни пребыванию в армии. Я был рядовым и никакого права обсуждать с генералами стратегию не имел».
Soft MachineПосле тех гастролей Soft Machine на некоторое время разбежались. Вайатт остался в Калифорнии и в качестве сессионного музыканта зарабатывал себе на жизнь и записывал свои первые сольные демо-записи. Среди них была ранняя версия композиции «The Moon in June» и песня Брайана Хоппера «Slow Walkin' Talk» с басовой партией Хендрикса. Позже эта песня превратилась в «Soup Song» с альбома Ruth Is Stranger Than Richard. Обе демо-записи можно послушать на компиляции 1994 года Flotsam and Jetsam, выпущенной одновременно с биографией Майка Кинга «Wrong Movements».
Вскоре Soft Machine снова заиграли свою музыку, на этот раз с Хью Хоппером вместо Кевина Айерса, а позже расширились за счет духового трио. На этом, кстати, настаивал также и Вайатт. Это хорошо сказалось на его развитии как барабанщика группы, но плохо отразилось на его вокальном будущем. Хоппер и Ратледж не горели желанием играть на «The Moon in June» во время сессий для Third, а сам Роберт стеснялся их попросить, поэтому он сам записал партии всех инструментов, за исключением небольшого инструментального кусочка. Недовольство таким положением вещей Вайатт компенсировал свободой своего сольного творчества. Позже, он несколько холодно будет отзываться об этом инциденте: «Им нужен был лишь барабанщик, который бы хорошо играл в любом размере, однако в барабанщике, который бы приносил свои идеи, уводящие группу от взятого направления».
Конечно, это недовольство нарастало постепенно. В более ранних интервью Роберт говорит, что подобный подход в отношении смещения композиторского главенства в сторону Раттледжа ему даже бросает вызов как музыканту, ему интересно работать с подобным материалом, а если что – у него есть и другие проекты. Кроме подготовки первого сольного альбома, Вайатт работал в группе Кита Типпетта, да и собирал собственный секстет, в котором должны были бы играть Ник Эванс, Монгези Феза, Гари Виндо, Рой Баббингтон и некий Стив, чье имя даже сам Вайатт не запомнил. Секстет так и не получился – Роберт увлекся проектом Кита Типпетта Centipede, вовлекшего 48 музыкантов. «Это было будто сбор племени, прекрасный шанс всем нам собраться и в свое удовольствие поиграть. Очень мне там нравилось», вспоминал позже Роберт. Впрочем, критики эту затею разнесли в своих статьях, чем сильно всех расстроили, тем самым, по словам Вайатта, загубив саму эту идею на корню.
Из Soft Machine он уходил потом еще раз. Играл некоторое время в коллективе Кевина Айерса, но скоро вернулся. Вернулся потому, что у него уже были в свои двадцать с половиной лет некоторые обязательства. Нужно было иметь постоянную работу, а группа Soft Machine позволяла ему иметь какой-никакой, но постоянный заработок, да и уже тянуло к некой стабильности. Вайатт проводил даже параллель с беспорядочной сексуальной жизнью, только в музыкальном отношении. Мол, устал от этого, хочется спокойствия.
The End Of An EarНесколько месяцев спустя появился его первый сольный альбом The End Of An Ear. Записывался он три недели в студии Sound Techniques в Челси. На его обложке значилась несколько ироничная надпись, утверждающая, что альбом записал безработный поп-певец, на тот момент играющий на барабанах в Soft Machine. Однако, сама музыка, записанная на пластинку, была гораздо дальше от поп-музыки, чем это было позже у Soft Machine. Там, признаться, вообще всего одна мелодия – Las Vegas Tango, написанная Гилом Эвансом. Правда исполнена она аж два раза - в начале и конце альбома, как обрамление всего остального, являющееся плодом спонтанного музицирования музыкантов. Вайатт пробовал свои силы в пении, игре на барабанах и клавишных, но странным, экспериментальным путем, используя разные скорости проигрывания ленты, повторяющиеся моменты в очень странной сюрреалистической манере, с небольшой помощью со стороны приглашенных музыкантов – Элтона Дина, Марка Чэрига, Невилла Вайтхэда и Дэвида Синклера. При всей разнице с тем, что делала на тот момент Soft Machine, Вайатт признался, что не хотел делать что-то просто в пику группе, просто хотел записать подобный альбом, испытывая при этом огромное облегчение, как будто снял жесткий корсет и мог теперь свободно дышать.
Кроме того, примерно в то же время он принимает участие в записи альбома Дэвида Аллена «Bananamoon», а также в большом туре группы Кевина Айерса. Возможно, это стало последней каплей в решении уйти из Soft Machine. Не помогло ни стремление к стабильности, ни отличный опыт для него, как для барабанщика. «Внезапно я понял, что те музыкальные цели, которые мы ставили с Кевином Айерсом несколько лет назад, необычайно далеки от того, где сейчас находится Soft Machine».
Matching MoleПочти сразу после ухода из группы, Роберт Вайатт начинает новый проект – группу Matching Mole, имя которое представляет собой игру слов, основанной на переводе на французский названия группы Soft Machine. Многие ожидали, что Вайатт, наконец-то, предоставит на суд зрителей свой вокальный талант и дар автора-песенника (в том числе и Дэвид Синклер, который ради этого-то к группе и примкнул), однако на первом альбоме была только одна песня – меллотронная баллада «O Caroline», пение было заменено инструментальным подходом. Второй альбом – Little Red Record - подчинялся стремлению Вайатта продвигать демократию в собственную группу и поэтому состоял из композиций других музыкантов группы – Фила Миллера, Дэвида МакРэ и Билла МакКормика – Вайатт писал только тексты песен.
Matching Mole распались в сентябре 1972 года, после чего Вайатт занялся совместным проектом с Френсисом Монкманом, результатом которого появились BBC Session, но все оборвалось на самом интересном месте, после того, как подруга, а позже жена, Альфреда Бендж уговорила Вайатта поехать в Италию. На протяжении того времени Роберт написал большое количество материала, впоследствии включенного в альбом Rock Bottom. Вернувшись в Лондон, Роберт реорганизовывает Matching Mole с Биллом МакКормиком, Монкманом и саксофонистом Гари Виндо, с которым Вайатт в свое время играл джазовые квартеты. К несчастью, новой формации так и не суждено было появиться на свет. 1 июня 1973 года Вайатт выпал пьяным из окна четвертого этажа одной вечеринки в Лондоне. После того падения нижнюю часть его тела полностью парализовало и он на долгое время очутился в больнице. Впрочем, из этого инцидента Роберт умудрился извлечь пользу. «По крайней мере, в больнице у меня было много свободного времени, так что это помогло мне с музыкой».


...будет продолжено.
Tags: canterbury, daevid allen, david sinclair, elton dean, great britain, jazz-rock, keith tippett, kevin ayers, matching mole, mike ratledge, psychedelic, robert wyatt, soft machine
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments