Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

The Young Person's Guide to Renaissance (1974-1975)

1974: Turn off the Cards

С первого взгляда кажется, что альбом совершенно ничем не отличается от предыдущей пластинки. Все те же мелодические приемы, структуры и даже развитие композиции. Тот же самый настрой и атмосфера. Разве что песни чуточку другие, но при определенном развитии событий окажись любая из них на Ashes are Burning никто бы и не заметил подмены. Однако, все же изменения есть, группа с пользой для себя эволюционировала. Польза заключалась в том, что эта работа продавалась гораздо лучше, чем любая из предыдущих. Был даже значительный успех за океаном. Что тому стало причиной - известное имя, умелый менеджмент или, действительно, некоторые тенденции, наметившиеся в ощутимом виде на этой пластинке? Скорее всего, все вместе. Что же изменилось? Группа зазвучала чуть более жестко и агрессивно, практически избавившись от фолковых корней. Самое интересное, что сдвиг этот был сделан безболезненно. Процесс построения мелодии и гармонии не был сильно переработан. Даже в звуке можно услышать изменения лишь при пристальном и внимательном прослушивании. Вот ритм-секция играет более напористо, вот вообще зазвучали звуки оркестра. Это, кстати, второе важное направление движения группы. Именно с Turn of the Cards группа стала уделять больше внимания оркестрованной музыке, частенько включая различные секции оркестра в свои выступления и аккуратно пытаясь вплести богатые и даже напыщенные аранжировки в собственный студийный материал. Впрочем, в этом плане группа была только на пути к «Шахерезаде», но, как перевалочный пункт, выглядит уже сейчас вполне себе самостоятельно. Можно отметить еще один момент, касающийся скорее общего характера пластинки. Группа начала активно привносить в собственное творчество различные драматические моменты. Будь то текст о серьезных проблемах Солнженицина и прочих жертв советской репрессии в «Mother Russia» или тревожные аккордные последовательности главного хита пластинки Black Flame. Впрочем, шагая в собственное прекрасное будущее, группа не занималась тотальным сожжением костров. Именно на этой пластинке присутствует последняя композиция, которую написал для группы Джим МакКарти, а в композиции Running Hard можно услышать цитату из поросшей мхом песни «Mr. Pine» с пластинки Illusion. Это, правда, не единственное место, где Renaissance занимались цитированием. Cold Is Being вообще написана Томазо Альбинони, вообще-то, хотя на обложке альбома музыка этого трека записана за Данфордом, что бы это ни значило.


1975: Scheherazade And Other Stories

Ну, все! Торжество симфонического прогрессива во всей его красе. Прямо с первых секунд альбома становится понятно, что в этот раз все всерьез, по мелочам размениваться никто не собирается и пленных брать приказа не было. Римский-Корсаков или Рахманинов, не меньше. Впрочем, до серьезных дел нужно будет еще добраться. Главная композиционная жила работы – это вторая сторона пластинки, целиком отданная на откуп размашистой, обстоятельной, огромной пьесе Song Of Scheherazade, где присутствие симфонического оркестра чувствуется практически каждую секунду. На первой же стороне размещены остальные три песни. Стартовая Trip To The Fair с довольно редкими для группы в целом в то время джаз-роковыми импровизациями, обязательный хит The Vultures Fly High, правда в этот раз обидно прихрамывающий на припев (могли бы и посильней, ведь умеют же, если захотят)... Конечно, на место главного хита мог бы претендовать и третий трек - меланхолично-ностальгический Ocean Gypsy, ибо также в меру красив, но не вытягивает по длине – целых семь минут композиция, куда такое годится? Впрочем, по сравнению с «Песней Шахерезады» все это мелочи.

Tags: british-prog, great britain, prog-rock, renaissance
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments