?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Имаджинариум доктора Кейджа. [Feb. 21st, 2008|06:00 pm]
Alexey Petuhov
[Tags|, , , ]


JOHN CAGE
...и дзен


В Корниш Кейдж начал заниматься дзен-буддизмом. Этот интерес позже перерастет в увлечение восточной философией, а после и психоанализом. Тогда же Кейдж стал задумываться над несоответствии частной жизни композитора и его публичным образом, о несовершенности системы общения между ним и слушателем. Он писад печальную пьесу, а критики начинали смеяться. Кейджу все это не нравилось, и он решил закончить свою писательскую жизнь до тех пор, пока не найдет лучший способ общения.
Ответ нашелся у Джиры Сарабхаи – индийского певца и таблиста. Тот говорил, что основная цель музыки – успокаивать и очищать разум для того, чтобы тот мог впитывать духовность. Кроме того, в писаниях Ананды Кумарасвамми Кейдж прочел о том, что музыкант должен имитировать естественное. На этом Джон успокоился и принялся за работу вновь.
Однако, увлечение дзеном на этом не закончилось. Он прошел даже двухгодичный курс лекций по дзен-буддизму доктора Дайсецу Судзуки, которые тот читал в Колумбийском университете. Этот момент Джон позже назовет своим духовным перерождением. Именно в этой философской культуре Кейдж открыл тот факт, что музыка – это инструмент изменения сознания. Иными словами, по Кейджу, музыка – это не простая звуковая прослойка между композитором/музыкантом и его слушателем, а самостоятельная субстанция, способная изменять ум слушателя, открыть в нем какие-то скрытые возможности. Задача композитора - выстроить эти звуки в правильном порядке.

«Каждая тварь, или чувствующая (как животное), или не чувствующая (как камни или воздух), есть Будда. Каждое сущее - есть центр универсума. Поэтому музыка служит средством и условием обнаружения и развертывания сущего. Для этого композитор должен принимать звуки окружающей среды, ежесекундно сопровождающие нас, и освободиться от индивидуального авторского начала, от своего эго, приносящего страдания и отделяющего человека от мира. Либо искусство усиливает эго в его симпатиях и антипатиях, либо оно открывает ум к внешнему миру». Джон Кейдж

Естественно, изменение мировоззрения не могло не отразиться на общих принципах творчества. Кейдж повернулся лицом к восточному подходу к музыке, который требовал единения с природой и отражения всех естественных событий, избегая различных парадигм и схем, навязываемых унифицированной системой композиторского мышления Западного мира. При этом Джон старался максимально отойти от тенденций персонификации в музыке, избегая примесей различных эмоций и психологических явлений, считая, что музыка по своей сути есть лишь набор бесхитростных звуков. Целью творчества Кейджа стал сам процесс поиска механизмов извлечения и записи. То есть музыка для него – это набор звуковых характеристик. Не более того. Никакого предвзятого мнения или авторских переживаний в процессе написания композиции. Так же Кейдж отрицал общепринятый подход использования того, что «нравится». Если опираться только на личностные предпочтения, избегая того, что «не нравится», то есть огромный риск зайти в тупик. Приходится считаться и с не самыми приятными моментами.

Иначе не пробиться сквозь кромешную тьму к собственной душе. В жизни мы сталкиваемся с событиями, обладающими уникальными качествами и характеристиками. Препарированное фортепиано, впечатления, полученные в результате совместной работы с художниками и друзьями, изучение дзэн-буддизма, блуждание по полям и лесам в поисках грибов - всё это научило меня получать удовольствие от вещей, как они есть, как они происходят сами по себе, а не какими они должны, обязаны или вынуждены быть. Обязанность композитора не сочинять, а принимать. Джон Кейдж

В скором времени Джон начал в своих лекциях продвигать про-буддистские идеи, развивая мысли о «Нечто» и «Ничто». По Кейджу «Нечто» - звук, становясь самим собой и сосуществуя с другими звуками, воплощает внутреннюю сущность Бытия. Времена меняются, искусство теперь всё внутри, и главная задача не делать какую-то вещь (Нечто), а делать, скорее Ничто, то есть делать такое Нечто, которое внутренне напоминает нам о Ничто. Очень важно, чтобы это Нечто было просто Нечто, Нечто конечное; тогда ему легко внутри себя становиться бесконечным Ничто.
Более того, если стойко сохранять приверженность к Ничто, то выбор безграничен. Нет обладания, есть наслаждение свободой. Вы всегда в согласии с жизнью, и свободны искать и выбирать. То есть, свободу художнику дает его привязанность и причастность ко всему в мире, принятие композитором всех звуков в качестве источников музыкального материала открывает ему путь для творчества. Нет такого Нечто, которое было бы недоступно.
Находясь в Ничто, вы начисто лишены характера, но в любую минуту можете воспользоваться им. И в характере этом нет страха, он полон жизни и любви. Музыка - вид действия, которое есть Ничто. Здесь нет слов. Никакой коммуникации, никаких символов, никакого интеллектуализма. Каждая вещь просто становится собой - видимым проявлением невидимого Ничто. Нет конца Нечто и все они приемлемы. И если самонадеянно отвергнуть любое из них, сразу исчезает и вся свобода выбора вообще.
Именно опираюсь на эту философски-композиционную теорию, Кейдж вплотную подошел к созданию музыки «тишины».

Алексей "Smarty" Петухов, февраль 2008. (по мотивам различных публикаций)

linkReply