Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

Малиновая книга. 1974. Starless and Bible Black

Starless and Bible Black

  • David Cross: violin, viola, keyboards
  • Robert Fripp: guitar, mellotron, devices
  • John Wetton: bass and voice
  • William Bruford: percussives
Первая сторона

THE GREAT DECEIVER (Wetton, Fripp и Palmer-James). Студийная запись. Стартует блюзовым риффом на бешеной скорости. Песня разбита несколько вокальных и инструментальных частей. Косвенные отсылки к Дьяволу. Кстати, единственная песня группы, содержащая стихи, когда-либо написанные Фриппом: «Сигареты, мороженное, статуэтки Девы Марии» - в 1980-м году он прокомментировал эту строчку намеком на комерциализацию Ватикана, который он посетил во время гастролей в 1973 году. Всплывает в памяти строчки из автобиографии Беннетта, сильно влиявшего на Фриппа с 1974 года. «Я вижу, насколько это важно – уточнить новое восприятие Воскрешения. Церковь одновременно сбилась с пути как своим консервативным, так и модернистским крылом, да и по центру дела обстоят не лучше. Католическая Церковь превратилась в стража секретов, которых не понимает; но таинства и обряды для него от этого не стали менее реальными».

LAMENT (Fripp, Wetton, and Palmer-James). Студийная запись. Медленная битлообразная баллада, в которой, внезапно, просыпается что-то скорее маниакальное, в духе творчества Леннона образца White Album. Впрочем, у The Beatles не было взрывающейся коды на несколько тактов в семь долей.

WE'LL LET YOU KNOW (Cross, Fripp, Wetton и Bruford). Записано "живьем". Инструментальная. Постепенно вливающаяся, как это часто бывает со многими пьесами King Crimson, во что-то ощутимо случайное, преднамеренно хаотическое, умело переплетающее шумы в мотивы, ритмы, мелодии, своего рода музыку.

THE NIGHT WATCH (Fripp, Wetton, и Palmer-James). Вступление/начало - запись в студии без дублей, "наживую". Аккуратно перемещается в студийную основную часть песни. Классическая минорная баллада King Crimson.

TRIO (Cross, Fripp, Wetton и Bruford). Записано "живьем". Мирная, созерцательная, гармоничная импровизация, совсем не в духе этой инкарнации King Crimson. Хотя Бруфорд и не играл на этой композиции, он указан в качестве одного из со-авторов. Фрипп позже восхищался самообладанием Бруфорда на примере этой композиции, объясняя, что Билл был награжден со-авторством этой композиции в силу того, что «привносил тишину». Ту же роль – осознанное олицетворение сущности тишины – будет позже периодически назначаться одному из участников League of Crafty Guitarists во время концертных выступлений.

THE MINCER (Cross, Fripp, Wetton, Bruford и Palmer-James). Запись, сделанная при помощи нескольких наложений. Еще один пример того, как должен был звучать тот вариант группы в приступах импровизации. Песня завершается неожиданно в середине. Такое ощущение, что кассета прерывает свое воспроизведение.

Вторая сторона

STARLESS AND BIBLE BLACK (Cross, Fripp, Wetton и Bruford). Записано "живьем". Еще несколько постепенного врастания в хаос. Пьеса вызывает в памяти первую главу Книги Бытия. «И земля была без формы и пуста, и тьма была над ликом бездны, и дух Божий витал над поверхностью вод». Большинство высоких мелодичных нот издает не Фрипп, а Кросс, подключивший свою скрипку через дисторшн. Фрипп в это время задумчиво жмет клавиши меллотрона. Тональный центр? Вещицы, вроде этой, могут звучать полностью спонтанным музицированием, до тех пор, пока каким-то чудным образом, все вместе в один момент не оказываются в одной музыкальной точке. С King Crimson никогда не знаешь, когда это произойдет. Как сказал Бруфорд «Что мы стараемся сделать, на самом деле, так это нивелировать разницу между композиционным подходом и импровизацией. То, что кажется заранее сочиненным пассажем на самом деле – это спонтанное решение, и наоборот».

FRACTURE (Fripp). Записано "живьем". Фрипп укладывает свое типичное острое и угловатое остинато. Очень часто используются целотонные звукоряды. Одна из наиболее сильно проработанной пьесы этого периода группы King Crimson. Пьеса выдвигает довольно серьезные требования к технике исполнения. «Одной из тех причин, почему я написал эту пьесу является необходимость практиковаться целыми днями как мне, так и группе».

(c) Эрик Тамм
(с) Алексей Петухов, перевод с английского, февраль 2008

Tags: crimson book, king crimson
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments