?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Stormy Six: Штормовое предупреждение [Dec. 25th, 2007|06:06 pm]
Alexey Petuhov
[Tags|, , ]

Stormy Six
Штормовое предупреждение


Сегодня речь пойдет о самой старой RIOшной группе. О единственной группе, которой выпала честь играть на разогреве у The Rolling Stones. Об итальянских резидентах Движения коллективе Stormy Six. На самом деле в отношении именно этой группы встречается больше всего нареканий. Мол, «послушал я Stormy Six и не понял, что там такого авангардного». Дело в том, что группа начинала совсем не такой, какой стала известна в последствии. Это, по сути, единственный коллектив из всех RIO-групп, которые начинались как самая настоящая поп-группа. Хотя назывались, как говорят, они тогда скорее SS. Зато это было действительно очень давно, в 1966 году.
В коллективе тогда было шестеро музыкантов - Маурицио Масла (вокал), Франко Фабри (гитара), Лука Пищичели (гитара), Фаусто Мартинетти (клавишные), Альберто Сантагостино (бас-гитара) и Антонио Дзанусо (барабаны). Все были восхищены творчеством англоязычных рок-групп, в особенности американских коллективов, выходцев с Западного Побережья. Потом стали обращать внимание на творчество группы The Shadows, затем пришла любовь к The Beatles и The Rolling Stones, в общем, совершенно ничего оригинального, сплошная поп-массовая культура. Ах, да, группа была родом из Милана и именно Stormy Six выступили в городе в качестве «открывающей группы» для Rolling Stones во время гастролей последних по Италии, самых первых гастролей, надо заметить.
Под конец десятилетия группа записывает свой первый диск, названный сложно и длинно Le idee di oggi per la musica di domani. Естественно, сама музыка сложности названия не подхватила. По сути, это был замес бита с остальными гитарными поп-чудесами шоу-бизнеса в полный рост шествующими в те годы по девственным просторам континентальной рок-музыки. Разве что где-то можно уловить тонкий запах психоделии – тому виной басист Клаудио Рокки, которого-то и можно обвинить в увлечении столь пространной и расслабленной стезей. Впрочем, это все было в качестве пусть приятного, но исключения. Как показатель – именно Клаудио покинул группу первым, дабы предоставить миру собственный взгляд на то, какой должна быть музыка с его участием. Это произошло еще до наступления 1972 года, принесшего группе еще один альбом.
Пластинка L’Unita напоминает свою предшественницу в плане несоответствия названия действительности. Вместо ожидаемого «объединения», мы имеем полное расторжение прежнего состава, приведшего к образованию квартета Фабри, Пищичелли, Дзануссо и нового басиста – Массимо Вилла. Дабы совсем уж все встало на свои места с этим казусом, стоит добавить, что во время записи группу покинул клавишник Фаусто Мартинетти. Да и в плане музыки все те же знакомые американские простенькие структуры и формы. Впрочем, явно не избежать упоминания о неких достаточно очевидных инструментальных проблесках, хотя и созданных при поддержке «гостевых» музыкантов, вроде саксофониста Клаудио Фасоли.
И вот уже после выхода этого альбома облик группы медленно, но неизбежно стал изменяться в сторону того коллектива, который мы знаем и любим. Во-первых, изменения коснулись состава. Он снова вернулся к форме секстета. Кроме старичков Фаббри, Пищичелли и Дзанусо, в коллектив пришел гитарист Умберто Фьори, саксофонист Карло де Мартини, а также Томассо Ледди, игравший на множестве струнных – от гитары и скрипки до мандолины и балалайки. Не меньшие изменения затронули и идеологический облик группы. Пришедшие музыканты стали пропагандировать «левый» политический образ мышления, что привело «марксистскую фолк-группу» в ярые сторонники этого крыла со всеми вытекающими манифестами, фестивалями и маршами. На этой волне был выпущен альбом Guarda giu dalla pianura, который, правда, с музыкальной стороны вновь не вызывает нашего интереса.
Первым же альбомом, которым обратили на себя внимания музыканты, стала пластинка 1975 года Un biglietto del tram. Ее можно смело назвать первым альбомом старой группы с новым обликом. По крайней мере, многие журналисты не постеснялись это сделать. Вообще, альбом был хорошо принят на родине. Несмотря на явный острый политический контекст, тексты песен оставались в рамках приличия, более того, во многом они пересекались с коммунистическими темами творчества многих советских и восточно-европейских деятелей культуры. Основной темой песен были подвиги героев итальянского движения Сопротивления во время Второй Мировой войны. В музыке явно начали проступать черты прогрессивного-рока с уклоном в европейский фольклор. Пластинка появилась на независимом лейбле L'Orchestra, который управлялся не без участия музыкантов Stormy Six.
Тем временем в группе сменился барабанщик. Ветерана Дзануссо сменил Сальваторе Гарау и появился альбом Cliché. Это произошло в 1976 году, хотя номерным альбомом группы его считать не обязательно, так как де-факто это - музыка к театральному представлению. Вообще, отдельные музыканты Stormy Six тяготели к театральной тусовке. Например, Франко Фаббри после окончания карьеры будет заниматься также и театральными проектами. В записи музыки приняла участие также парочка джазовых музыкантов - Гвидо Маццон и Тони Рускони.
Более важным и интересным событием стал выход альбома 1977 года под названием L'Aprendista. Многими этот альбом считается лучшим в творчестве коллектива. Во многом он походил на творчество английской чудо-группы Gentle Giant и при этом оставался в рамках итальянской фолк-проговой аутентики, а местами залезал в очень авангардные выси, хотя по сравнению со следующим альбомом не идет в этом плане ни в какое сравнение. Интересны переходы между вокальными мелодическими моментами в головокружительные камерные пируэты, от которых захватывает дух. Казалось бы, все вкусы удовлетворены – и душу порадовали мелодические линии, и ум усладился изяществом форм. Увы, есть слабые места – альбом нет-нет, да «провисает», сгибается к каким-то совершенно невнятным атональными переборам, по сравнению с тем, что идет до и после, не имеющим никакой музыкальной грации. Хорошо хоть такое бывает достаточно редко и, по счастью, длится недолго. А за пик альбома – пьесу Il Labirinto вообще можно прощать и не такие казусы.
Многие уже, наверное, догадались, что пришло время сказать о том, что итальянский коллектив Stormy Six вступил в ряды движения Rock In Opposition. В отличие от многих, чего там уж скрывать, коллективов, вступивших в это движение, итальянцы действительно разделяли «левые» политические пристрастия организации. Однако, все-таки, основной пользой от этого влияния стала возможность выступать на территории Европы, избегая при этом кабальных условий мажорных звукозаписывающих лейблов. Группа принимала гостей у себя дома, посещала фестивали в других странах, а внутри нее тем временем сменился басист – в коллектив пришел Пино Мартини.
Уже с ним появился практически образцовый авант-рок/RIO альбом группы, который назвали Macchina Maccheronica. Он появился в 1980 году. Кстати, во время гастролей с этим материалом группа зачастую брала в качестве имени именно название этого альбома. По отношению к предыдущей записи явно видно, что в плане работы с авангардными моментами группа сильно прибавила и заматерела, стала выглядеть мощно и цельно, а уж что они вытворяли с ритмами и темпами – описать нереально, обязательно нужно это слышать и слушать. То танго, то марш, то дикая пляска – и все это в рамках одной только композиции, с очень органичными и уместными переходами.
Через пару лет появился еще один альбом группы. Называется он Al volo, но той чистотой стилистики он не обладает и нельзя сказать, что это пошло на пользу группе. Группа стала забавляться, иного слова и не подобрать, с новомодным в то время влиянием поп-музыки с электронным звуком. Кто-то скажет, что группа вернулась-таки в собственное русло, из которого вышла несколько лет назад. Так или иначе, пришло понимание того, что проект изжил сам себя. Больше студийных номерных альбомов под именем Stormy Six не было.
Однако, в 1984 году музыканты вновь появились на поверхности авант-рокового моря. Некоторые музыканты итальянского коллектива Stormy Six сошлись с музыкантами из немецкого-английского коллектива Cassiber и собрали новое формирование – Cassix. Всех пригрел под своим крылом фактически отец континентального авант-рока 80-х Крис Катлер на дистрибьюционном лейбле ReR.
В принципе, был также реюньон 1993 года, по мотивам которого появилась пластинка Un Concerto, однако никаких особо серьезных изменений с тех пор так и не произошло. Впрочем, музыканты сами по себе не пропали, многие устроились в другие коллективы или стали работать сольно, а Франко Фаббри написал несколько книг о музыке и много работал в среде авангардной музыки и театра.


Алексей "Smarty" Петухов, декабрь 2007
linkReply

Comments:
[User Picture]From: theequimanthorn
2007-12-26 07:59 am (UTC)
Очень даже положительно отношусь к двум альбомам группы, Apprendista и Macchina Maccheronica. Первый особенно забавен для меня, как знающего итальянский - пролетариат такой нарочито романтичный до мозга костей про то, как дядя приходит на работу и ест там хлеб с омлетом. Итальянского колорита простецкого, кстати, хоть отбавляй. Ну а ММ уже совсем солидная работа со всеми должными наворотами. Вот, было в них что-то такое искреннее и доброе в этих старичках.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _smarty
2007-12-26 08:10 am (UTC)
Ага. :) У самого вот в коллекции остались именно эти два альбома. Остальное куда-то выветрилось, улетучилось, но эту парочку ах как обожаю... :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: theequimanthorn
2007-12-26 11:36 am (UTC)
Еще из авантового итальянского да еще и леворадикального есть замечательная группа Area, пожалуй мои любимые итальяшки. Только у них все как-то более степенно, нахально и взросло. Вместо пролетарской романтики провокационные манифесты, а вместо грустно расстроенных фолковых струнных чумовые фьюженовые расколбасы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _smarty
2007-12-26 11:43 am (UTC)
Area вообще неоднозначная, но определенно чумовая группа. Я их очень давно как-то первый раз послушал, то было как сейчас помню, "Maledetti". :) Ох, надолго же он у меня желание общаться с этой группой отбил. :) А ничего потом, раскушал, сейчас за уши не оттянешь. :) Одна из самых мощных (на мой вкус) групп, что были в Италии. Настолько самобытны и уникальны.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike_zoso
2007-12-27 06:38 am (UTC)
Viva La Musica Italiana!!!
У Area мой любимый альбом "Crac!"
Кстати, на удивление, в моей коллекции всего два альбома "Stormy Six"... и опять таки это Apprendista и Macchina Maccheronica. Только не припомню там авант... рио, надо переслушать. А левые взгляды в италии 70х это, я так понял было в порядке вещей. Тем паче, что у них в правительстве коммунисты сидели :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: theequimanthorn
2007-12-28 09:08 am (UTC)
Черт, до крака еще не добрался. Не знаю даже какой любимый, или Maledetti или Сaution Radiation Area. На "проклятых" не впечатляет только совершенно ненужный кавер на баха.

Ну а в штурмовых шести в макаронной машине рио хоть отбавляй. Фолково-струнного в особенности + принятые уже для стиля распиздяйства, не чуждые самлемаммасманне или этрон фоу в какой-то мере, только по-своему.

А коммунистическое движение у них было очень даже сильно и есть до сих пор компартия с итальянским флагом и серпом и молодом. Гандоны порядочные.
(Reply) (Parent) (Thread)