Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Интервью с Рене Лусье

Интервью с Рене Лусье
Из Jazzosphere


Гитарист Рене Лусье – еще один выходец из чудесной когорты монреальских авант-фолк-джаз-рокеров, взращенных в 70-х на почве квебекской культуры. Рене тоже по происхождению монреалец, родившийся там 15 апреля 1957 года. Начинал свою карьеру в группе Arpege в 1973 году, с 1976-го по 1980-й числился в легендарной группе Conventum, затем была куча примерно схожих по идеям и музыкальным принципам, а также составу, групп, вроде Quatour de l'Enmieux, Les Reins, Nebu, G.U.M, обитавшим вокруг появившейся в 1983 году лейбла Ambiances Magnetiques. Как известно, это был не только лейбл, но и коллектив единомышленников-музыкантов, с которыми Лусье выпустил диск Le tresor de la langue. Там же можно услышать и Дюшена, Дерома, Лепажа – остальных героев этого явления. Первый сольный альбом появился в 1983 году и назывался Fin du travail (version I). В 1994-м появился еще один - Le corps de l'ouvrage. Кроме этого Лусье знаменит своим совместным творчеством с Фритом (он даже появился в фильме Step Across the Border), Катлером (альбом Катлера-Лусье-Дерома-Коры Three Suite Pieces), Тетро (с которым Рене играл электроакустическую music concrete), а также своими саундтреками к фильмам, которых он написал с 1979 года около тридцати пяти. Жанровый спектр музыки, которую приходилось играть Рене удивляет – от настоящего авангарда, до аккомпанемента поп-певице Полин Жульен. Однако, в целом, его привлекает более эзотерическая музыка, находящаяся на стыке всех жанров – фолка, джаза, авангарда, прогрессив-рока. Иными словами – интересная музыка.

Привет, Рене. Расскажите для начала о себе?
Я – человек, который зарабатывает себе на жизнь при помощи написания музыки к кино, проведения курсов по импровизации, участия в концертах и тому подобных мероприятиях. Мне интересны все музыкальные стили. Живу в сельской местности. У меня два кота. Играю, в основном, на гитаре. Более тридцати лет принимаю участие в спектаклях. Первый состоялся 6-го или 8-го, не помню уже, декабря 1974 года. Что касаемо моих кошек, одну зовут Hoe, другую – Cul-Rouge.

Расскажите о Ваших сольных записях, в каком настроении Вы их делали?
Оба альбома, по большому счету, сделаны в одном духе – беспорядочной импровизации. Позвольте мне сказать, я прослушал очень много импровизационной музыки, часть которой – прекрасные гитарные соло, которые я до сих пор ценю. Это вроде как мои «гитарные герои». У меня было что-то вроде мечты сделать диск с соло на гитаре. После того, как я послушал таких парней, как Фред Фрит в 70-х или Ганс Райхель, Дерек Бейли и Юджин Шедбурн с их более экспериментальным подходом. По мне, так они прекрасно уживаются с Заппой, Хендриксом, Джонни Винтером. Сейчас тоже много хороших музыкантов, однако, мало кого можно выделить в плане оригинальности и уникальности, кого можно было бы моментально узнать. Так что для меня это был своего рода вызов, сделать альбом гитарного соло. Путь был очевиден.

(О втором сольном альбоме). Тринадцать импровизаций на акустической гитаре, без какого-либо порядка и закономерности, а также без наложений, коррекции, эхо. Только запись звука, одновременно с восьми микрофонов. Такой подход позволил при помощи сведения осветить самые интересные моменты импровизации с различных точек, скорее не зрения, а слуха. Чтобы ощутить всю прелесть подобного подхода, настоятельно рекомендуется использовать наушники. Как и предыдущий альбом Solos of electric guitar, этот диск остается верен исполнению соло, отвечающих потребностям Рене Луссье: тщательно проанализировать и оставить свой след в истории любви, которая связывает его с гитарой, истории, которую он пишет, избегая использования шаблонов и проложенных другими гитаристами путей. «В самом начале идея казалась просто ужасной, так как путь гитарного соло был буквально вытоптан напрочь и, не в последнюю очередь, в силу безжалостности тренировок. Это приводит к сиюминутности импровизации, будто портрет без прикрас и уступок, что, слушая, можно сказать только ‘Вот откуда я и вот я где’». Эти тринадцать треков были выбраны из тридцати, что были записаны за одну трехдневную сессию в студии в Квебеке и отражают личный опыт музыканта, предложенный своим слушателям будто бы в качестве вырванных из дневника страниц. Освобожденный от предрассудков и условностей интимный звук гитары.


Ваша дискография не такая уж большая, однако, каждый ее пункт – выверен и весом. Вы не создаете впечатление импровизатора, готового выдавать тонны дисков по мотивам концертов и прочих выступлений.
Те, кто поступает подобным образом, на мой взгляд, мужественные и храбрые люди. К тому же это зависит от конкретной ситуации. Сложно сказать. Я вот не чувствую необходимости все запихивать на диски, однако я совершенно ничего не имею против подобной ситуации. Есть же прекрасные примеры подобного рода, вроде Юджина Шедбурна или Джоэль Леандр, которые выпускают кучу дисков и все они чудесны. Все зависит от темпа, ритма, желаний каждого конкретного музыканта. Ничего плохого я в этом не вижу. Пусть люди тоже послушают те прекрасные моменты, которые были на том или ином концерте. Не все ж на них попадают.

Что у Вас сейчас в планах?
В данный момент я сосредоточен на песнях, автор стихов которых Поль Марье. Это мир фолко-ориентированной гитары, привязанности с корням. Последние года три-четыре я интересуюсь более традиционной музыкой, тяготеющей к американской гитаре: фолк, блюграсс, гавайский свинг. Ну и, конечно, квебекская народная музыка. Вот то, что я сейчас обожаю и то, что я с удовольствием играю. Что получится? Я не певец. Я пытаюсь оживить песни. Некоторые говорят, что я сменил карьеру. Так вот – ничего я не менял, это все то же. На данный момент, мне очень нравится заниматься этими песнями. Тексты очень трогательные, рассказывают о жизни, счастье, проблемах, деньгах, войне. И при этом без банальностей.

Это будет в рамках какого-то определенного проекта или что-то новенькое?
Пока не знаю, но когда это начнет меня беспокоить – я этим займусь. У меня нет каких-то конечных проектов. Я хочу сделать альбом как можно лучше. Может быть сам попою немного то там, то тут, поиграю такое, что мне не приходилось играть в более суровых и сложных проектах. Я могу сделать это сам или с группой. Сейчас я прорабатываю каждую деталь, работаю усердно, будто какой башмачник над дорогой парой ботинок.

Какие ограничения будут в этой работе?
Только одно – я решаю все сам.

Какие-то еще проекты на будущее?
Хотелось бы сделать второй диск с кларнетистом Марселем Лепажем. Я знаю, что у него какие-то проблемы с рукой, но если он сможет играть хотя бы двумя пальцами, все будет ок. Он просто бесподобен. Иногда хочется записать какой-нибудь юморной диск. Еще интересно было бы записать акустическую пластинку дуэтом с Фрэдом Фритом.

(c) Eric Normand, Jazzosphere
(с) Перевод с французского, Алексей «Smarty» Петухов, декабрь 2007
Tags: canada, lussier, quebec
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments