?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Träd, Gräs och Stenar [Nov. 27th, 2007|04:35 pm]
Alexey Petuhov
[Tags|, , , ]

Всячески иллюстрированная история шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Träd, Gräs och Stenar


Итак, эволюция коллектива Pärson Sound через все International Harvester и просто Harvester достигла своей кульминации, которая выразилась в группе с менее произносимым названием Träd, Gräs och Stenar, которое, на самом деле переводится просто: «Трава, Деревья и Камни». К тому времени группу покинули скрипач Урбан Иман и флейтист Томас Тидхольм. Однако произошли и положительные изменения в составе. В 1971 году в коллектив пришел гитарист Якоб Сьохорм и клавишник Стен Бергман. Окончательно новый состав завершился уходом из группы Арне Эрикссона, который не только играл на виолончели, но и брал на себя часть работы с клавишными инструментами.
Группа начала много гастролировать, однако, не теми проторенными путями, которыми шли «большие» шведские музыканты. Их даже называли «изгоями». Музыканты выступали в небольших городках и деревеньках, часто организовывая концерты собственными силами. Концерты отражали весь творческий посыл поиска группы. Кроме экспериментов непосредственно с музыкальной составляющей своего гремучего психоделического коктейля, ребята изо всех сил старались свести в одно выступление также и другие формы искусств: использовали намеки на балетные танцы, старались выводить на фоне различные декорации самых смелых и ярких раскрасок, подсвечивая их резкими цветами, показывали слайды и фильмы, кормили людей, которые приходили на их концерты, а также с удовольствием приглашали желающих принять участие в концерте в качестве музыкантов, естественно тех, кто умел вменяемо играть хоть на чем-нибудь. У них даже был девиз: «Вы – музыка, мы – только группа». Иными словами, просто идеальное выступление хиппи-команды. Движение «Spela Själv», или «Сыграй сам». На самом деле более «народной музыки» и быть не могло. Весь этот принцип частенько именовали также как «Folkets musik» («Музыка народа»). Все это должно было подстегивать людей на собственное творчество, организацию собственных групп, концертов, музыкальных клубов. Вместе с другими соратниками по этому нелегкому просветительскому ремеслу, Träd, Gräs och Stenar были у истоков первого фестиваля на открытом воздухе в стране, который прошел в 1970-м году под названием Gärdesfesterna.
Дискографию группы стоит начать с музыки к кинофильму «Du gamla du fria» шведского режиссера Ойвинда Фальстрема. Однако, понятное дело, рассказ об оставленном в виде записей наследии группы, все же, стоит начать с пластинки 1969-го года Träd, Gräs och Stenar – дебюте группы. Выпущен он был так же на Decibel Records изначально, это произошло в 1970-м году, а потом, гораздо позже, в виде компакт-диска, на Silence Records.
Наверное, первым, чем запоминается пластинка – это густой, бурлящей, кипящей, изматывающей версией бессмертного хита от Rolling Stones I Can't Get No (Satisfaction) . Вещица растянута на более чем 11 минут и к концу просто спекается в нечто плотное, странное и радиоактивное. Что уж там говорить, отличнейшая трактовка, которая оставила многое и от оригинала, и исполнена ровно в том ключе, что представляет из себя шведский психоделический андерграунд начала 70-х. Признаться, не многие немецкие коллеги по краут-року способны выдавать такое. Впрочем, мало того, что ни о каком клонировании речи нет, так еще и разница между немецким психоделом и шведским громадна, за счет обильного использования последними различной шведской традиционной музыкальной идеологии. Так и на этом альбоме чуть ли не треть материала лежит в рамка, скорее некоторого психоделического и экспериментального фольклора. Впрочем, и поклонники гудящих гитар, однообразных мелодических фраз и гипнотизирующей ритм-секции останутся вполне довольными.
Следующим диском в истории группы стал альбом Rock för kropp och själРок для души и тела»). Появился он на уже функционирующем лейбле Silence Records. Откровенно говоря, по сравнению с дебютным альбомом, эта пластинка в некоторой степени проигрывает. И в плане новизны, и в плане оригинальности, и в плане разнообразия. Впрочем, главный свой козырь – монотонность повествования – музыканты не растеряли, даже где-то добавили. Снова был исполнен кавер - In Kommer Gosta. В остальном же, альбом повторяет идеологию уже созданного.
Третий пункт дискографии группы, альбом Djungelns Lag («Закон джунглей») пополнил коллекцию каталога не Silence, а Tall. И снова нагнетание звуков, причем одновременно с нескольких гитар, баса, скрипки и всех остальных сподручных инструментов. Музыканты то глубоко задумаются о чем-то личном, то начинают дебоширить. В этом отношении пластинка несколько выделяется на фоне остальных – порой проскакивают очень саркастические и даже легкомысленные моменты. Опять же, северного фольклора очень много, и пусть он порой чуточку придавлен прессом психоделии, совершенно очевидно, что где он есть, там он главенствует.
Там же, на Tall, появился и последний альбом того состава, того времени, того явления, названый пророчески Mors mors («Пока, пока»). Это было уже в 1973 году. После этого группа распалась. Не навсегда, правда. Были такие обстоятельства, когда музыканты были просто обязаны сойтись вместе и выступить единым фронтом, как это было в 1979 году, когда Träd, Gräs och Stenar собрались для выступления против ядерных станций.
Как это ни удивительно, волна панка в начале 80-х вынесла на поверхность и наших совсем уж хипповских ребят. Вместе с Томасом Тидхольмом они прокатились по стране под названием T. GåS. Получилась этакая оригинальная игра слов T.Гусь (уж не намек ли на T.Rex?).
Ну, а в 1995 году состоялось вроде как окончательное и бесповоротное воссоединение коллектива под старыми знаменами и новыми устремлениями. Группа стала играть много концертов, посещать в качестве участников соответствующие фестивали, перевыпускать старые пластинки и концерты на CD (например, дебютный альбом 1969-го года или концертник «Live Gärdet 12.6.1970»). Именно благодаря этой активности, были вытащены на свет записи и более ранних формирований - Pärson Sound, International Harvester и Harvester. Параллельно с этой археологической работой, музыканты принялись изучать и современные технологии, дабы использовать их в своих новых экспериментах. Все это вылилось в диск 2002 года Ajn Schvajn Draj, появившийся на Silence.
Из последних новостей о группе можно выделить выход в августе 2007 года DVD со своей музыкой и съемками, сделанными весной 2007-го года. Группа катается по стране и миру, посетила Японию, США, Европу, была даже в России на 9-м СКИФе. Бородатые и седые старички живут полноценной жизни. Да такой, что многим бы молодым поучиться.
linkReply