В профиль
Андре Дюшен
Андре Дюшен
Да, стоит отметить, Андре Дюшен родился не в Монреале, как это утверждают в AMG, а в более маленьком городке - Жонквир. В Монреаль он переехал только в 1972 году, уже оформившимся 23-х-летним молодым талантом, сразу же окунувшимся в активную жизнь авангардной сцены огромного города.
Результат этого переезда дал о себе знать во второй половине 70-х, когда несколько видных квебекских музыкантов заявили о том, что намерены вместе играть достаточно сложную музыку, построенную на фольклорных корнях и использующую абсурдные и смелые стихи поэта Алана-Артура Пеншо. Их звали Андре Дюшен, Рене Лусье, Жан-Пьер Бушар, Жак Лорен и Бернар Кормье. Группа называлась Conventum и выпустила два альбома - A l'Affut d'un Complot в 1977-м году и Le Bureau Central des Utopies два года спустя в 1979-м.
В конце 70-х это была главная работа, где пребывал Дюшен. Однако ближе к концу десятилетия и жизни группы, он начал работать и писать один. Так, в 1981 году появилась рок-опера Clockville. Затем Андре начал работать над спектаклем Les Temps des Bombes. В 1983-м году он выступал с ним на сцене (закончив в райе 1986-го года), а в 1984-м выпустил студийный альбом с таким же названием.
Это то, что касается его творчества как композитора. Социальная же жизнь Дюшена вылилась в не менее важное событие - в 1983-м году вместе со своими друзьями Луссье, Жаном Деромом и Робером Лепажем Андре основал лейбл Ambiances Magnetiques, которым руководили сами музыканты и который сыграл важную роль в истории квебекской авангардной, камерной и прогрессивно-роковой музыки.
Вместе с теми же соратниками по Conventum Луссье и Бошаром, а также еще одним гитаристом - Роже Будро и барабанщиком Крисом Катлером в 1987-м году Андре собрал довольно успешную и крайне интересную группу Les 4 Guitaristes de l'Apocalypso Bar. Коллектив достоин целого отдельного рассказа, в рамках этой истории упомянем только то, что группа не просуществовала и трех лет, однако записала два альбома и проехалась с гастролями по Европе и Америке, периодически пересекаясь с такими грандами, как Фред Фрит и Ларс Хольмер.
В 1990-м году Дюшен представил на фестивале в Викториавиле свою пожалуй самую амбициозную и сильную композицию L'ou'l, которая позже разрослась до целого альбома, который и был выпущен в том же году. Надо сказать, что записывал пластинку Андре при участии музыкантов коллектива Locomotive. Это было начало их пятилетней творческой дружбы. Кроме этого Андре много и долго работал с Мишелем Фобером и даже появился на его альбоме в 1992-м году.
В остальном же музыкальная жизнь Андре в 90-х не имела какого-либо централизованного характера. Он собирал группы, которые катались по фестивалям, но ничего не записывали. Среди них можно отметить коллективы Disel, профункционировавший с 1995 по 1998 год и No Band's Land - с 1998-го по 2001-й. Группа Disel состояла из семи музыкантов и участвовала, например, в постановке оперы Дюшена Le Reve de Marguerite Belley в 1996-м году. На счету же No Band's Land - импровизационной группы, игравшей в основном на электрических инструментах - представления на фестивалях в Монреале и ряде других канадских городов.
В перерыве между этими главными своими проектами 90-х, Андре успел выпустить сольную работу Reflexions в 1997-м году, удивив своих поклонников тем, что решил выдать целый набор сольных классических гитарных номеров, а также приехать с этой своей программой на первый фестиваль Guitarevolution.
Был он и на втором форуме этого мероприятия пару лет спустя, однако к тому времени Андре стал проводить основную гастрольную деятельность уже непосредственно в Европе. В 2003-м году Андре гастролировал по Италии с чехом Павелом Файтом. В 2003-2004 годах был вовлечен в деятельность проекта Trios pour guitares electriques и импровизационного трио Polaroide. А в 2005 году и вовсе перебрался в Париж, где стал работать в студии Studio du Quebec.
Алексей «Smarty» Петухов, ноябрь 2007