Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Персона: Братко Бибич

Братко Бибич
(Begnagrad, Nimal, The Madleys)


Словенец Братко Бибич относится к числу тех музыкантов, кто одними из первых отбросили стереотипы использования аккордеона. Именно его группа Begnagrad, существовавшая в 1975-76 годах и 1981-83 начала развенчивать мифы, связанные с особенностями характера людей, живущих в этих краях (честность, трудолюбие, верность) и слащавыми красотами своей страны. Хотя сделано это было, надо признать, не с цинизмом и нигилизмом, а скорее в свежем ключе, основываясь на остроумных версиях национальных ритмов и мелодий. Хотя Бибич активно использует польки, вальсы, танго, не говоря уж о фугах, он всегда остается предельно уникальным и забавным. Это сродни тому, как если бы он играл одновременно на Монмартре в Париже и словенской таверне близ австрийской границы, или в шумном хаосе джаз-рокового андерграунда большого города и в одухотворенной тиши церквушки на верхушке зеленого холма. Бибич и его группа были пионерами в так называемых «отвратительных анти-хитах», беспорядочных композициях, разносивших в пыль привычные представления относительно фольклорной музыки. Братко – непредсказуемый модернист с анархическим чувством юмора – постоянно доказывает, что «нет такого понятия, как более или менее уважаемые инструменты, есть более или менее уважаемые музыканты». Чувство юмора Братко – это вообще тема для отдельного разговора. Только он мог взять себе псевдоним Bridko Bebic, который переводится примерно как «ужасающий дебил» и организовать группу с названием Madleys (игра слов - «mad»(сумасшедший) + «medley» (попурри)). Да и музыка Бибича является как раз той музыкой, которая требует определенного внимания и времени, чтобы ее понять, однако и отплачивает за это сполна.
Кстати, Братко, как и многие весьма известные музыканты, музыкой-то профессионально до поры не занимался. Родился, учился, поступил в университет изучать философию и социологию, потом работал какое-то время по специальности, а затем понял, что без музыки его жизнь совсем не та, что хотелось бы. Первым его инструментом был не аккордеон, а гармоника. По крайней мере на фестивале в Любляне в 1972 году он выступал именно на ней. Не один, конечно, в группе. Перед пятью тысячами зрителей. «Самое смешное», признается Бибич, «что тот мой первый концерт так и остался самым посещаемым за всю мою жизнь». На аккордеон Братко перешел благодаря... Баху! Очень он был увлечен им и решил, что играть на гармонике его не очень-то получится, нужен «более клавишный» инструмент. Затем было фанатичное увлечение Шостаковичем, Шeнбергом, Стравинским. Именно последний для него открыл путь в «вымышленную» музыку, которую нельзя было обозвать ни классикой, ни фолком, ни джазом в полном смысле этого слова. Она была всем и одновременно ничем.
Братко Бибич был основателем и основным композитором группы Begnagrad, легендарной югославской группы, выступавшей в 70-х (Бого Печникар, Владо Шпиндер и Игорь Мушевич) и 80-х (Бого Печникар, Нино де Глерия, Алеш Рендла, Борис Ромих). Название группы приводится как «побег в замок». Сама идея выступать с такими инструментами, как аккордеон и кларнет была в корне своем провокативна. Ведь каждому этому инструменту ум музыкального обывателя уже давно и прочно отвел свою нишу, мол, если аккордеон, то будьте любезны – играйте свою национальную музыку, а если кларнет, то вам бы лучше не вылезать из джаза, особенно старого, а еще лучше – Диксиленда. Нет, Begnagrad не отказывались от этого, более того они-то как раз и начали с того, что свели фолковую музыку с джазовыми импровизациями и энергией рок-музыки, но в своем этом пути они зашли безобразно далеко, посмеявшись над всеми стереотипами и ярлыками. Они выпустили только один полноценный альбом – Begnagrad: Konzert For A Broken Dance. Он был записан в Югославии в 1982 году и перевыпущен сначала во Франции в 1991 году, а потом в Израиле (2003). В конце 80-х он присоединился к международному проекту Nimal (Том Кора, Пиппин Барнетт, Россел и Хугенин). Они играли до 1991 года и в Европе/Канаде и записали 4 альбома.
The MadleysПосле этого он занимался в основном сольной карьерой, да попадал в различные экспериментальные проекты, среди которых можно отметить дуэт с венским аккордеонистом Отто Лехнером (с 1995 года) и группу Bratko Bibic & The Madleys, появившаяся в Любляне в 1995 году. Группа вообще начиналась как сольный проект Бибича. Он собирался что-то там записывать, потом подумал и решил, что один аккордеон – это будет очень скучно и позвал Печникара и Сегне. Так вот и появился первый состав The Madleys. Формат трио Братко очень нравится, на самом деле. И с точки зрения камерности, и с позиции удобства творческой жизни – меньше затрат на переезды, оформления и тому подобные вещи. Однако же Братко хотел большего – ритмическая составляющая должна присутствовать, иначе ни о каких танцах и речи быть не может. Опять же, тяготение к рок-культуре никуда не деть. Так что вывод был очевиден, и в июне 2000 года в группу вступили барабанщик Рендла и басист Де Глерия. То есть четверо из пятерых музыкантов Begnagrad вновь собрались вместе.
Кроме этого Братко сотрудничал с независимыми театральными труппами, группами современного танца и участвовал в различных фильмовых проектах. С кино у него вообще связана долгая история. Все началось, конечно, с написания музыки для документальных фильмов на заказ. Однако потом все это вылилось в более плотное участие в съемочном процессе и он даже работал помощником инженера по монтажу, научившись всем тонкостям этого нелегкого ремесла. Очень это ему потом пригодилось, у него даже есть собственный цикл из фильмов.
Еще одна интересная часть его биографии - в 1996 году Бибич поучаствовал в организации квинтета Accordion Tribe, вместе с такими аккордеонистами, как Гай Ключевсек, Отто Лехнер, Мария Калямени и Ларс Холмер им записи двух альбомов - Accordion Tribe (1996) and Sea of Reeds (2002).


Алексей "Smarty" Петухов, по мотивам официального сайта, август 2007



Собственно, главный номерной альбом восхитительного коллектива Begnagrad для ознакомления (не забудьте потом стереть, конечно же) я, с горем пополам и такой-то матерью выложил прямо таки вот сюда.
Tags: avant-prog, begnagrad, yugoslavia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments