?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Keith Jarrett [VII] [Jul. 31st, 2007|09:10 pm]
Alexey Petuhov
[Current Location |ecm, jarrett, moth&flame, music]

[I] [II] [III] [IV] [V] [VI] [VII]

Keith Jarrett: Мотылек и пламя
Часть VII: Джарретт в классике.


Jarrett, VIIДжарретт никогда не охладевал к классической музыке и на протяжении всех своих <джазовых> лет он написал несколько альбомов, содержащих не импровизации, а самые настоящие произведения, исполняемые с нот. Сначала вместе с Айхером Кит выпустил двойной альбом под названием In the Light, куда были включены несколько его ранних работ: фуга для клавесина, медный квинтет, струнный квартет, несколько камерных пьес, приятная композиция для акустической гитары и струнных, где сыграл Ральф Таунер, а оркестром дирижировал Джарретт. Нет, эти работы не перевернули мир музыки, да и вряд ли они заинтересуют тех, кто серьезно увлекается современной академической музыкой, однако его работы, как минимум, очень приятны на слух и, опять же, несказанно порадуют поклонников пианиста этой своей новой гранью.
Во время своих европейских приключений Кит записал альбом под названием Luminescense, содержащий расширенную сюиту для импровизационного соло на тенор-саксофоне, на котором играл Ян Гарбарек, и струнный оркестр. Чуть позже появилась еще одна подобная работа - Arbour Zena - на которой Кит уже играл лично, в числе остальных солистов.
Вообще, в середине 70-х Джарретт был очень плодовит. За два года он записал и выпустил порядка 22 полноценных пластинок, саундтрек к фильму, сыграл несколько концертов, отметился на альбоме трубача Кенни Уиллера и закончил 200-страничную партитуру для Бостонского Симфонического оркестра и Сейдзи Озава. Озава, правда, отказался от этой пьесы, так как ждал пьесу для оркестра с импровизационным джазовым исполнением, а получил полностью оркестрованную работу с расписанными партиям. Джарретт не расстроился и сам записал свое произведение с Сиракузским симфоническим оркестром.
Что касается фильма, то это была работа французского режиссера. Он написал несколько вещей, которые ей понравились и она купила день в студии, чтобы записать их. Все закончилось через пару часов, режиссер была очень довольна и ушла. Айхер и Джарретт переглянулись, сказали <эй, у нас есть пара часов свободного времени в студии, может запишем чего?>, и через четыре часа появился альбом Staircase - двойной альбом сольного импровизационного искусства.
Некоторые музыканты играют для того, чтобы продемонстрировать свою технику, чтобы показать публике <я умею вот эдак играть>. Когда же Джарретт играет классику, он делает это со всей доступной ему честностью и преданностью. Но последний раз Кит играл классический концерт, когда был подростком и желание вернуться в мир академической музыки и <классического> фортепианного исполнения внезапно стало его новой целью.
Однако Кит сам ясно осознавал, да и говорил о том, что играть классическую музыку и музыку джазовую приходится по разному. Другая техника исполнения, другой подход к композиционному построению, другой образ мышления - для того, чтобы войти в одну из комнат <джаз> или <классика> нужно обязательно закрыть дверь в другую и как можно плотнее. То есть никаких концертов, где первым актом Кит играл бы джаз, а вторым - классическую музыку. Это недопустимо и вообще попахивает безумием. Да и к тому же вряд ли получится так быстро и в корне перестроить образ мышления. В <классической музыке> нужно обдумывать каждую ноту, каждый оттенок, в джазе наоборот. И то, что для джаза хорошо, для академической музыки - смерть.
Однако Джарретт не отказывается от факта, что его классическое прошлое, да и настоящее сильно помогает (или по крайней мере влияет) на его джазовую ипостась. Многое из академической исполнительской манеры перекочевало в его джазовый арсенал, вот почему он может то, чего не могут многие джазовые пианисты. Опять же - чтобы чувствовать себя свободным, нужно изучить все, что только можно, тогда есть шанс, что ты пойдешь именно тем путем, каким хочешь, а не будешь натыкаться на стенки, ограничивающие тебя и твое исполнительское мастерство.
С другой стороны, <классическая> сторона влечет за собой несравненно большее волнение и даже страх перед сценой и выступлением. Ведь выходя в качестве джазмена Джарретт даже вообще не задумывался о том, что и тем более как он будет играть. Просто выходил, играл и получал удовольствие. Академическая музыка - это скорее вызов, соревнование, тест, если угодно. Есть определенные каноны, произведение расписано вплоть до мельчайших подробностей и каждый шаг в сторону считается ошибкой и будет караться соответствующим образом.
Было понятно, что если какой-то неизвестный выпускник консерватории провалит большой концерт в Нью-Йорке, никто этого и не заметит, но если это сделает он, то об этом раструбят по всему миру. И это его сильно смущало. Однако он начал принимать различные концертные приглашения, хотя играл там относительно неизвестную и необычную музыку. Например он играл некоторые вещи Лу Харрисона и Камерного Оркестра Сент Пола, одного из самых известных камерных оркестров в мире. Потом он даже доверил Харрисону написать для себя целый концерт, который тот и написал, а Джарретт непременно записал.
Чуть позже Джарретт сильно уплотнил свой график классическими концертами, включив в него даже необыкновенно сложные вещи, такие как Concerto Самуэля Барбера и некоторые вещи Стравинского. Он выступал с самыми лучшими музыкантами, например с Ашкенази и Кристофером Хогвудом.
Джарретт записал целых два альбома <Хорошо Темперированного Клавира Баха>: по 24 прелюдии и фуги на каждом. Только на одном альбоме он играл на фортепиано, а на другом - на клавесине. Потом он записал очень сложные Голдберг-Вариции, тоже на клавесине, а несколько лет спустя появился двойной альбом, содержащий 24 прелюдии и фуги Шостаковича.
Удивительный факт - Кит Джарретт не кривляется и не <гундит> во время своих классических выступлений. За что ему низкий поклон до земли.


Продолжение следует
linkReply