Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

Музыка, как мост между землей и небом. (3/3)

Борис Ковач.
Музыка, как мост между землей и небом.
Часть третья.


Boris Kovac 3partМожет кто-то и не заметил конца света на рубеже 20-го и 21-го веков, только не Борис Ковач. Он решил войти в новый век с новым музыкальным лицом и новым подходом к творчеству. Для этого он собрал новый коллектив - LaDaABa Orchestra (LaDaABa - это аббревиатура от La Danza Apocalypsa Balcanica) и упростил свой композиторский язык, отказавшись от сложных академических структур и форм в пользу фольклорных мелодий и ритмов танго, вальса и прочих танцев, сам же схватил в руки саксофон. Естественно, подобное изменение стилистики моментально отразилось положительным образом на известности Ковача в мире (не только камерно-авангардном) и посещаемости его концертов, ибо LaDaABa отыграли на огромном количестве фестивалей, дали тьму сольных концертов, а в 2001 году в свет появился первый альбом этого проекта - The Last Balkan Tango, который, можно смело сказать, произвел фурор. Да что там говорить, 90% людей, которые знают Ковача, знают его исключительно благодаря этим апокалиптическим танцам.
Да, именно такая тема для творчества была избрана Борисом для этого коллектива. Конкретно первый альбом представляет собой музыку... для танцевальной вечеринки последней ночи на земле. Однако звучащие на пластинке танцевальные номера вместе похожи скорее на законченную и выверенную симфоническую форму, чем на разудалый отрыв перед концом света. Никакого разврата, разгула и безумства, наоборот - горе, печаль, щемящая безысходность и необыкновенная красота, дающая в результате ужас, мурашки по коже и безотчетный страх и боль. Что-то близкое к тому, как снимает Эмир Кустурица в кинематографе. Насколько далек путь от рая до бойни? От природной идиллии до ковровых бомбардировок? От совместных межнациональных свадеб до расового геноцида? Да, в центре музыки все еще балканская национальная тематика, но тут вы не услышите того угара, что есть в музыке Бреговича, Taraf de Haiduks, Fanfare Ciocarlia, тут он практически полностью вырезан хирургическим вмешательством. Как результат - боль потери, ноющая ампутированная конечность и фраза <...let's dance in hope, love... see you in a better world> под конец. Настроение музыкального декаданса замечательно отражает пост-импрессионистская обложка альбома, на которой изображены в чуточку сюрреалистическом и безумном виде музыканты коллектива.
Два года спустя, на том же лейбле Piranha выходит и второй диск этого проекта - альбом Ballads in the end of time, также навеянный все теми же событиями, созданный в том же ключе, разве что чуточку более оптимистический за счет появившихся некоторых саркастических моментов. Однако по форме все на месте - и кабаре, и танго, и клезмер, и румба, и прочее, прочее. Кстати, стоит упомянуть о самом LaDaABa Orchestra. Это на самом деле секстет, где кроме саксофона, на котором, как уже было сказано, играет сам Ковач, присутствуют также кларнет, аккордеон, контрабас, барабаны и гитара. Иногда к коллективу присоединяется скрипач.
В принципе, эти два альбома стали своеобразным <катарсисом> Бориса Ковача на тему балканских конфликтов. То есть хоть он и продолжил творить в том же ключе, что и с LaDaABa Orchestra, но тематика, настроение его выступлений подверглись некоторым изменениям, оттепели. И именно для этого Ковач создал свой новый коллектив - La Campanella, который, по его словам стал <поворотным пунктом от боли и бед на Балканском полуострове к более оптимистичным и многообещающим началам>. Этакое путешествие в сентиментальные места. Заигрывание с ностальгией, меланхолией и утопической романтикой. Однако, несмотря на столь явные заявления о смене настроения, именно этот коллектив выпускает третий <пост-апокалиптический> альбом не с самым оптимистичным названием - World after History. Зато сама музыка действительно подтвердила заявления Бориса - оптимизма явно прибавилось. Плюс, как отметили многие, Ковач копнул чуть глубже в европейские и балканские традиции. А где ж еще искать утешение после десятилетия ужаса, как не в музыке, ее истории и традициях? Ковач буквально показывает всем, кто причастен к трагедии, мол, посмотрите, что вы уничтожили, какую красоту растоптали и залили кровью и бензином. А, впрочем, <солнце - вот ответ на все исторические дилеммы>.

Алексей Петухов, июль 2007

Дискография
  • Ritual Nova (1986, Symposion rec)

  • Ritual Nova 2 (1989, Recommended rec)

  • Profana Liturgija (1991, ADN)

  • Play on String (string quartet) (1996, More Music)

  • Anamnesis - Ecumenical Mysteries (1996, Victo)

  • The Mask (1997, Interzone/Ikarus)

  • East OFF Europe (1998, Victo)

  • The Last Balkan Tango (2001, PIRANHA)

  • Ballads at the End of Time (2003, PIRANHA)

  • World after History (2005, PIRANHA)






Конец.
Часть 1 и Часть 2.
Tags: european, kovac, kovac story, music, yugoslavia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments