?

Log in

No account? Create an account
Борис Ковач. Музыка, как мост между землей и небом. (1/3) - Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Борис Ковач. Музыка, как мост между землей и небом. (1/3) [Jul. 9th, 2007|10:42 pm]
Alexey Petuhov
[Tags|, , , , ]

Борис Ковач.
Музыка, как мост между землей и небом.
Часть первая.


Boris KovacИсторически и музыкально сложилось так, что действительно великий и многоплановый югославский композитор Борис Ковач стал самым настоящим звуковым зеркалом трагических событий в своей стране в 90-х. Межнациональный раздор в прошлом дружной державы, бомбежки, смерть, насилие и, в конце концов распад, все это точно отражено в том музыкальном следе, что оставил за собой Ковач. Хотя, конечно же, музыка его интересна не только, да и не столько, чего уж скрывать, своей гео-политической принадлежностью, да и сам Борис где только не жил и музыку каких стран только не впитал за свои более чем полусотню лет. Что там говорить, он даже родился не только в одном из самых уникальный с точки зрения смешения европейских культур месте - городе Нови-Саде, что в Воеводине, он даже по национальности наполовину серб, наполовину венгр.
Родившись в 1954 году в одной из самых бурлящих стран Европы, он оказался в водовороте струй всех скопившихся там музыкальных интересов и наследий. Оставалось только не отталкивать все это этническое благоухание, и просто впитать в себя, что он, собственно, и сделал. Это потом, гораздо позже, люди в Югославии решили, что они сильно отличаются друг от друга по своей национальности и жить друг с другом больше не имеют сил, тогда же все было относительно мирно, близость к Западной Европе и ее загнивающим культурным багажом значительно отравляла жизнь молодежи, и, вскоре, Kovac saxКовач оказался в цепких лапах коварно пробравшихся из-за железного занавеса щупалец таких групп, как Jethro Tull, Van Der Graaf Generator и прочих представителей не самых социалистически настроенных европейских стран. Любовь к арт-року постепенно переросла к теплым чувствам относительно фьюжна, а там Ковач открыл для себя целый пласт европейского джаза ECM. Пожалуй, именно этот пункт и стал поворотным, если не стартовым, в музыкальной карьере Бориса. Больно уж ему понравилась идея синтеза камерных форм сложной современной академической музыки и импровизационного подхода джаза на основе мелодических структур этнической музыки. А кто, как не выходец из Воеводины мог бы заняться подобным синтезом?
По образованию, Борис Ковач - музыкальный самоучка. Учился он на самом деле философском факультете, однако посвятил свою жизнь философии музыкальной. Этот опыт сильно, кстати, отразился на творческом подходе Ковача в целом. Он не рассматривает себя как обычного композитора или музыканта - он в первую голову философ, который избрал своими выразительными средствами не перо и бумагу, а ноты и музыкальные инструменты. В этом, кстати, еще одна его отличительная черта - он соединил в себе композитора и исполнителя, нивелируя ту границу, проведенную между отдельно взятым автором и музыкантом. Да и на чем играть - тут тоже вступает в игру многогранность таланта Ковача - ему все равно на чем играть, он мультиинстрменталист, который умело играет на всем - от барабанов до альт-саксофона. И этот момент замечательно характеризует Ковача-композитора. То есть обычно, если музыку начинают писать музыканты, то в этом случае зачастую совершенно очевидна их тяга к своему, родному инструменту, однако Борису все равно - для него все едины, поэтому он избавлен от каких бы то ни было субъективных <инструментальных> пристрастий.
Ritual Nova I&IIНачалось все еще в 70-х, когда Ковач основал свою первую группу - Meta Sekcija, сконцентрировав свое внимание на сопряжении европейского джаза образца ECM и этнических настроений. Это формирование с нерегулярной периодичностью давало концерты и даже набрало материала на альбом, который так и не появился. Однако, первой основной ступенью в большую творческую жизнь для Ковача стал коллектив Ritual Nova, образованный вместе с пианистом Стефаном Тикмайером в 1982 году. К 1986 году они записали под Нови Садом, в городке Буковац, свою первую работу, которая так и называется Ritual Nova I, в то время как вторая вариация (Ritual Nova II) вышла три года спустя, в 1989 году, на лейбле Криса Катлера ReR в Лондоне. Рискну предположить, что эта работа является одним из самых интересных опытов по околофолковому синтезу во второй половине 80-х. Как уже было сказано, музыка Ritual Nova была невероятно полистилична и опирается на трех китов - джазовую импровизацию, этническую мелодику и академическую форму. Это было обусловлено не только тем, что Ковач таким образом пытался соединить наиболее приоритетные на его взгляд достижения разных музыкальных слоев и сфер, но и пристрастиями самих музыкантов, некоторые из которых чтили себя сторонниками импровизационного подхода, тогда как остальные старались придерживаться импровизации в другом ключе - традициях балканских народных танцев и песен. И все это было облечено в весьма сложную форму, близкую к достижениям сериализма и где-то даже приближаясь к "формализму" Шенберга. Так что по сути эти два первых альбома Бориса были, так сказать, диалогом между композиторскими формами и этническими терминами. Кстати, Ковач использовал традиции не только близлежащих стран - Сербии, Румынии, Венгрии, которые были близки ему и по крови, но вот Three Metaphysical Themes с первого альбома создана под впечатлением культурных идей, пришедших с Урала. Кроме того, русские мотивы можно с легкостью услышать в Noon At Ural, как это очевидно из названия. Вообще, Ковач был в России - прожил тут год в середине 70-х с отцом, который работал послом в Москве. Так что определенное представление о нашей стране он имеет. Впрочем, в использовании фольклора разных стран Ковач старался показать не разность в музыкальном наследии, а как раз наоборот - общие корни, музыкальные идеи, так что если кто-то не сможет предельно точно вычислить какой же стране принадлежит та или иная мелодия, это нормально, Борис будет этому только рад.

Алексей Петухов, июль 2007



Продолжение следует
linkReply

Comments:
[User Picture]From: newcenturyman
2007-07-10 10:12 am (UTC)
О, спасибо большое.
Ждём продолжения! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hudzon
2007-07-12 03:18 pm (UTC)
Наконец-то, внятный материал про Ковача на русском. Спасибо Вам огромное.
(Reply) (Thread)