Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

Etron Fou Leloublan: французский дада-рок

Etron Fou Leloublan

В конце 1971 года, в Гренобле, клавишник Жан-Батист Мулю [Jean-Baptiste Moulu] и барабанщик Гигу Шеневье, тогда еще студенты, сколотили свой первый дуэт. Вскоре к ним присоединился некий басист Мори (Morey) и саксофонист Крис Шане (Chris Chanet). Однако вскоре Мори и Мулю группу покидают, один ради того, чтобы получить образование, а другой укатил в дебри Амазонки. Шеневье и Шане это не остановило и под названиями Grace-Molle, Grosse-Malle, Grasse-Mole, а также Graisse-Mouelle они выступали некоторое время в качестве дуэта. В 1973 году группа начала поиски пианиста, однако нашла... басиста, коим оказался Фердинан Ришар [Ferdinand Richard], так появилась группа Etron Fou (дополнение Leloublan появилось несколько позже). Первый концерт группы состоялся в Гренобле 27 декабря 1973 года, на разогреве группы Magma. Редкие выступления не могли обеспечить музыкантов должным образом, поэтому было решено организовать настоящую музыкальную коммуну в местечке Ардеш, для того, чтобы совмещать занятия сельским хозяйством, которое должно было их кормить, и музыкальным творчеством. Таким вот образом группа и проводила большую часть времени в период 1974-75 годов, распахивая землю, сея и играя на сцене. А в 1975 году, в рамках одного фестиваля в Гренобле, состоялась их первая встреча с Фредом Фритом.
На следующий год состоялась еще одна важная встреча. Все еще находясь в Ардеш, Etron Fou подружились с группой Camizole, ставшими их единомышленниками и соратниками. Вместе они образовали союз Dupon et ses fantomes, в который потом влились также такие группы, как Mozaik, Grand Gouia, Au Fond du couloir a Gauche, Herbe Rouge и Nouvel Asile Culturel. Этот союз стал своего рода французской предтечей движения Rock In Opposition, которое и прорубило для них окно в Европу.
За это время группа получила свое полное название Etron Fou Leloublan и нашла источники своего вдохновения в музыке Captain Beefheart, Henry Cow и Альберта Маркёра. Правда, Крис Шане объявил о том, что он хочет покинуть группу. Это произошло как раз в то время, когда Etron Fou Leloublan решили увековечить свою музыку посредством записи альбома в Париже в ноябре 1976 года, однако в записи он все же поучаствовал. Получившаяся пластинка Batelages была записана относительно быстро, за 3 недели, так как музыканты записали те композиции, которые играли на протяжении многих лет. Например сольный барабанный номер Гигу Шеневье под названием «Sololo Brigida» был впервые исполнен на том памятном первом концерте в 1973 году. Как только не называли этот стилистический поиск группы в то время: и «дада-рок», и панк, и «альтернативный джаз-рок», «безумный французский шансон», «разнузданный инструментал». Альбом был опубликован в том же году на лейбле Gratte-Ciel.
Крис Шане ушел в коллектив Camizole, а потом в Urban Sax. В Etron Fou Leloublan его заменил саксофонист Франсис Гран, игравший до этого в группе Grand Gouia. Уже с ним EFL выступили на фестивале Fete de l'Humanité, равно как и на нескольких других, таких, как Politique Hebdo, Fête du P.S.U., Chapiteau de la Porte de Pantin, Festival Bas-Rock и другие. В то же время музыканты познакомились со своими английскими коллегами по авангардному року – группой Henry Cow (там тогда были Фред Фрит, Крис Катлер, Том Ходкинсон, Линдси Купер, Джон Гривз и Дагмар Краузе). Вместе с Henry Cow французы совершили турне по Англии и Италии в 1977 году.
Второй альбом Etron Fou Leloublan, который называется Les Trois Fou’s perdégagnent (Au pays des…) был записан в ноябре 1977 года в Тулузе. Он немного сдал в отношении «панковой» составляющей музыки, и добавил определенной грации и изящества, особенно в плане электро-гитары Жана-Пьера Грассе (Jean-Pierre Grasset), приглашенного на запись этого альбома, а также саксофона Франсиса Грана, то отвязного и резкого, то протяжного, в духе Жильбера Артмана (Gilbert Artman) из групп Urban Sax и Lard Free. В то же время новый вокалист/гость Мишель Грезе (Michel Grèzes) с театрализацией гротескных текстов не позволил пропасть тому дадаистскому творческому задору, который застолбили за собой EFL на своем дебютном альбоме. Достаточно хороший второй альбом группы нашел свое место среди записей адептов французского экспериментального рока – групп Heldon, Lard Free, Urban Sax и подобных. Сведенный на студии Tapioca в 1978 году, он появился на свет, благодаря усилиям лейбла 9h17 Productions, который появился на свет как раз благодаря функционированию организации Dupon et ses fantomes. Кстати, этот же лейбл примерно в то время занимался выпуском книг и брошюр Доминика Гримо.
В 1978 году группы Henry Cow, Etron Fou Leloublan, Univers Zero, Samla Mammas Manna и Stormy Six решают объединить свои усилия, собравшись в одно движение под названием "Рок в Оппозиции" (Rock In Opposition (R.I.O.)), организации, предназначенной, для облегчения издания музыки, проведения рекламных акций и организации концертов вышеуказанных групп и им сочувствующих. Первым актом их деятельности стал фестиваль в Лондоне, проведенный 12 марта 1978 года, в котором все эти пять групп и приняли участие. По всеобщему согласию, Крис Катлер был пожизненно назначен главным руководителем всего Движения. С 1978 по 1981 года Гигу Шеневье также принимал активное участие во всем этом процессе. За это время Движение провели несколько фестивалей подобного рода по всей Европе. Благодаря этому EFL побывали в Швеции и Италии. Сам же Шеневье принял участие в турне вместе с бельгийской группой Марка Холландера и Венсана Кени.
Летом 1979 года Фердинан Ришар отправился в Нью-Йорк с целью организовать гастроли Etron Fou Leloublan в США. После кропотливых переговоров, в которых ему помог Фред Фрит, занимающий весьма авторитетное положение в музыкальной среде Нью-Йорка, договоренность была достигнута. Однако по возвращению его ждал неприятный сюрприз, примерно за три недели до старта большого турне, саксофонист Жерар Боле, бывший в группе уже примерно год, решает покинуть коллектив, чтобы заняться сольной карьерой. Группа осталась в составе трио – Гигу Шеневье, Фердинан Ришар и Бернар Матье. Именно в таком составе Etron Fou Leloublan отправились в Штаты, где 5 ноября 1979 года, в Бостоне, на разогреве у группы National Health, состоялся их заокеанский дебют. Во время гастролей был записан концертный альбом En public aux Etats-Unis d’Amérique, в основном по мотивам выступлений в нью-йоркском клубе Squat Club и на сцене одного хартфордского колледжа. Группа продолжала вальсировать меж различных стилистических ярлыков (пост-фри-джаз, пост-панк, арт-рок, грубый шансон), на концертах исполняя в основном музыку с дебютного альбома, только в версии для усеченного состава. Американская пресса однозначно испугалась французского рока!
Затем Гигу Шеневье начал множить свои музыкальные знакомства. Он сотрудничал с гитаристом Сирилом Лефебром [Cyril Lefebvre] из Ensemble Moderne. Он принял участие в записи трех альбомов группы Vidéo-Aventures (группа, где играли бывшие музыканты коллектива Comizole Доминик Гримо (Dominique Grimaud) и Моник Альба), а также альбома Фреда Фрита Speechless (1981). Фред Фрит же и помог с дистрибьюцией за пределами Франции нового, третьего студийного альбома Etron Fou Leloublan, записанного в ноябре 1981 года под названием Les Poumons Gonflés. Тем временем сама группа превратилась в квартет после того, как к ним пришла Жо Тирьон (Jo Thirion), игравшая на пианино, органе и трубе, которая расширила звуковую палитру группы не только за счет перечисленных инструментов, но и женского вокала.
На следующий год в группе сменился саксофонист – вместо Бернара Матье пришел Бруно Мейе (Bruno Meillier) и уже вместе с ним Etron Fou Lelouban записывают в августе 1983 года новый альбом Le Sillons de la terre, где музыканты не стали выдумывать ничего особо нового и вновь сыграли смесь фри-джаза, рока, панка, нью-вейва и всего остального, с обязательным использованием театра абсурда. Этот альбом, без сомнения, довел мастерство и музыкальный подход группы до совершенства.
В 1984 году Бруно Мейе и Фердинан Ришар основали дуэт Bruniferd, тогда как Гигу Шеневье присоединился к трио Les Batteries вместе с Чарльзом Хэйвордом (из группы This Heat) и Риком Брауном. А в 1985 году урезанный состав Etron Fou Leloublan (Шеневье/ Тирьон/ Ришар) записывает в Женеве альбом Face Aux Elements Déchaînés. Шестой (пятый студийный) диск также был спродюсирован Фредом Фритом и стал последним в истории Etron Fou. Альбом был записан, как видно из состава, без саксофониста, однако несколько саксофонных партий там можно все-таки и услышать – это играет сам Шеневье, немного подучившись, и играет довольно-таки неплохо. Однако же основной акцент, конечно, сделан на трио барабаны-бас-орган с редким вкраплением театрального вокала. Больше же всего в звуке преобладает звук органа Жо Тирьон. Правда, все-таки видно, что это усеченная (если не сказать сокращенная) версия группы. К тому же это, можно сказать, самый доступный альбом группы.
После распада, группа Etron Fou Leloublan собиралась еще несколько раз. В августе 1985 года – этот концерт можно услышат на переизданном лейблом Musea в 1997 году альбоме La Java des bombes atomiques и июле 1986-го – о чем свидетельствует другая пластинка – Blanc.
В 1991 году был выпущен бокс-сет из трех компакт-дисков, который называется 43 Songs. Весьма удобная вещь в том отношении, что сюда уместились все 5 студийных номерных альбомов группы Etron Fou Leloublan.
Сам же Гигу Шеневье, после распада группы, продолжал свои эксперименты в рамках коллектива Les Batteries, а в 1993 году основал новую группу – Volapuk. Фердинан Ришар продолжал свою деятельность в коллективе Fredinand et les Philosophes, хотя больше он знаменит тем, что основал марсельское общество Ассоциация Музыкального Новаторства, которое занималось в том числе и организацией фестиваля MIMI, который прошел в 1994 году. Бруно Мейе начал сольную карьеру, принимал участие в жизни различных формирований (Bruniferd, Zero Pop, Best Before trio, Ni Trêve, Ni Relâche), а также играл с самыми различными музыкантами (Пьер Бастен, Ноэль Акшоте, Кристьян Ролле, Доминик Режеф, Джим О'Рурк, Рене Луссье, Сачико и другие).

(с) Neospheres, 2001-2007
(c) Перевод с французского, Алексей «Smarty» Петухов, май 2007
Tags: etron fou, france, music, rio
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments