Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Stan D'Art

Stan D'Art

Среди музыкального многообразия околоджазовой музыки Польши хочется выделить одну очень неординарную и интересную, на мой вкус, группу под названием Stan D'Art, не самую известную из всех польских коллективов, чего уж там, но уж по оригинальности и качеству мало кому уступающую среди не только соотечественников. Малую известность за рубежом, тем более у нас (что достаточно странно, обычно в Советском Союзе за творчеством талантливых товарищей по Варшавскому Договору следили весьма внимательно, ибо были какие-никакие, но возможности) можно объяснить разве что сложным материалом, который исполнял коллектив. Да, группа Stan D'Art играла авангардный рок, в меру "завернутый", но без излишнего сваливания в безумство атональности; импровизационный, но с явно прослеживающейся четкой структурой. Если честно, то и аналогов западных коллективов в голову особо не приходит. Разве что группа Boud Deun, но и это спорно. Поляки умудрились создать свой собственный взгляд на мир авангардного рока, замешанного на джазе.
Кстати, о джазе, как это ни банально, но Stan D'Art в своей стране проходили, конечно, по статье "джазовая музыка", хотя любой здравомыслящий человек, послушав их единственный альбом Undergrajdol, выпущенный в 1987 году, поймет, что от традиционного понимания джазовой музыки, тут остались только рожки да ножки. Фанковая составляющая в ритм-секции, которая наиболее хорошо чувствуется в первых двух треках, и характерное тяготение скорее в сторону густого фьюжна (а если кто-то услышит тут оттенки zeuhl, то он будет не одинок в своих галлюцинациях). Однако в партиях двух скрипок можно услышать не очень характерные для стандартного фьюжна атональные, а порой и вовсе дикие истеричные нотки. Очень много материала, кстати, построено на принципе гармолодики. Интересно, что различные "боевики", вроде Drygulec, мирно уживаются с миросозерцательными пролонгированными треками, вроде Dzien Nastepny.
Однако, как показывает история, именно джазовые награды и признание ожидали группу с самого его появления в 1983 году. У ее истоков стоял виртуозный гитарист и вообще, гордость польской авангардной джазовой гитары - Andrzej Chochol, который вместе со скрипачом по имени Dariusz Galon и поработал над тем, чтобы уже через пару лет выиграть первый приз на конкурсе современных джазовых ансамблей. Вообще, группа очень много гастролировала, правда, не игнорируя и радио выступления. Эти радио-сессии и были единственным (до 1987 года) оставить в память о себе что-то материальное, в виде записи. И ведь было ради чего стараться - группу любили буквально все, от критиков и коллег, до преданных слушателей, которые с завидным постоянством с 1985 по 1987 год называли группу лучшим джазовым коллективом (по версии журнала Jazz Forum), а музыкантов - лучшими по отдельным номинациям.
Так получилось, что запись и выход, насколько я знаю, единственной работы в 1987 году на польской студии Polskie Nagrania, совпал с ослаблением жизнедеятельности самой группы. Нет, о распаде речи никакой нет, просто лидеры стали принимать участие в других проектах. По началу это был дуэт, потом они заиграли в группе Shuttle, а затем и вовсе стали играть практически со всеми известными и не очень польскими музыкантами, уже не имевшими никакого отношения к группе Stan D'Art. Так что к 1990 году предпочтения отдавались больше джазовым сферам музыки, будь то фри-джаз или фьюжн в группе Violin Meerting. Потом Andrzej решил удариться в сольное творчество и выступления группы стали проходить все реже и реже, однако нельзя сказать, что группа закончила свое существование. По крайней мере, нет-нет, но редкая информация долетает до нас. Увы, последняя из них датирована 1996 годом, когда они выиграли еще один конкурс современных джазовых групп во Вроцлаве.

Алексей "Smarty" Петухов, май 2007
Tags: get closer, music, poland, stan d'art
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments