Киммо Похьонен
Когда Похьонен чуточку подрос, он стал принимать участие в концертах различных поп и рок-групп, вроде Toni Rossi And Sinitaiva или Ottopasuuna, но даже тогда основным стремлением Киммо были собственные выступления с импровизационной музыкой.
На самом деле к импровизации Похьонен пришел совершенно случайно и не от хорошей жизни. Все его детство и юность прошли в написанных сочинениях: в клубе это были народные мелодии, позже, в консерватории, где обучался Киммо, он столкнулся и вовсе с классическими произведениями, но исполнять все это у него получалось из рук вон плохо. Киммо уже даже не то чтобы занервничал – запаниковал, однако, однажды он увидел концерт в Хельсинки, в Академии Сибелиуса – и понял, что у него не только есть шанс в музыке, но все это ему еще и нравится. «Именно так я и буду играть», решил он и поступил в Академию, на отделение фолковой музыки, которым тогда заведовал Хайки Лайтинен, основным принципом которого была тотальная импровизация – никакого композиторства и никаких границ. Это было весьма оригинально и неожиданно после классического образования, где все время только тем и занимались, что учили играть «так как надо». На самом деле от вбитых за долгие годы принципов академического образования избавиться получилось не сразу. В голове уже стояло много барьеров и границ, которые пришлось ломать. Вскоре он уже вступил в трио с Лайтиненом и Рейа Кела, которое играло импровизации на тему танцевальной фольклорной музыки.
Аланко Саатио, несмотря на то, что долгое время носил звание Главного Рокера Финляндии, знал толк в нестандартных для рока инструментах, так как сам в юности играл в симфоническом оркестре на виолончели, так что хоть Киммо и приходилось исполнять там чужую музыку, что в последствии делал он не так часто, о тех годах он вспоминает с удовольствием – лидер группы предоставлял много возможностей и свободы для каждого музыканта, так что простор для формирования творческой личности у Похьонена был самый что ни на есть широкий. С группой Саатио Киммо записал три альбома, на которых можно услышать не только фолковые традиции Финляндии, но и интонации восточной музыки, а также мелодии, собранные чуть ли не со всего мира. В том же проекте, кстати, принял участие и барабанщик группы Varttina.
Понятно, что формально главой группы был Саатио, но музыку писали все. Точнее, проводились двухнедельные студийные сессии, по результатом которых оказывалось, что у коллектива полно отличных композиций, которые стоит выпустить на продажу. Исмо написал стихи к некоторым вещам. Но в целом это была практически чистая импровизация, без всяких домашних заготовок, совершенно в том духе, в котором позже стал работать Киммо сольно.
Однако даже такой свободный образ общения со своим инструментом не уберег Киммо от распространенной болезни – однажды он просто устал играть на аккордеоне, не мог получать прежние эмоции от игры на нем. Так он увлекся некоторыми видами этнических вариантов полу-перкуссионных полу-клавишных инструментов. Он познакомился с одним музыкантом из Африки, который и обучил его играть на них. Позже Киммо совершил даже поездку в Танзанию, где взял несколько уроков. А затем вернулась и страсть к аккордеону.
Еще одним проектом подобного уровня стал Manipulator, проведенный в здании музея Киазма в Хельсинки в 2002 году. В этом аудиовизуальном экстравагантном перформансе ему помогали Аки Сузуки и Марита Льюлия.
Но главным достижением Похьонена является его сольное творчество. В 1998 году Киммо записал свой первый сольный альбом Kielo, привлекший пристальное внимание к нему как внутри страны, так и за рубежом. Название альбома в полной мере описывает музыку и концерты Киммо. Как известно, ландыш (а именно так переводится на русский kielo) цветок не только красивый, но и ядовитый. Такова и музыка Киммо – прекрасная, но слушая ее ей обязательно заразишься, хочется того или нет.
Известность и маститость Киммо в глазах как общественности, так и соратников по музыкальному цеху растет прямо на глазах. В новом тысячелетии он уже выступает вместе с самым известным струнным квартетом мира – Kronos Quartet и двумя музыкантами из группы King Crimson – Треем Ганном и Пэтом Мастеллото. Последний проект назывался KTU, то есть Kluster + TU, как зовут себя Трей и Пэт.
Естественно, Киммо знаком и с Ларсом Хольмером, еще одним величайшим кудесником аккордеона (среди прочих своих заслуг) Северной Европы. Познакомились они в Академии Сибелиуса и, в скором времени, сколотили проект The Accordion Tribe, посвященный конкретно аккордеону, собрав там ряд удивительных исполнителей. Так что, если правило «скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты» все-таки работает, то о Похьонене можно сказать много приятных и добрых слов. Хотя, конечно, это можно сделать и безотносительно к его совместным проектам - Киммо сделал все возможное, чтобы его музыка не поддавалась никаким попыткам классификации. Это не рок, несмотря на всю ярость и динамику, это не электронная музыка, хотя эксперименты вытворяет со звуком Похьонен так, что мало не покажется, это не джаз, хотя ни одна нота, исполненная Киммо не была написана заранее, это даже не фолк, хотя он и лежит в основе становления Киммо, как музыканта. Это то, как видит, слышит и чувствует музыку отдельно взятый финский гений. И делает это он просто превосходно.
(с) Алексей «Smarty» Петухов, март 2007