Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Ozrics: Part 1

Жуткие истории про самых быстрых космонавтов рок-музыки - Ozric Tentacles. Будет пять штук.

Щупальца из Космоса

(История группы Ozric Tentacles)

Часть Первая: Вторжение Похитителей Тел


OzricsКак только ни стараются классифицировать эту группу музыкальные журналисты всего мира. И продолжатели славных традиций космических одиссей некоторых кантерберийских коллективов (из-за очень схожей со Стивом Хилледжом гитарной манеры Эда Винна), и наследники группы Grateful Dead (из-за необыкновенного удельного веса психоделии в музыке), впрочем, безрезультатно, прогрессив-рокеры для рейвов. Да, самый большой плюс их музыки – это то, что она открыта для всех. Разбираться тут не в чем, нету никаких сложных концепций, особых музыкальных построений, сложностью структур которых можно восхищаться. Только тотальный грув, пульс, ритм и безбрежный океан, нет, космос, энергетики, которая тебя или поглощает или ты просто не в резонансе с вибрациями группы. «Я уверен, что многие люди неправильно нас понимают. Вероятно, все потому, что мы сделали то, что сделали не говоря людям о том, что все это значит. Никаких мессэджей и прочего. И мы удивлены, насколько популярна стала наша музыка. Да, кстати, мы пишем альбомы не потому, что мы чувствуем, что мы должны это делать, ничто нас не подталкивает к этому, нам просто нравится сам процесс. Мы наслаждаемся им», говорит Эд Винн.
Музыканты открещиваются от всех ярлыков, впрочем не так уж серьезно, в силу собственной несерьезности. «Мы просто фестивальная группа, есть такой жанр, знаете ли – играть концертную джэмовую музыку».
В их заявлении, хоть и мало информативности относительно какую же стилистику они предпочитают, но много правды, по крайней мере исторической. Не секрет, что первые пластинки группы, точнее, конечно же, кассеты, представляли собой именно компиляции лучших концертных выступлений за последние пару лет, да и появился коллектив именно как фестивальная группа, на фестивале и ради фестивалей. Речь идет о знаменитом Салисбери, когда в 1982 году, буквально возле костра и сформировался костяк будущей группы Ozric Tentacles. Название это появилось не сразу, сначала коллектив несколько месяцев существовала под именем The Bolshem People, потом была вообще череда не менее оригинальных названий, вроде Desmond Whisps или Malcolm Segments. Музыканты особо не задумывались о том, как им себя назвать, даже уже на следующий год, когда они выступали на фестивале в Стоунхендж четкого имени у них не было, да и состав, если честно, был весьма шатким. Но все вращалось возле одной группы людей. Это Эд Винн [Ed Wynne, гитарист], его братец Роли Винн [Roly Wynne, басист], Ник Ван Гельдер, по прозвищу Тиг [Nick 'Tig' Van Gelder, барабанщик. Кстати, будущий участник группы Jamiroquai], Гэвин Гриффитс [Gavin Griffiths, гитарист] и Джоуи Хинтон, по прозванию ‘Озруникулятор’ [Joie 'Ozrooniculator' Hinton, клавишник].
Костяк звука группы составляли с самого начала космическая гитара Эда Винна, сильно напоминающая уводящие куда-то на другой конец галактики гитарные траектории Стива Хилледжа, правда, немного расслабленные серфом Западного Побережья; бурлящий, гулкий, очень толстый бас, иногда ускоряющийся до скорости разъяренного носорога, а иногда жмурящийся на солнце в ритме даба, а также всевозможные земные и неземные звуковые эффекты и обволакивающие синтезаторные звуки. В том же, 1983 году, в группу приходит еще один клавишник – Том Брукс [Tom Brookes], а группа денно и нощно выступает. Если есть фестиваль, то на фестивале, нету – клубы Лондона. Особенно предпочтение оказывалось клубу Crypt в Депфорде, рядом с церковью Святого Павла. Дело в том, что им управлял бывший полицейский Энди Мур [Andy Moor], который, несмотря на свое столь грозное и общественно-порядочное прошлое был весьма демократических устоев. Пиво в его заведении стоило достаточно дешево, да и музыкальный облик клуба он старался поддерживать психоделический, соответственно и обстановка там была подобающая. Поговаривали, что там можно было купить препараты весьма сомнительной легальности, но чрезвычайной психоделичности.
Кстати, именно в этом клубе музыканты завербовали своего перкуссиониста – Пола Ханкина [Paul Hankin] Но, прежде чем начать рассказ непосредственно о творческой и до завидного плодовитой и удачно жизни группы Ozric Tentacles, стоит упомянуть в нескольких словах, кто же были эти самый главные музыканты группы. Эд Винн – родился в 1960 году, пытает трепетный музыкальные чувства к музыке Стива Хилледжа и превосходной немецкой группе Kraan (до того он ее любит, что называет посещение их концерта одним из самых великих событий в его жизни, наравне с поездкой в Египет и лицезрением там пирамид), может часами поддерживать разговор о группе Hawkwind, теоретически готов полюбить группу Can, если они поправят свой звук и возьмут более интересного гитариста, мечтает писать музыку к космическим кинофильмам. Джоуи Хинтон немного постарше Эда – на 5 лет, если быть точным. Обожает футбол. Самая большая мечта его – захватить Эда на футбольный матч. Но ждет он исполнение этой своей мечты очень давно и с огромными опасениями. Вообще, музыканты группы Ozric Tentacles все очень веселые ребята, за словом в карман не лезут и практически каждое их интервью превращается в какую-то клоунаду. Может поэтому, может еще почему, но более точно выяснить их жизнь до группы не удается. «Вокруг нас витает этакая аура мистицизма. Отчасти потому, что мы не поем, а отчасти потому, что никто не знает, откуда мы пришли», так объясняется Эд Винн
Так или иначе, но в 1984 году группу покидает гитарист Гевин Гриффитс, который создает собственную группу The Ullulators. Вообще, в Ozrics числилось столько народу, что в пору было создавать парочку групп вместо одной, да и перемещения музыкантов из коллектива в коллектив породили целую науку изучения сайд-проектов группы Ozric Tentacles. Да, история группы не насчитывала и пяти лет, а появились уже сторонние коллективы, непосредственно связанные с группой. Группа The Ullulators – один из подобных коллективов. Стилистически они, говорят, не сильно отличались от Ozric, разве что были более прямолинейными, но следовали по тому же пути, в музыке было еще больше даба и рэгги, а также африканских мотивов. В скором времени этой группе начал помогать и Джоуи Хинтон. Группа просуществовала до 1991 года, выпустила три кассеты и одну пластинку.
Ранние годы чудесныеРаз уж пошел разговор о сайд-проектах, стоит упомянуть также и ирландский коллектив The Oroonies, в котором начинал свою карьеру Хинтон. Там состав менялся с еще более головокружительной скоростью и говорить особо тут не о чем. Разве что эта группа отделалась парочкой пластинок и несколькими кассетами. Стилистически они примерно в той же стезе – этнические звуки, ритмы рэгги и прочие странности.
Понятно, что жизнь группы The Ullulators была тесно завязана с Ozric Tentacles. Они даже попали как-то на одну кассетную компиляцию инструментальных импровизационных композиций - Too Much Gristle In The Blancmange.
Что же касается записей самих Ozrics, то тут все предельно запутано, так как они, в отличие от всяких псевдо-инди коллективов, которые тайком держали под подушкой жирные контракты с огромными корпорациями, были воистину независимы - они рассылали свои первые альбомы по почте. А так как, альбомы расходились на кассетах и эти кассеты музыканты компилировали самым разным образом, то точно классифицировать раннее творчество не получится ни у кого.
В любом случае, первым значимым изданием коллектива, которое отображено в официальной дискографии коллектива как первый пункт – это альбом Erpsongs, который представляет собой сборник вещей 84-85 годов. С самого начала Озрики показали всем, насколько смело они поступают – в то время как музыкальный мир давно отвернулся от подобной музыки – спейс-фьюжна – они решают заняться именно подобной стилистикой. Без всякой поддержки со стороны каких либо музыкальных рекорд-издательств. Да, сведено все еще очень посредственно. Да, страдает качество звука. Но определить куда же выведет кривая этих смелых и веселых безудержных парней очень просто. А вообще, многие жалуются, а многие очень довольны тем фактом, что Озрики играли практически в одной и той же поре, разве что неощутимо на слух эволюционируя от альбома к альбому относительно звуковых спецэффектов. Все справедливо, но от этого музыка, которую с жаром выдавали британские рок-космонавты хуже ни капельки не становится.
Кстати, о названии группы, если с Tentacles все понятно – это щупальца, то Ozric, по мнению музыкантов, означает не много, ни мало – космическую силу вселенной. Вот так.

продолжение следует.
Tags: jam-bands, music, ozrics, space-fusion, space-rock
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments