Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Интервью для Jazz Times (часть 2я из 3х)

А пока воистину независимые музыканты упорно противостоят всем этим невзгодам и в некотором смысле продолжают преуспевать.

Да всегда будут независимые музыканты, те психи, которые будут говорить «Это все неправильно, я сделаю все по своему». Всегда будет экспериментальная музыка. И всегда будут люди, которые будут ее слушать. Но мир-то они не захватят, понимаешь? Может быть, когда мне было 22, я считал, что мы завоюем весь мир с «правильной» музыкой. Теперь-то мне 46 лет и есть куда оглянуться назад и сказать: «посмотри на историю». Посмотри на все эти тысячелетия, как все было, и как людьми всегда манипулировала жадность нашего общества.

Где Вы видите себя в этом положении вещей?
Я смотрю на мир и вижу хаос. И это типа формула того, как быть аутсайдером, человеком вне. А ты не хочешь быть аутсайдером, хочешь принадлежать миру и вот ты загружен всеми человеческими пороками. Тебе нужно дружеское общение; еда и питье; неплохое место, где можно поспать; ты хочешь быть понятым, даже если ты делаешь нечто сложное; хочешь, чтобы твою работу ценили; хочешь, чтобы тебя любили. Все это грузом наваливается на нас. Но мы делаем то, что выглядит немного пугающим для большинства людей. Это бросает вызов их взглядам на то, как устроен мир. Многие люди думают, что мир – это прекрасно обустроенное и упорядоченное место и они любят его. Но если кто-то посмотрит на мир извне: «Эй, да это же хаос. Вообще ничего не понятно тут». И он старается рассказать правду. Он просто вынужден рассказать правду. Он просто не может не рассказать правду в силу чувства ответственности.

Но Вы при всем этом неплохо-то живете?

Я не совсем недоволен тем, кто я сейчас и тем, что творится на музыкальной сцене. Я думаю, что это необыкновенно восхитительное время для настоящей музыки. Мне кажется, происходит очень много чего. И я вижу, что уже практически выросло целое поколение на том, что делаю я или подобные мне. И это очень здорово. Это означает, что мы никогда не умрем. В смысле – смерть невозможна, если дух передается дальше. Правда - она всегда где-то рядом, но ее нельзя запихнуть людям в глотку. Они должны быть готовы увидеть ее. И, знаете ли, здесь есть машина, и есть мы. Я не думаю, что я когда-либо изменюсь. Я чувствую, что гораздо проще держать свою голову свободной от всех этих жадных мыслей, если не работать с большими корпорациями. Когда я работал с Nonesuch некоторый короткий промежуток времени, меня беспокоили всякие дурные мысли, вроде «А почему это у Билла Фризелла гораздо больший бюджет, чем у меня?». Что-то вроде того. Я даже чувствовал, как жадность пожирает меня изнутри, как рак. И лично для меня с этим жить очень сложно. Может быть Уинтон Марсалис может; может быть Билл Ласвелл может. Знаете ли, Билл может сидеть и слушать этих ублюдков, а потом взять и обдурить всех. Но я так не могу, у меня живот сводит аж как не могу. Лучше я буду независимый совсем. Лучше я сам буду делать все так, как я это понимаю. Мне вот интересно, что бы сделал Уинтон, открой он собственную контору и начни делать все так, как он хочет. Было бы, я думаю, просто отлично, если бы он держал ответ за то, что он делает и не слушал ни чьи попытки промыть мозги. Он держал бы ответ только перед самим собой. Вот это бы я хотел увидеть больше всего. Побольше бы людей, которые могли бы сами делать то, что они хотят, по собственной инициативе и без помощи этих жадных ублюдков. Потому что, сам знаешь, деньги – есть деньги. А это – грязные деньги. Что-то в них есть по-настоящему злое.

Термин «джаз» все еще имеет силу?

Термин «джаз» сам по себе весьма бессмысленен, как мне кажется. Музыкант не думает в этих рамках. Я знаю, что такое джазовая музыка. Я учил ее. Я люблю ее. Но когда я сажусь то делаю музыку. Иногда получается что-то более близкое классической музыке, иногда – ближе к джазу, иногда – это рок, но всегда это немного сумасшедшая музыка. И по-настоящему ничему не принадлежащая. Что-то уникальное, что-то новое, из самого моего сердца. И никак не связанная со всеми этими традициями.

А к каким традициям Вы чувствуете близость?

Авангард. Я бы хотел, чтобы авангард, экспериментальная музыка была принята как самостоятельный жанр. Хотелось бы видеть секции авангарда/экспериментальной музыки в огромных музыкальных магазинах. Не только в магазинчиках для интеллигентной публики, вроде Other Music или Amoeba на Западном Побережье, которыми управляют люди, которые верят, которые нанимают людей, разбирающихся в музыке и можно зайти в такой магазин и сказать «Покажите мне что-нибудь интересное», и они покажут. Помните деньки прекрасных музыкальных магазинов?

Вы работали в одном из магазинов SoHo Music Gallery в начале 80-х.

Музыкальный магазины бывают мощным источником информации. Я мог прийти в Discophile, когда я был тинейджером, и спросить «А что сейчас новенького в экспериментальной/классической музыке?». И парень мог сказать «Тебе обязательно нужно послушать вот это, просто восхитительная вещь». В 1982 году я пришел в магазин Боба Бликера и сказал «Что Вы слушали? Какой самый отрывный хардкор можете припомнить?». И он сказал – «Тебе надо послушать Die Kreuzen. Он крутился у меня в проигрывателе шесть месяцев, не мог заставить себя вынуть его». А теперь ты идешь в Tower, где работают идиоты, за мизерную зарплату и не знают даже Фила Гласса. Они вообще ни хрена не знают и работают в музыкальных магазинах. Никто из них не обучен. Я говорю о настоящем базисном образовании. Нужно слушать музыку, общаться с людьми, обмениваться информацией. Да и к тому же подобная музыка и продавалась бы лучше, будь в больших магазинах подобные секции. Это внесло бы определенное просветление в то, откуда эта музыка идет. Надеюсь, такое в будущем все-таки произойдет.

Что думаете о потенциале формата mp3, когда каждый музыкант может иметь собственный сайт в Интернете и люди могут скачивать его музыку, например JohnZorn.com?

Это отличная идея. Но ты думаешь эти огромные корпорации дадут произойти этому? Ха! Это - жадные ублюдки, и они ищут все пути, чтобы только трахать всех. Люди, которые знают, как манипулировать людьми, всегда будут повсюду и они всегда будут работать на все эти компании, и они всегда будут знать, как маячить перед музыкантом и заставить его уйти с независимого сайта .com во владение Warner Bros. Каждый может создать свою маленькую звукозаписывающую компанию, это не так дорого, чтобы об этом заморачиваться. Но я получаю кассеты все время, звонки по телефону и я говорю им «Блин, ну издавай ты сам все это». И знаешь что? Они не хотят этого делать. «Мужик, все что я хочу – это делать музыку, и я не хочу думать про весь этот бизнес». И большинство такие. Они настолько честные музыканты, что никаких дел с шоу-бизнесом не хотят иметь. И не нужен им никакой собственный «точка-ком». И пока люди будут оставаться такими, они будут жертвами.

Но многие музыканты берут на себя ответственность торговать от собственного имени.

Парнишка, я был бы рад, если бы так оно и было. Но я не думаю, что так оно на самом деле. Да, мне бы очень понравилось, если бы 500 лет спустя у каждого был свой собственный сайт, и все было свое. Но пофиг, даже если все материальные ценности куда-то испарятся по всей планете и мы будем иметь дело только со всякими мозговыми волнами, все равно будет кто-то, кто будет точно знать, как манипулировать другими так, чтобы получить с них деньги. Понимаете, о чем я? Власть – это наркотик. А деньги – часть этого. Просто инструмент.

Вы прославились в последние годы со своей группой Masada.

Прекрасная группа, мощная группа.

Чувствовали ли Вы себя когда-нибудь странно с этой группе на джазовых фестивалях?

Ну, Masada имеет некоторое отношение к джазовой музыке. С удовольствием играю подобную музыку. Более того, это меня возбуждает. И люди, которые слышат нас на таких фестивалях, могут проявить к нам интерес. Как на чикагском джазовом фестивале, на котором мы играли пару недель назад. Это был фестиваль под открытым небом и около 10 тысяч человек слушали нас. Нам удалось поиграть вместе с Филом Вудсом, который является моим кумиром. И мне удалось с ним потусоваться немного, что очень здорово. Но происходит ли это очень часто? Нет, это каприз, один из миллиона. Подтолкнуть извращенцев на чудной концерт раз за долгое время. Люди будут слушать, может им это понравится. Может даже потом пойдут и купят диск. Но мы говорим о совершенно незначительной части аудитории.

Вы много путешествовали с Masada и несли свое музыкальное слово в народ, как это делал Фрэнк Заппа.

Заппа – очень необычная личность. Он мог действительно четко доносить свои послания; он очень интересовался политикой. С ним вообще много что происходило. Я не могу быть таким, как он. Я вообще вне политики. Я не читаю газет; журналов, не смотрю телевизор. Нет у меня никаких идей. Заппа был наверху всего. Он был действительно удивительный. Я не так последователен, не интересуюсь политикой, не думаю о целях, которые могли бы повернуть мир тем или иным образом. Меня не столь интересно расспрашивать в этом отношении. Хотелось бы, конечно. Хотелось бы, чтобы был кто-то, кто был бы на месте Заппы. Но я не этот парень. Для меня более важно делать дела, а не трепаться о них. И это еще одна причина, почему я накладываю моратории на интервью. Я просто чувствую, что не только мной манипулируют, искажают или сдерживают, я чувствую это, в общем, мне просто нечего особо на эту тему сказать, правда. Я делаю музыку. Долгое время я не могу до конца понять, что же я делаю в данный момент. Я понимал, что было 10 лет назад. Но я не могу всегда точно объяснить, что я делаю в этой новой пьесе. Я работаю над пьесой. Я не делал ничего подобного до этого; никогда не писал в этом ключе, правда. И я чувствую, что получил какой-то шанс. Но я не могу сказать, что будет в этой пьесе или чем она должна быть. У меня такое ощущение, что я собираюсь в путешествие и делаю открытия на протяжении всего пути. Возвращаясь из такого путешествия нельзя сказать, что ты увидел, и, может быть, только через несколько лет ты поймешь: «О, вау, вот это вот меня зацепило, вот как это меня впечатлило!»


Окончание следует. Очень скоро. Не переключайте RSS каналы...
Tags: music, new+york+downtown, zorn, zorn tales
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments