Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Höyry-Kone

Höyry-Kone


Сложно сказать, почему так получается, что в Скандинавии и Финляндии периодически появляются и расцветают чуть ли не самые мощные и яростные коллективы в мире (в этом отношении они уступают разве что ну совсем уж безбашенным японцам). Так или иначе, именно в Финляндии появилась одна из самых интересных прог-групп 90-х Höyry-Kone. Конечно понятно, что одним прогрессивом они не ограничились и сплели в себе многие музыкальные черты различных стилистик. Но основой составляющей их музыки был плотный, если не сказать жесткий гитарный прогрессив рок с рваной ритмической частью. Чем-то они периодически напоминали King Crimson, хотя если присмотреться повнимательней, это сходство уходит к Фриппу через творческое наследие группы Anekdoten. Действительно, по неровным и даже грязным гитарным риффам, скорости и брутальности они частенько напоминают своих шведских друзей.
Да, именно друзей. Именно Ян-Эрик Лиллестрем и некоторые остальные участники Anekdoten помогли выбиться на музыкальный свет финским парням из Hoyry-Kone, а именно свели их с издательство APM, где финны и выпустили оба своих альбома. Познакомились две группы не Швеции, и не в Финляндии. Историческая встреча произошла в баре Лондона после выступления Дэвида Аллена. Сложно сейчас сказать, что было сначала - тяготение к музыке тех, кто им помог или парни из Anekdoten помогли финнам потому, что услышали в их музыке до боли знакомые нотки? Сложно сказать, особенно если учесть, что сходства между двумя этими группами не так уж много и большая часть из проводимых между ними параллелями обязана своим появлением на свет как раз тем самым фактом взаимопомощи. Одним словом, разобраться где начало в этом замкнутом круге невероятно сложно, да и необходимости, если честно, нет никакой.
Тем более, что началось-то все в 1991 году, когда гитарист Юсси Карккайнен [Jussi Karkkainen] и барабанщик Теему Ханнинен [Teemu Hanninen] решили собрать группу под названием <паровая машина> (как переводится с финского на русский höyrykone). Впрочем, до того, как на свет появился настоящая группа должно было пройти еще 4 года. Только к 1995 году состав группы устоялся на столько, что группа смогла творить что-то действительно вызывающее интерес. Коллектив к тому времени разросся капитально - до восьми человек. В коллективе, кроме основателей его, состояли также клавишник и певец Юкка Ханнукайнен [Jukka Hannukainen], еще один гитарист Туомас Ханнинен [Tuomas Hanninen], гобоистка Нина Лехос [Nina Lehos], скрипач Топи Лехтипуу [Topi Lehtipuu], виолончелист Марко Маннинен [Marko Manninen] и басист Ярно Саркула [Jarno Sarkula]. Как видно из списка, расширенный состав представлял собой не самый стандартный набор инструментов даже не из-за его весьма большого количества. Но и музыку играли Höyry-Kone не самую стандартную. В 1995 году этот состав записывает и издает свой первый альбом Hyonteisia voi Rakastaa (<Полюбить насекомых - это реально!>).
Основной тематической идеей пластинки стало тотально подавление грязным, но четко выстроенным гитарным звуком. Настолько четким, что они умело и аккуратно умудрились скопировать King Crimson начала 80-х в Hamaran Joutomaa. Впрочем, наследие Фриппа еще неоднократно всплывает на протяжении пластинки, например тревожная Kaivoonkatsoja явно отсылается к кроссовскому периоду творчества Кримзо. Но в отношении гитарного прессинга музыканты из Финляндии пошли дальше, первые две композиции вообще представляют собой тщательно замаскированное под шумовой бардак выверенное композиторское безумие. Да и в лучших своих номерах, вроде Hata они не жалеют уши слушателя и рубят звуковую правду-матку от всей глубины своей чертовой финской души. Но одним рубиловом Höyry-Kone не ограничились, хотя поклонникам металлического звучания тут просто раздолье (особенно рекомендуется Myrskynmusiikkia в этом отношении, и . Частенько музыка уходит в сторону или южно-европейских около-фламенковых интересов, как это сделано в Hyonteiset. Есть даже очень спорный, но от этого ни капельки не страдающий техно-электронный эксперимент - Pannuhuoneesta. Но пик эклектичности альбома - это моя любимая композиция пластинки Luottamus, где в суровой северной атмосфере воедино сплелись теплота латиноамериканской босса-новы, блеск джазовой гитары в середине композиции и лиричность итальянского прогрессивного рока во второй половине, вслушайтесь, ничего не напоминает Premiata Forneria Marconi? Такой вот разносторонний альбом получился у Höyry-Kone.
Через два года там же выходит еще одна пластинка группы. На этот раз альбом был записан практически в том же составе, за исключением того, что гобоя в группе больше не было. Помощь группы Anekdoten в этот раз вылилась в нечто ощутимое - несколько треков сыграл с ними барабанщик группы Питер Нординс. Альбом назвали Huono Parturi (<Хреновый Брадобрей> (или Стрижка)).
Со стороны альбом может показаться более целостным, плотным, сбитым и цельным. Если прислушаться повнимательней, то так оно и окажется. Плюс еще певцы группы запели получше. Местами просто мурашки по коже от их полу-оперных голосов. Особенно в этом отношении хороша открывающая пластинку композиция Beata Viscera. К слову - это единственная композиция, авторство музыки к которой принадлежит не музыкантам Höyry-Kone. Ее написал один из первых известных музыкальных композиторов - Пиротинус, творивший в 12-м веке. Длинный семиминутный хорал резко обрывается пучиной жуткого скрежета, сурового грохота и свинцового мрачного звука Terva-Antti ku haihin lahti. И с этого момента мощные гитарные скачки надолго займут музыкальное время пластинки - Karhunkaato с очередным образчиком прекрасного вокального мастерства, сваевколачивающая Lumisaha. Впрочем, в середине альбома будет сделана замечательная передышка в виде веселой Baksteri, сыгранной только на духовых инструментах, чем-то по настроению и эмоциям напоминающая творчество Samla Mammas Manna; умудренная и глубокомысленная титульная композиция, рвущаяся ритмами из одной неровной размерностью в другую и, пожалуй, одна из самых мелодичных и красивых композиций всего творчества Höyry-Kone композиция Ullakon Lelut. Ну а дальше, практически до конца пластинки вновь точными и выверенными убойными ритмами музыканты изумительно давят своим полу-металлическим прессом сознание слушателя. Только вот с банальным металлом тут нет ничего общего, при мощном и даже грязном саунде, музыканты умудряются вытворять все это очень утонченно и мрачно одновременно. Просто образчик лучших традиций современного плотного прогрессивного рока.
К сожалению, а может и к счастью, но басист Ярно Саркула в том же 1997 году купил сопрано саксофон, на котором захотел научиться играть. Услышав это его напарник по Höyry-Kone барабанщик Теему Ханнинен предложил собрать под это дело целый проект, где можно было бы опробовать собственные идеи в новом для них направлении - в более акустическом звучании и добавить туда побольше клезмера и прочего фолка. Позже к ним присоединились и некоторые остальные участники Höyry-Kone - клавишник Миика Хюттунен и виолончелист Марко Маннинен. Так закончилась история группы Höyry-Kone (впрочем, периодически музыканты грозятся, что не навсегда) и началась история группы Alamaailman Vasarat.

Дискография
  • Hyonteisia voi Rakastaa (1995, Ad Perpetuam Memoriam)

  • Huono Parturi (1997, Ad Perpetuam Memoriam)



Алексей "Smarty" Петухов, октябрь 2006
Tags: finland, hoyry-kone, music, progressive-rock
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments