?

Log in

No account? Create an account
Праведник Ной: суть и переход права "первородства" (т.е. власти Главы клана) между поколениями - Мысли и чувства — ЖЖ
Февраль 4, 2017
09:24 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Праведник Ной: суть и переход права "первородства" (т.е. власти Главы клана) между поколениями
Меня очень сбивает с толку, что употребление слов "Бог" и "Господь" - по моему анализу текста, относится к восприятию конкретного человека: "Бог" - это его восприятие одобряющего земного отца/земного правителя/главы клана (которые выступают в роли "земного воплощения Господа Бога"), а также - лично одобряющего его Бога-Творца.
Требующий повиновения земной отец и правитель/глава клана - "Господь".
Бога-Творца в угрожающем жизни восприятии видел только Адам (и Сим, как выяснилось в 9 главе Книги Бытия, - в своем отце Ное) и назвал его "Господь Бог".

И когда в повествовании идет речь и о земном правителе/отце, и о (предположительно) Боге-Творце - то они оба могут быть "Бог", а правитель/отец - еще и "Господь".
Поскольку земной сын-человек занимает позицию подчинения ВСЕМ остальным мужчинам, кто выше него (земной отец/глава клана и Бог-Творец) - в повествовании (на русском языке) нет разницы между земным воплощением "Бога" - и Богом-Творцом.

В отношении Ноя это вызывает некоторую неясность происходящих действий: кто в действительности на что воздействует.

Например сначала: "Господь" (властный человек, правитель, отец семьи) решил устроить Потоп, потому что сыновья ЭТОГО "Господа"-человека ("сыны Бога") вступили в браки с дочерьми других людей ("дочери человеческие"), и это вызвало гнев человека-"Господа", что его сыновья стали пренебрегать им. Человек-"Господь" осудил поведение своих сыновей и пожалел, что дал им жизнь.
"3. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. (Книга Бытие 6:3)"
Я предполагаю, что эту фразу произносит человек-"Господь", которому перестали повиноваться его сыновья (они - "плоть", а он - "Дух", потому что породил их: "вдунул жизнь" - как Бог-Творец во второй главе Книги Бытия) - и он назначает им срок жизни (120 лет), потому что собирается их уничтожить Потопом.

При этом человек-"Господь" действительно считает, что это ОН - создал весь реальный мир изначально (заблуждение Адама продолжает передаваться через поколения), и хочет уничтожить весь мир с птицами, с животными и так далее.
Однако нашелся Ной, который считает этого человека-"Господа" - "Богом" (т.е. правильным, добрым правителем над собой - не земной ли это отец Ноя: Ламех?).
Ной поддерживает человека-"Господа" ("ходил перед Богом"), и поэтому Ною человек-"Господь" раскрывает свой замысел и дает указания построить Ковчег.
И вот какая у меня мысль: кто был этот самый человек-"Господь"?
Я подумала сперва, что это мог сам Ной и быть.
Но потом отказалась от этой идеи: Ной был только ПОВИНУЮЩИМСЯ исполнителем сценария спасения, поэтому он сам воспринял это как очередное "создание мира" заново - и стал новым "Господом"/"Богом" на земле - для выживших людей (своего клана)...

Интересно, как земной человек смог устроить Потоп? Необъяснимая загадка...

Однако после ухода воды Ной, по указанию Бога-Творца выпускает всех людей и животных из Ковчега.
А дальше Ной устраивает жертвоприношение - "Господу" (то есть - той фигуре, которую он боится и признает ее власть над собой).

"20. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. (Книга Бытие 8:20)"
Я замечаю, что это - первое по тексту указание на жертвоприношение, причем - осушествленное Ноем через сожжение животного и птицы. Кому это? Бог-Творец не давал таких указаний.
Однако дальше в тексте:
"21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал…(Книга Бытие 8:21)"
Кто такой "Господь" в глазах Ноя? Я предполагаю, что это - тот человек-"Бог"/"Господь", который устроил Потоп и сам погиб вместе с остальными людьми: поскольку Ной обозрел опустошенную землю и ужаснулся -  поэтому Ной задабривает мертвого от повторения этого разрушения - дымом от сожженых мяса и птицы.
Живой человек любит жареное мясо - значит, мертвый любит дым от мяса. Логично.

Я пробежалась по расчетам лет жизни первых патриархов - получилось, что до Потопа, кроме самого Ноя с его сыновьями, дожил только Мафусаил - дед Ноя. Он умер в год Потопа (1656 год от рождения Адама), в возрасте 969 лет.
Ламех (отец Ноя) умер пятью годами раньше.
Видимо, Мафусаил и был тем самым "Богом"/"Господом" (глава клана), подчиняясь которому Ной построил Ковчег - и которому после Потопа он приносил жертвы.
Дальше следует завет между Ноем и Богом-Творцом:
- о запрете убийства человека - человеком:
5. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
6. кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию…(Книга Бытие 9:5,6)
- о том, что жизнь на земле не будет уничтожена потопом.
11. поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. (Книга Бытие 9:11)
13. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. (Книга Бытие 9:13)

На этом Бог-Творец опять надолго замолчал, а в повествовании между Ноем и его сыновьями иерархия отношений установилась на земном порождении: сын - повинующийся раб своего отца, а также на божественной власти отца над сыном: "человек" перед земным воплощением "Господа/Бога" (какие отношения были между Адамом и его сыновьями).

И дальше по сюжету следует очень странный, как мне всегда казалось, эпизод с "грехом Хама".
20. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
21. и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
22. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
23. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
24. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
25. и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. (Книга Бытие 9:20-25)

Вот если подходить к произошедшему с точки зрения фактов:
Шатер - это не здание со стенами: у него нет дверей и нет возможности преградить вход для других людей.
То есть Хам понятия не имел, что его отец в своем шатре находится пьяный и голый, пока туда не вошел.
Если "видеть наготу отца" - жуткий прямо грех, то у меня вопрос: а отцу - ее показывать: не грех ли?
Я вижу, что традиционно все люди не обращают внимания, что если бы не Хам - то любой другой мог зайти и оказаться "грешным" совершенно против своей воли.
Почему Хам сказал своим братьям?
Мне кажется: чтобы предупредить их об опасности зайти к отцу - и случайно увидеть его в таком состоянии.
За что разозлился Ной на Хама ("
узнал, что сделал над ним меньший сын его")?
За то, что Хам сказал братьям: "А король-то голый"?
Уже на этом моменте мне видится, что Ной ведет себя лицемерно: он изображает из себя строгого праведника перед другими людьми, однако сам не считает себя связанным теми же самыми правилами.
Если бы кто наткнулся, скажем, на пьяного голого Хама - то вопроса о том, кто виноват даже не возникло бы: кто своими действиями нарушает правила - тот и виноват.
Однако в отношении Ноя установленные им же правила - не работают: виноват не совершивший осудительный поступок, а невольный свидетель.
Другой вопрос: почему, даже если допустить, что какой-то неуказанный проступок совершил Хам, Ной наказал не лично Хама - а одного из его сыновей?
Как это понимать? только как явную ОЧЕВИДНУЮ несправедливость: нелогичность и несоразмерность вынесенного суждения.
У меня возникает ощущение, что, возможно, это личная месть Ноя - Хаму.

"26. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
27. да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. (Книга Бытие 9:26,27)"

За что мне нравится английский язык - так это за то, что там все понятно: кто кем и кому является по ситуации:
"25. And he said, Cursed be Canaan; a servant of servants shall he be unto his brethren.
26. And he said, Blessed be the LORD God of Shem; and Canaan shall be his servant.
27. God shall enlarge Japheth, and he shall dwell in the tents of Shem; and Canaan shall be his servant.(Genesis 9:25-27)"

(25) Ной сказал: проклят будет Ханаан, раб рабов он будет среди своих собратьев.
(26) Ной сказал: Господь Бог (по отношению к Симу) - да будет благославлен, и Ханаан будет рабом ему.
То есть Ханаан - будет рабом Сима по приказу Ноя (Ной является грозящим смертью "Господом Богом" для своего сына - Сима).
(27) Бог возвеличит Иафета, который будет жить в шатрах Сима. Ханаан будет рабом Иафета (Ной является "Богом" для заслужившего его одобрение сына - Иафета, и Ной ставит Иафета выше провинившегося перед отцом Сима).

В свете поведения братьев Сима и Иафета, которые, узнав от Хама о состоянии Ноя: "
пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего":
Это описание поднимает целый ряд вопросов - вернее, в свете того, что Ханаан назначен Ноем - быть рабом его сыновей Сима и Иафета - намекает на то, что абсолютная "божественная" власть отца над сыновьями и потомками распространялась не только на их жизни, но и НА ИХ ТЕЛА в самом интимном смысле.
Поэтому "обратная ситуация": когда сын видит голого отца - была настолько святотатственна: тем самым сын КАК БЫ посягал на божественную природу ("Дух") и ВЛАСТЬ отца ("Господа").
Так в чем же заключался "грех Хама" в свете всех обстоятельств описанной ситуации?
Похоже, что: в случайном (ненамеренном) "посягательстве" на абсолютную власть своего отца как главы клана.

Иафет поддержал решение Ноя наказать Хама, сделав его сына Ханаана - рабом Сима и Иафета, - и благорасположенный к нему "Бог"-Ной ВОЗВЕЛИЧИЛ Иафета над его братьями, а также разделил с ним рабские услуги Ханаана.
Сим оспорил решение Ноя - и получил угрозу жизни от "Господа Бога"-Ноя и обязательство кормить в своих шатрах своего брата Иафета.

И в чем же наказание Хама? В том, что он должен видеть, как его братья обращаются с его сыном - по требованию их отца Ноя.
Мне кажется, это садизм (включая жизнь и состояние ребенка) чистой воды - но это всего лишь предельно патриархальное общество ВЛАСТИ и ПОВИНОВЕНИЯ отцу-главе клана...

Этот эпизод значим, потому что он определяет СУТЬ и ПЕРЕХОД права "первородства" (с абсолютной властью "Господа" над всеми людьми, входящими в данный клан) по выбору действующего Главы Клана ("Господа").

Меня удивляло, что в главе 4 Книги Бытия совершенно четко указано, что Адам занимался сексом с Евой ("познал" ее) ТОЛЬКО для деторождения: дважды указано, что он "познал" ее на протяжении главы - и она родила от него троих детей (Каин и Авель - вполне могут быть близнецами, или слова Евы из строки про рождение Сифа можно интерпретировать, что Авель - был зачат Адамом отдельно как "Богом" по отношению к Еве).

Жена Ноя обозначена среди персонажей, когда Господь перечисляет Ною, кого ему взять в Ковчег (Книга Бытие 6:18), далее она входит со всеми в Ковчег (Книга Бытие 7:13), она вышла со всеми людьми из Ковчега (Книга Бытие 8:18) - и больше нигде не упоминалась.

В главе 5 Книги Бытие, когда рассказывается происхождение Ноя, обозначено:
"28. Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына,
29. и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь. (Книга Бытие 5:28,29)"
Тем самым Ламех воспринимает своего сына Ноя как свое утешение от тяжелой работы.
Абсолютная, НИЧЕМ не ограниченная власть отца над своими сыновьями.

Tags: , , ,

(Оставить комментарий)

Разработано LiveJournal.com