Лариса (aka Шестизарядник) (_sixshot_) wrote,
Лариса (aka Шестизарядник)
_sixshot_

Праведник Ной: суть и переход права "первородства" (т.е. власти Главы клана) между поколениями

Меня очень сбивает с толку, что употребление слов "Бог" и "Господь" - по моему анализу текста, относится к восприятию конкретного человека: "Бог" - это его восприятие одобряющего земного отца/земного правителя/главы клана (которые выступают в роли "земного воплощения Господа Бога"), а также - лично одобряющего его Бога-Творца.
Требующий повиновения земной отец и правитель/глава клана - "Господь".
Бога-Творца в угрожающем жизни восприятии видел только Адам (и Сим, как выяснилось в 9 главе Книги Бытия, - в своем отце Ное) и назвал его "Господь Бог".

И когда в повествовании идет речь и о земном правителе/отце, и о (предположительно) Боге-Творце - то они оба могут быть "Бог", а правитель/отец - еще и "Господь".
Поскольку земной сын-человек занимает позицию подчинения ВСЕМ остальным мужчинам, кто выше него (земной отец/глава клана и Бог-Творец) - в повествовании (на русском языке) нет разницы между земным воплощением "Бога" - и Богом-Творцом.

В отношении Ноя это вызывает некоторую неясность происходящих действий: кто в действительности на что воздействует.

Например сначала: "Господь" (властный человек, правитель, отец семьи) решил устроить Потоп, потому что сыновья ЭТОГО "Господа"-человека ("сыны Бога") вступили в браки с дочерьми других людей ("дочери человеческие"), и это вызвало гнев человека-"Господа", что его сыновья стали пренебрегать им. Человек-"Господь" осудил поведение своих сыновей и пожалел, что дал им жизнь.
"3. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. (Книга Бытие 6:3)"
Я предполагаю, что эту фразу произносит человек-"Господь", которому перестали повиноваться его сыновья (они - "плоть", а он - "Дух", потому что породил их: "вдунул жизнь" - как Бог-Творец во второй главе Книги Бытия) - и он назначает им срок жизни (120 лет), потому что собирается их уничтожить Потопом.

При этом человек-"Господь" действительно считает, что это ОН - создал весь реальный мир изначально (заблуждение Адама продолжает передаваться через поколения), и хочет уничтожить весь мир с птицами, с животными и так далее.
Однако нашелся Ной, который считает этого человека-"Господа" - "Богом" (т.е. правильным, добрым правителем над собой - не земной ли это отец Ноя: Ламех?).
Ной поддерживает человека-"Господа" ("ходил перед Богом"), и поэтому Ною человек-"Господь" раскрывает свой замысел и дает указания построить Ковчег.
И вот какая у меня мысль: кто был этот самый человек-"Господь"?
Я подумала сперва, что это мог сам Ной и быть.
Но потом отказалась от этой идеи: Ной был только ПОВИНУЮЩИМСЯ исполнителем сценария спасения, поэтому он сам воспринял это как очередное "создание мира" заново - и стал новым "Господом"/"Богом" на земле - для выживших людей (своего клана)...

Интересно, как земной человек смог устроить Потоп? Необъяснимая загадка...

Однако после ухода воды Ной, по указанию Бога-Творца выпускает всех людей и животных из Ковчега.
А дальше Ной устраивает жертвоприношение - "Господу" (то есть - той фигуре, которую он боится и признает ее власть над собой).

"20. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. (Книга Бытие 8:20)"
Я замечаю, что это - первое по тексту указание на жертвоприношение, причем - осушествленное Ноем через сожжение животного и птицы. Кому это? Бог-Творец не давал таких указаний.
Однако дальше в тексте:
"21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал…(Книга Бытие 8:21)"
Кто такой "Господь" в глазах Ноя? Я предполагаю, что это - тот человек-"Бог"/"Господь", который устроил Потоп и сам погиб вместе с остальными людьми: поскольку Ной обозрел опустошенную землю и ужаснулся -  поэтому Ной задабривает мертвого от повторения этого разрушения - дымом от сожженых мяса и птицы.
Живой человек любит жареное мясо - значит, мертвый любит дым от мяса. Логично.

Я пробежалась по расчетам лет жизни первых патриархов - получилось, что до Потопа, кроме самого Ноя с его сыновьями, дожил только Мафусаил - дед Ноя. Он умер в год Потопа (1656 год от рождения Адама), в возрасте 969 лет.
Ламех (отец Ноя) умер пятью годами раньше.
Видимо, Мафусаил и был тем самым "Богом"/"Господом" (глава клана), подчиняясь которому Ной построил Ковчег - и которому после Потопа он приносил жертвы.
Дальше следует завет между Ноем и Богом-Творцом:
- о запрете убийства человека - человеком:
5. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
6. кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию…(Книга Бытие 9:5,6)
- о том, что жизнь на земле не будет уничтожена потопом.
11. поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. (Книга Бытие 9:11)
13. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. (Книга Бытие 9:13)

На этом Бог-Творец опять надолго замолчал, а в повествовании между Ноем и его сыновьями иерархия отношений установилась на земном порождении: сын - повинующийся раб своего отца, а также на божественной власти отца над сыном: "человек" перед земным воплощением "Господа/Бога" (какие отношения были между Адамом и его сыновьями).

И дальше по сюжету следует очень странный, как мне всегда казалось, эпизод с "грехом Хама".
20. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
21. и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
22. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
23. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
24. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
25. и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. (Книга Бытие 9:20-25)

Вот если подходить к произошедшему с точки зрения фактов:
Шатер - это не здание со стенами: у него нет дверей и нет возможности преградить вход для других людей.
То есть Хам понятия не имел, что его отец в своем шатре находится пьяный и голый, пока туда не вошел.
Если "видеть наготу отца" - жуткий прямо грех, то у меня вопрос: а отцу - ее показывать: не грех ли?
Я вижу, что традиционно все люди не обращают внимания, что если бы не Хам - то любой другой мог зайти и оказаться "грешным" совершенно против своей воли.
Почему Хам сказал своим братьям?
Мне кажется: чтобы предупредить их об опасности зайти к отцу - и случайно увидеть его в таком состоянии.
За что разозлился Ной на Хама ("
узнал, что сделал над ним меньший сын его")?
За то, что Хам сказал братьям: "А король-то голый"?
Уже на этом моменте мне видится, что Ной ведет себя лицемерно: он изображает из себя строгого праведника перед другими людьми, однако сам не считает себя связанным теми же самыми правилами.
Если бы кто наткнулся, скажем, на пьяного голого Хама - то вопроса о том, кто виноват даже не возникло бы: кто своими действиями нарушает правила - тот и виноват.
Однако в отношении Ноя установленные им же правила - не работают: виноват не совершивший осудительный поступок, а невольный свидетель.
Другой вопрос: почему, даже если допустить, что какой-то неуказанный проступок совершил Хам, Ной наказал не лично Хама - а одного из его сыновей?
Как это понимать? только как явную ОЧЕВИДНУЮ несправедливость: нелогичность и несоразмерность вынесенного суждения.
У меня возникает ощущение, что, возможно, это личная месть Ноя - Хаму.

"26. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
27. да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. (Книга Бытие 9:26,27)"

За что мне нравится английский язык - так это за то, что там все понятно: кто кем и кому является по ситуации:
"25. And he said, Cursed be Canaan; a servant of servants shall he be unto his brethren.
26. And he said, Blessed be the LORD God of Shem; and Canaan shall be his servant.
27. God shall enlarge Japheth, and he shall dwell in the tents of Shem; and Canaan shall be his servant.(Genesis 9:25-27)"

(25) Ной сказал: проклят будет Ханаан, раб рабов он будет среди своих собратьев.
(26) Ной сказал: Господь Бог (по отношению к Симу) - да будет благославлен, и Ханаан будет рабом ему.
То есть Ханаан - будет рабом Сима по приказу Ноя (Ной является грозящим смертью "Господом Богом" для своего сына - Сима).
(27) Бог возвеличит Иафета, который будет жить в шатрах Сима. Ханаан будет рабом Иафета (Ной является "Богом" для заслужившего его одобрение сына - Иафета, и Ной ставит Иафета выше провинившегося перед отцом Сима).

В свете поведения братьев Сима и Иафета, которые, узнав от Хама о состоянии Ноя: "
пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего":
Это описание поднимает целый ряд вопросов - вернее, в свете того, что Ханаан назначен Ноем - быть рабом его сыновей Сима и Иафета - намекает на то, что абсолютная "божественная" власть отца над сыновьями и потомками распространялась не только на их жизни, но и НА ИХ ТЕЛА в самом интимном смысле.
Поэтому "обратная ситуация": когда сын видит голого отца - была настолько святотатственна: тем самым сын КАК БЫ посягал на божественную природу ("Дух") и ВЛАСТЬ отца ("Господа").
Так в чем же заключался "грех Хама" в свете всех обстоятельств описанной ситуации?
Похоже, что: в случайном (ненамеренном) "посягательстве" на абсолютную власть своего отца как главы клана.

Иафет поддержал решение Ноя наказать Хама, сделав его сына Ханаана - рабом Сима и Иафета, - и благорасположенный к нему "Бог"-Ной ВОЗВЕЛИЧИЛ Иафета над его братьями, а также разделил с ним рабские услуги Ханаана.
Сим оспорил решение Ноя - и получил угрозу жизни от "Господа Бога"-Ноя и обязательство кормить в своих шатрах своего брата Иафета.

И в чем же наказание Хама? В том, что он должен видеть, как его братья обращаются с его сыном - по требованию их отца Ноя.
Мне кажется, это садизм (включая жизнь и состояние ребенка) чистой воды - но это всего лишь предельно патриархальное общество ВЛАСТИ и ПОВИНОВЕНИЯ отцу-главе клана...

Этот эпизод значим, потому что он определяет СУТЬ и ПЕРЕХОД права "первородства" (с абсолютной властью "Господа" над всеми людьми, входящими в данный клан) по выбору действующего Главы Клана ("Господа").

Меня удивляло, что в главе 4 Книги Бытия совершенно четко указано, что Адам занимался сексом с Евой ("познал" ее) ТОЛЬКО для деторождения: дважды указано, что он "познал" ее на протяжении главы - и она родила от него троих детей (Каин и Авель - вполне могут быть близнецами, или слова Евы из строки про рождение Сифа можно интерпретировать, что Авель - был зачат Адамом отдельно как "Богом" по отношению к Еве).

Жена Ноя обозначена среди персонажей, когда Господь перечисляет Ною, кого ему взять в Ковчег (Книга Бытие 6:18), далее она входит со всеми в Ковчег (Книга Бытие 7:13), она вышла со всеми людьми из Ковчега (Книга Бытие 8:18) - и больше нигде не упоминалась.

В главе 5 Книги Бытие, когда рассказывается происхождение Ноя, обозначено:
"28. Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына,
29. и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь. (Книга Бытие 5:28,29)"
Тем самым Ламех воспринимает своего сына Ноя как свое утешение от тяжелой работы.
Абсолютная, НИЧЕМ не ограниченная власть отца над своими сыновьями.
Tags: my, psychology, religion, society
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments