Лариса (aka Шестизарядник) (_sixshot_) wrote,
Лариса (aka Шестизарядник)
_sixshot_

Ветхий и Новый Завет - какой смысл я увидела в них сейчас?

Я никогда не понимала сути сюжета: почему персонажи обманывают друг друга - но теперь, как мне кажется, я понимаю: потому что "Господь"/"Бог"-отец (или преемник его ВЛАСТИ - через благословение умирающего) действительно МОГ УБИТЬ своего выросшего ребенка и любого другого члена семьи, по отношению к которым глава клана оставался "Богом" и "Господом" навсегда.
И выход из-под чужой ВЛАСТИ - это побег из прежнего дома, когда на горизонте появляется какой-то другой "Господь"/"Бог", который обещает пользу и требует повиновения себе.
Именно поэтому сюжет обучает читателя на первых порах - просто ДИСТАНЦИРОВАТЬСЯ от угрожающего жизни человека-правителя/отца, (человека-"Господа"), принимая власть над собой другого человека-Правителя, который обещает выгоды за служение.

С каждой главой описанные взаимоотношения между людьми усложняются: первой начинает разговаривать со своим сыном Ревекка - с Иаковом.
Почему?
Потому что она в сходном ("дочь/жена") как Иаков ("сын/человек") - положении перед их общим Исааком-"Господом"/"Богом", На одном уровне они видят друг друга и разговаривают между собой.

"27. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.
28. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. (Книга Бытие 25:27,28)"

То есть Исав был далеким от человеческих отношений, ему больше нравилась свобода и одиночество - и его отцу Исааку нравилась еда, которую приносил ему Исав.
А Иаков - был спокойного нрава и интересовался хозяйством и знаниями ("жил в шатрах").
В определенном смысле эта история - это пересказ истории Каина и Авеля, только в изменившихся обстоятельствах более развитого человеческого общества при более сложных эмоциях, действиях и образе мыслей людей.

Хотя я с детства сочувствовала Исаву - поскольку я не могла понять: почему его мать Ревекка и брат Иаков так поступили с ним - сейчас я вижу (по тексту), что он очень ограничен в своем восприятии реального мира и он не видит как живых человеков свою мать и своего брата. Он НЕ ВОСПРИНИМАЕТ их как людей, с которыми возможно говорить и взаимодействовать.
Если бы Исав стал главой клана - то Ревекка была бы в опасности от него ввиду его безразличия к ней. Поэтому Ревекка помогает Иакову: поскольку даже после бегства Иакова (которого Исаак неохотно, но признал следующим главой клана - когда узнал об обмане), Ревекка остается под его защитой от Исава и она имеет полномочия организовать свою жизнь и хозяйство дома.
Обману Иаковом - Исаака предшествует сцена, где Иаков сперва купил у Исава это самое право первородства (и здесь тоже есть смысл: Исав настолько НЕ ПОНИМАЕТ, какая ответственность за ЖИЗНИ родственников сопряжена со статусом "главы клана", в какую ЗАВИСИМОСТЬ от него попадают мать и брат, что Исав согласен поменять свое право первородства на вкусную похлебку Иакова). А потом с помощью матери - Иаков реализовал возможность его получить: благословение отца быть: "Богом"/"Господом" в семье/роду после его смерти.

С другой стороны - я задаюсь вопросом: действительно ли Исав был настолько слеп к последствиям неизбежной ВЛАСТИ первенца над остальными домочадцами? Или он с тайным облегчением отнесся к тому, что его брат Иаков снял с него это тяжелое бремя - и НЕ ЗЛОУПОТРЕБИЛ полученной ВЛАСТЬЮ - против Исава и его жен (которые подчинялись другим "Богам").
Ведь встретившись спустя годы, Исав и Иаков примирились:

"1. Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек. И разделил детей Лии, Рахили и двух служанок. (Книга Бытие 33:1)"
"3. А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.
4. И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали.
5. И взглянул и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему. (Книга Бытие 33:3-5)"

Иаков, который официальный Глава Клана - поклонился своему брату Исаву, а тот побежал к нему навстречу - и они оба плакали.
Иаков называет себя рабом Исава. Почему?
Потому что, как мне кажется, Иаков просит прощения у брата за свой обман - а Исав признает, что не поступи Иаков ТОГДА таким образом - не избежать бы братьям вражды, крови и бедствий.

"10. Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне…(Книга Бытие 33:10)"

По-моему, это очень важный смысловой момент: братья разделены официальной иерархией на "человека" и "Господа", которая до них изменялась только со смертью прежнего "Господа".
Но Иаков говорит, что лицо Исава для него как лицо Бога (то есть - как одобряющее лицо значимого и превосходящего человека): тем самым он искренне радуется созерцая его, читая доброжелательность в лице Исава, а также тому обстоятельству, что и его брат - тоже рад его видеть.
Это перелом прежнего строгого порядка подчинения между членами семьи - в сторону искренности, честности, желания жить в мире друг с другом.

Я так поняла, что книга действительно учит гибко мыслить и действовать, и книга же показывает, что вообще-то и ВЛАСТЬ над другими людьми, и ПОВИНОВЕНИЕ более сильному человеку - это не самым разумный способ устраивать человеческое общество, но на той стадии человеческого сознания - это "меньшее зло" по сравнению с гибелью ВСЕХ людей.
Книга полна примеров, когда человек, держащий ВЛАСТЬ (когда начались описания жизни царей) - беспечно разрушал жизни подчиняющихся ему (как "Господу") людей, и потом сожалел об этом: царь Давид использовал ВЛАСТЬ, чтобы изнасиловать Вирсавию, и пытаясь скрыть факт произошедшего - он использовал свою ВЛАСТЬ над мужем Вирсавии - Урием, чтобы устроить его смерть.
Пророк Нафан пришел к Давиду со словами Господа:

"9. зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; (Вторая книга Царств 12:9)"
Послание пророка содержит важное указание, что человек, подчиняющийся приказу "Господа"-правителя - не виноват в действии, но сам человек-правитель, отдавший приказ устроить гибель человека - он и есть убийца.
При этом пророк говорит, что Вирсавия - невиновна, а все злодеяния (по отношению к ней и по отношению к ее первому мужу) совершил исключительно Давид.
Современная нам цивилизация и развитие человеческого сознания - еще НЕ ДОСТИГЛИ этого понимания ответственности человека-Правителя за свои приказы и действия...

Я не берусь судить об исторической достоверности Ветхого Завета - однако я увидела в этой книге смысл, который для меня куда интереснее истории - обучение логике выживания и разумному распоряжению своими имеющимися возможностями при жизни в достатке.
В общем-то я с детства обдумывала множество сюжетов Библии - из-за обилия христианских мультфильмов в начале 90-х годов.
И очень многие сюжеты я запоминала, потому что они вызывали во мне возмущение и ощущение неправильности - однако теперь я вижу в них же смысл: научиться критически воспринимать любого человека, требующего повиновения.
Книга постепенно подводит к мысли, что есть время в жизни каждого человека, когда ему приходится подчиниться СИЛЕ - и приходит время, когда человек получает возможность изменить обстоятельства и выйти из повиновения, следуя дальше своему жизненному пути в реальном мире.
Оглядываясь на свою жизнь, я замечаю, что во многом следовала опыту из этих уроков - но не как "примеру для подражания", а как последнему варианту из тех, что видела для себя возможным осуществить, чтобы сохранить свою жизнь.

Освоив логику сюжетов Ветхого Завета (который содержит мало новых идей, но много предлагаемых к анализу решений разных жизненных ситуаций), уже проще понимать смысл Нового Завета - в нем много интересных идей, но зато нет НИКАКИХ предложенных решений. Иисус Христос поднимает только множество вопросов для обсуждения.
И идея "Царства Небесного", как я понимаю - это попытка снять напряжение страха окончательной смерти у людей, чтобы разблокировать их наблюдательность и упражнение разума посредством личного установления причинно-следственных связей.
Мне кажется, смысл Нового Завета заключается в том, чтобы читатель, поначалу проникнувшись Божественной безупречностью Иисуса Христа, пришел к своему собственному взвешенному пониманию, что Иисус был очень разумный и чутко чувствующий человек.

Я почитала Ветхий Завет до Авраама - и я придерживаюсь мнения, что "Бог" и "Господь" - это просто восприятия рассказчиком того человека, от которого зависит его жизнь (этот человек может либо защищать и одобрять жизнь рассказчика - тогда он "Бог", либо угрожать ей и требовать повиновения тогда он - "Господь").
Tags: my, psychology, religion, society
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments