Лариса (aka Шестизарядник) (_sixshot_) wrote,
Лариса (aka Шестизарядник)
_sixshot_

Category:

Мое прочтение истории Каина и Авеля (глава 4 Книги Бытие): кто такие "Бог" и "Господь"?


Глава 4 Книги Бытие: Господь, Каин и Авель

"1. Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. (Книга Бытие 4:1)"
Вот, значит, как...
От кого забеременнела Ева? - От Адама.
Как она называет Адама? - ГОСПОДОМ.
Я еще раз возвращаюсь к тому, что текст был изначально рассчитан на пастухов и земледельцев (какими были Каин и Авель, приносившие дары "Господу") - и уж эти люди не могли не знать, что: кто вкладывает семя - от того и приплод.
Каин и Авель приносили дары, ища одобрения, и почитали Адама как БОГА НА ЗЕМЛЕ (Создателя и Господина), а не относились к нему как к равному им человеку (по отношению к Богу-общему отцу и Земле-общей матери).
Если исходить из моего предположения, что Адам - был первым человеком и единственный, кто общался и видел настоящего Бога-Творца, то логичный вывод: он вырастил Еву и младших Адамов (Каина и Авеля) в убежденности, что Адам - это "воПЛО(ТЬ)Щение Бога-Творца на земле", а они - ниже его по статусу: "человеки".
В свете моего предыдущего предположения, что Адам просто переносит один-в-один на других людей то обращение, которое он получил от Бога - это просто логично: это не злой умысел Адама: просто он не знает иного обращения с другими людьми: он тоже к ним - либо добрый "Бог", либо принуждающий и угрожающий "Господь".

"3. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4. и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5. а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. (Книга Бытие 4:3-5)"
Кто осудит Адама, что мясо (дар Авеля-пастуха) ему понравилось больше, чем овощи и зерно (дар Каина-земледельца)?
Адам создал первую религию ИМЕНИ СЕБЯ и, соревнуясь за одобрение ЧЕЛОВЕКА-АДАМА, Каин убил своего брата Авеля

Когда я была еще маленькая, и по телевизору начали показывать религиозные мультфильмы - там Адама просто нет, жертвы Каина и Авеля Господу - это сжигание предметов на жертвенниках.
Я тогда еще не могла понять: а почему же Адам-отец братьев с ними не поговорит по-человечески, почему допустил такой фанатизм в поклонении Богу-Творцу? И, вообще, Адаму же в "сцене изгнания" было наказано тяжело работать - и где его тяжкий труд на земле "в поте лица"?
Однако по самому тексту выходит, что Адам и был тем самым "Господом", который требовал ублажения себя дарами от других людей, приписав СЕБЕ подвиг "Создания мира" как земному воплощению Бога-Творца.
До конца седьмого дня сотворения в тексте действует "Бог":
"3. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
(Книга Бытие 2:3)"
А дальше себе все тоже самое - приписывает "Господь Бог (т.е. Господин от Бога)":
"4. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо…(Книга Бытие 2:4)"
В какой-то мере, в убеждении Адама есть доля правды: мальчик не увидит небо и землю, если его отец не родит САМОГО МАЛЬЧИКА. Но отец мальчика - НЕ СОЗДАЕТ сам реальный и многообразный МИР, он обманывает мальчика, если говорит ему так.
С другой стороны, Адам может просто передавать дальше (родившимся от него людям) то представление о жизни ("ты видишь мир - значит, ты живой") и о смерти, которое он сам получил от Бога: что "мир перестанет существовать" (то есть: что восприятие Адамом реального мира прекратится - как будто прекратился сам мир вместе с Адамом).

Вот оно, мое предположение о раздельном понимании Адамом "Доброго бога-отца", который просто весь мир создал и НИЧЕГО от Адама НЕ ТРЕБОВАЛ (Бог из первой главы Книги Бытие), и "Господь Бог" для Адама - отличается именно тем, что ОН УГРОЖАЛ Адаму СМЕРТЬЮ (переписанная с добавлением "Господа" вторая глава, где Адам получает наказ не прикосаться к Древу Познания под страхом своей смерти, а после подвергается хирургической операции при рождении Евы).
Это и есть - "Жестокий Бог-Отец" Адама.
Два диаметрально разных "бога" с точки зрения измученного и испуганного Адама - это в реальности один-единственный Бог-Творец. М-да: с самыми благими намерениями осчасливить Адама в будущем по разумению Бога.

Когда Бог-Творец ушел из Эдемского сада (с планеты Земля), Адам стал САМ называть себя "Богом"/"Господом": как "воплощение двуликого Бога на земле" над всеми Адамами и Евами: он зачинает детей, но он же угрожает их убить за неповиновение.
Каин и Авель знали Адама ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО как карающего Бога (они воспринимают его как "Господа"), да и Ева родила Каина после грубого изнасилования Адамом (приобрела я человека от Господа).
Подтвержение этому - рождение Сифа Евой после смерти Авеля:
"25. И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. (Книга Бытие 4:25)"
Когда Адам зачинал Еве Сифа - он был добр и ласков к ней (с точки зрения ее восприятия - как добрый "Бог"). Видимо с Авелем - тоже.

Почему Адам так поступил? А мог ли он поступить иначе?
Адам - воспитанный Богом сын и сам - земной родитель Евы. Воспитанная им, она зовет его Богом/Господом.
По замыслу Творца: Адам (от земли) и Ева (от Адама) - только дети Бога, своих детей у них НЕТ: люди, физически отделяющиеся от Адама и Евы - это младшие братья Адамы и сестры Евы. Но ни Адаму, ни Еве это было просто не понять: их жизнь была сликом тяжела и трудна, слишком изломана властью более сильного существа.

В главе 5 Книги Бытие:
"1. Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2. мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
3. Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. (Книга Бытие 5:1-4)"

На английском языке:
"1. This is the book of the generations of Adam. In the day that God created man, in the likeness of God made he him;
2. Male and female created he them; and blessed them, and called their name Adam, in the day when they were created.
3. And Adam lived an hundred and thirty years, and begat a son in his own likeness, after his image; and called his name Seth:(Genesis 5:1-4)"

И вот здесь я вижу прелюбопытную вещь: и мужчины, и женщины - Богом названы "Адамами" без разбору на мужской и женский пол.
А также здесь видно, что Адам пытается повторить вслед за Богом-Творцом: претензию на создание своих сыновей и дочерей.
Однако Бог СОЗДАЕТ ЖИЗНЬ ИЗ НИЧЕГО: из глины и своего дыхания (а также из Адама - в случае с Евой), а Адам использует свое тело, сконструированное и предназначенное Богом для рождения через Адама - Детей Бога-Творца.
Адам не хочет быть копировальным аппаратом опасного Бога - вот он и "подвинул" Единого Творца в картине мироздания, заняв его место и называя порожденных своим телом людей - СВОИМИ детьми. Вместо Детей Бога.
Впрочем, скорее всего Адам это делал не из вызова Богу - а с целью уберечь рожденных от него людей - от знания о настоящем Боге. То есть Адам защищает Еву и рожденных от него Евой детей ОТ БОГА: как мать-одиночка своих детей - от опасного и непредсказуемого отца.

Комментарий Православного священника на различие между Богом и Господом:

"Имена Бог и Господь – самые распространенные в библейских текстах. Первым именем переводчики на славянский и русский языки перевели еврейское слово Елогим. Оно встречается в Библии около 2500 раз. Чаще всего оно употребляется тогда, когда говорится о едином истинном Боге. Он противопоставлен идолам – ложным «богам».

Словом Господь в нашей Библии переведено имя, которое встречается более 6000 раз. Евреи с глубокой древности его не произносили по причине благоговейного страха. По начертанию оно представляет собой слово, состоящее из четырех букв (тетраграмматон) - YHWH. Переводчики Священного Писания на греческий язык передают его словом Кюриос (Господь). Чаще всего оно употребляется тогда, когда говорится о Божестве как абсолютном, вечном, самобытном Существе: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14)."

Таким образом, я прихожу к мнению, что в тексте "Бог"/"Господь" ПОСЛЕ СОТВОРЕНИЯ МИРА (когда настоящий Бог ушел из Эдема) - это земной родитель ребенка (или глава "рода" людей или новый встреченный человек), который показывает свое расположение какими-то благами и при этом требующий ПОВИНОВЕНИЯ, принесения жертв, совершения обрядов в честь СЕБЯ и грозящий смертью за непослушание.

"26. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа. (Книга Бытие 4:26)"

Мне кажется, что история рассказывает развитие самосознания у первых людей: это бинарная логика, которая только и может помочь выжить в тяжелых и непредсказуемых условиях.
Любой человек, который обещает данному персонажу что-то хорошее - "Бог"; любой человек, который угрожает или требует повиновения - "Господь". Любой "посланник Господа" - это человек-исполнитель от требующего повиновения человека-правителя.

Появились всевозможные религии, различные "родоначальники" и разные традиции для отличения "своих" от "чужих".
P.S. Адам не собирался ВСЕРЬЕЗ убивать никого из порожденных им детей - он только грозил им, чтобы добиться от них повиновения СЕБЕ. Но для Каина "воспитательная" угроза Адама стала СМЕРТЕЛЬНОЙ угрозой для его жизни, когда Каин не смог ЗАСЛУЖИТЬ ОДОБРЕНИЯ от Адама.
Я думаю, для самого Адама стало ЖУТКИМ ШОКОМ, что "пустая угроза" - обернулся настоящей, самой первой смертью среди людей.
Однако Адам не решился сам убить Каина (возможно, потому что АДАМ ЗНАЛ, что Каин - равный ему человек перед настоящим Богом - но солгал/умолчал об этом родившимся от него детям с самого начала), вопреки своим ранним "воспитательным" угрозам - только изгнал его.
Tags: my, psychology, religion, society
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments